kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование коучинговой технологии на уроке в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему :"Использование коучинговой технологии на уроке в школе". В докладе рассмотрено развтие педагогических методов и приемов, предлагается педагогам попробовать в своей работе применить технологию коучинга. Что такое коучинг, как эту технологию может применять на уроке учитель, приведены примеры. При помощи коучинговой технологии на уроке можно задействовать и оценить как более сильных, так и слабых учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование коучинговой технологии на уроке в школе.»



Использование коучинговой технологии на уроке в школе.



Подготовила

учитель украинского языка

и литературы

Навизинская Н.В.


Новые стандарты и форматы работы не спешат приходить в наши школы – педагоги привыкли видеть себя в старых схемах. Выбор всегда делает учитель, он отвечает за результат ученика, в этом его социальная миссия. Однако параллельно с консервативными установками стали заявлять о себе новые образовательные стратегии, обеспечивающие вовлеченность ученика в процесс своего образования.
Из нового, применяемого нами на практике: метод конкретных ситуаций (кейс-студии), обучение действием, модульное обучение, дебаты и управленческие поединки. Я хочу поговорить с учителями о коучинге.

Коучинг – это умение личности, создавая осознанность и ответственность в другом человеке, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.

Основой взаимодействия в коучинге является уважение и принятие человека, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанности вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.

Взаимодействуя таким образом, коуч способствует росту и развитию личности.


Ключевые установки и ценности коучинга (англ. coaching – обучение, тренировки) нам знакомы, они естественным образом включаются в любое учебное занятие: развитие навыков целеполагания и проектирования, разработка гипотез и продвижение проектов, опора на творческую инициативу, позитивную мотивацию, желание пробовать, ошибаться, идти дальше. Что важно – они близки к форматам личностного развития, причем не только наших учеников, но и самих учителей. За счет глубокой включенности во взаимодействие учитель тоже получает стимул для изменения качества своей жизни.
Итак, представьте, что вы коуч. Перечислю пять установок коуча: «Со всеми моими учениками все ОК»; «Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор»; «Изменения не только возможны, но и неизбежны»; «У каждого ребенка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого»; «Любое намерение ребенка основано на позитивном стремлении для себя». Как видим, в педагогичности установок не приходится сомневаться.

Но, как свидетельствует практика, именно этот, самый важный ресурс обновления образования, не в полной мере соответствует сути происходящих изменений. Традиционная позиция учителя-ментора до сих пор доминирует в образовательном процессе. Даже тогда, когда он применяет инновационные, личностно-ориентированные технологии, формально соблюдая технологическую последовательность педагогических процедур, во взаимодействии с учащимися он занимает прежнюю позицию.

В формулировании целей урока продолжают доминировать глаголы: дать, рассказать, показать, объяснить, поставить ученика в ситуацию субъекта, оценить, проверить и т.д. Квалификационное требование к умению учителя привлечь учащихся к постановке целей урока чаще всего реализуется посредством задания учителем типового алгоритма, в соответствии с которым дети формулируют цель. Учитель таким образом нацеливает ученика на деятельность и результаты урока, а не спрашивает у него, чего тот ждет от урока, какую цель ставит перед собой. Учащиеся об этом и не задумываются, и не умеют это делать. Даже если учитель даст им образец формулирования цели, то для ученика она останется формальной, так как это не его цель, а учителя.

И в сугубо личностно-развивающей технологии проектного обучения учитель сам задает тему проекта, распределяет задания, дает указания по выполнению каждого этапа проектирования и каждого действия в нем, сам оценивает качество выполнения проекта и выставляет отметку. И таким образом из технологии выхолащивается ее развивающая, личностно-ориентированная сущность: технология инновационная, а суть остается традиционной.

Вместе с тем отечественные и зарубежные исследования о психолого-педагогических механизмах развития личности свидетельствуют, что оно не может осуществляться только за счет интериоризации внешних действий во внутренний план, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Необходимо рефлексивное обращение человека к своей внутренней сущности, к познанию себя, своих потребностей, способностей, жизненных целей, индивидуальных особенностей и к сознательному соотнесению их с возможностью и необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют для него актуальную ценность.

Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Основоположник гуманистической педагогики К.Роджерс, основываясь на собственном педагогическом опыте, выделил условия личностно-ориентированного (значимого) учения, заложив, таким образом, идеи современного коучингового подхода в образовании:

— наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;

— принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств. К.Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику;

— недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;

— необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.

На переход от компетентностей ментора и организатора деятельности учащихся к овладению компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча) ориентируют современного учителя и новые требования к его квалификационной характеристике.

Несмотря на общность педагогической позиции относительно наставника, советчика, организатора отношений (тьютора) и партнера, фасилитатора (коуча) сущностная характеристика этой поддержки и сопровождения у них различна. Для сравнения представим ее в табличном виде:

 

Личностные качества учителя,

отражающие его субъектную статусную позицию в образовательном процессе

Наставник (управленец),посредством властных полномочий, инструктирования, указаний и систематического контроля направляет деятельность на решение сиюминутных педагогических задач

Тьютор (организатор, советчик), организующий деятельность по решению образовательных и жизненных проблем в конкретных ситуациях и предлагающий способы их решения

Коуч (партнер), актуализирующий посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождающий в долговременном индивидуально-личностном развитии

Осуществляя индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровень обученности, обучаемости и воспитанности), обеспечивает успешное усвоение базовых знаний, умений и навыков

Диагностируя образовательные и личностные особенности учащихся и их познавательный и творческий потенциал направляющими советами обеспечивает успешное решение частных проблем в зоне ближайшего развития обучающихся

Стимулируя рефлексию обучающихся своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития

Установки на обучаемость и развитие учащихся

Ребенка нужно всему учить, так как сам он ничему научиться не может. Научить его можно только в зоне его актуального состояния. Уровень его развития предопределен генетически

Ученик способен сам овладевать знаниями и умениями, если обучение осуществляется под руководством учителя (взрослого) с опережением его актуального состояния, но в зоне ближайшего развития, а содержанием обучения являются способы решения познавательных задач и проблем

Изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны.Для этого у каждого есть все необходимые ресурсы.Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым.

Каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя.

В основе любого действия ученика – позитивное намерение

Предпочитаемые методы и технологии обучения

Инструктирование и указания.Объяснительно-иллюстратив- ное изложение.Репродуктивные упражнения.

Алгоритмические предписания.

Контроль качества усвоения ЗУНов и нормативного поведения

Задачный метод.Проблемное изложение.Проблемно-поисковое и проблемно-исследовательское обучение.

Имитационно-игровое обучение.

Учебная дискуссия.

Метод проектов.

Мозговой штурм.

Метод критического мышления

Коучинг-технологии.Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.

Тоны голоса.

Метод глубинного слушания.

Индивидуальные и групповые коуч-сессии.

Партнерское сотрудничество.

Колесо жизненного баланса.

Шкалирование.

Линии времени.

Метод планирования Гантта.

Стратегия творчества У.Диснея.

Мозговой штурм WORLD CAFE

 

Сравнивая и обобщая табличные признаки типов учителя, осуществляющего персонифицированную поддержку ребенка в обучении, можно ясно увидеть отличительные признаки коуча.

Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.

Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают людям открыться, думать о себе – одна из важнейших компетентностей коуча. Используя сильные вопросы, коуч в совместной интенсивной работе подводит человека к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет внимание на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах.

Стимулируя рефлексию обучающихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития.

Осознавая различия в позициях наставника, тьютора и коуча, учитель при этом должен понимать, что эти различия не означают их антагонистического противопоставления. Один и тот же учитель в одних ситуациях, например, при овладении обучающимися базовыми умениями и навыками, будет наиболее эффективен как наставник, в других, например, при выборе и построении учеником индивидуальной образовательной программы тьютором, а при его выборе профиля обучения и постановке образовательных или жизненных целей – коучем.

 

Технологично эти признаки проявляются в образовательном процессе посредством:

— совместного с учеником моделирования и погружения в жизненную ситуацию (воображаемую или инсценированную), ориентированную на непосредственное эмоциональное проявление индивидуальных ценностей и открытие для себя смысла в том, что подлежит усвоению;

— вербализации учеником своих оценочно-смысловых установок в контексте изучаемого предметного материала и эмоциональное переживание столкновения личностных смыслов ученика с теми, которыми наполнено изучаемое содержание, посредством выведения его на уровень решения проблем (моральных, социальных, экологических, исторических, религиозных, этнических;

— постижения и раскрытия социальной и личностной значимости изучаемого содержания с позиций личностных ценностей как собственных смыслообразующих оснований своей жизни (мировоззрения, смысла жизни, самоотношения);

Эти приемы аксиологической направленности встраиваются в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др.). Особенностью же коучингового подхода в реализации этих технологий является:

— диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектированияи 4 вопросов планирования и реализации урока.

1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

Учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.);

Примеры вопросов:

— Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?

— Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? …

— Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?

— Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.

(Примечание: при фронтальной работе с классом обращение с вопросом во всех предыдущих примерах и последующих следует начинать: «Каким каждый из вас видит…?» вместо обезличенного: «Каким вы видите…?». Когда ученик сам будет ставить перед собой эти вопросы, то в них он будет обращаться к своему «Я».)

Далее учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определенные во времени).

Когда цель будет учеником точно определена в деталях, тогда ее можно обсуждать, мысленно просматривать разные варианты ее достижения. Вопросы формулируются только в позитиве, направлены на проверку зоны контроля и экологичности.

Примерные вопросы:

— Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?

— Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?

— В чем конкретно заключается твоя цель?

— Если бы на этом уроке ты мог получить то, что хотел, то что бы это было?

— Как ты узнаешь, что достиг цели?

— Насколько от тебя зависит достижение цели?

— Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

— Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?

— Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …?

— Почему эта цель важна для тебя?

— Какие конкретные преимущества этой цели для тебя (класса, школы, семьи, друзей)?

— Насколько достижение этой цели соответствует и взаимодействует с требованиями нового образовательного стандарта (ФГОС), данной школы, учителя, родителей; с видением своей миссии, мировоззрением и другими «высокими» целями?

— Каковы возможные осложнения и последствия при недостижении цели?

— К какому времени реалистично или необходимо достичь цели?

— Какое влияние это окажет на твою жизнь?

— Как сочетаются твои результаты и результаты других людей?

2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

Примерные вопросы:

— Как ты можешь достичь цели?»;

— Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.

— Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

— Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

— Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?

Взгляд на способы деятельности из будущего:

— Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному?

— Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?

— Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?

3. Этап реализации плана( приверженность цели).

Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся.

Примерные вопросы:

— Почему эта цель важна для тебя?

— Как ты можешь пойти дальше?

— Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.

— А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?

— А если еще на один балл?

И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

4. Этап завершения (рефлексия).

— Как ты поймешь, что достиг цели?

— Какие самые важные вехи ты замечаешь?

— Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?

— Как эти задачи были взаимосвязаны?

— Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

Создание доверительных отношений посредством применения техник: присоединения (проявлением интереса, повтором слов и фраз, позой, взглядом); тоны голоса; глубинное слушание.

Техники коуча крупным планом

Многие приемы коучинга близки педагогике.
Открытые вопросы.

 Не навязчиво выясняющие «да или нет», а провоцирующие на размышления, дискуссии и звучащие в нас потом еще много часов и дней. Вопросы, которые продвигают.
Колесо баланса.

 На занятиях оно может покатить нас в разные стороны. Как глубоко мы готовы продвинуться в разных направлениях? Новая тема – отлично, но давайте прикинем, что, как будем изучать, что можно обсудить сейчас, а что оставить на потом или для самостоятельной работы. Для составления колеса баланса нарисуем окружность (на доске, флипчарте, на листе бумаги) и разделим ее на 8–10 равных частей. Эти части могут заполняться самым разным содержанием (разделы в изучении темы, элементы занятия, этапы проекта, главные герои романа и т.д.). Визуализация позволяет выделить главное, найти правильное соотношение, составить план, оценить себя.
Оценочная шкала. 

В сочетании с колесом баланса она творит чудеса и позволяет проводить мгновенный анализ готовности к той или иной работе, выбору нового направления. Работает, проверено на себе.
Для определения важности (роли, очередности, уровня освоения) разных сегментов на колесе используем 10-балльную шкалу, где 0 означает наименьшую важность, стартовый уровень, а 10 – максимальную значимость или первоочередность. Оцениваем каждый сегмент не по стандартным требованиям, а исходя из личного либо коллективного мнения и ситуации занятия.
Размечаем шкалу от 0 (в центре круга) до 10 (на его границе), затем указываем «цену» каждого сектора. Чтобы колесо баланса было более понятным, можно применять цветовую разметку. Далее – анализируем полученные результаты: над чем стоит поработать, с чего начать, от чего отказаться и пр. Конечно, шкалирование для измерения и сопоставления проектных шагов, оценки своих достижений, вклада в командную работу и многого другого могут применяться и без колеса.
Пирамида логических уровней. 

В эту конструкцию укладывается работа по освоению любого материала. Снизу вверх. Кто, когда и с кем? Что делал, будет делать? Как именно? Почему и зачем? Какова моя роль в этом процессе? Для кого и для чего я буду ее выполнять? Итак, на вершине оказывается тот самый личностный смысл, который иногда так трудно пристегнуть к уроку формально-назидательными способами. Этот метод незаменим для проектирования совместных дел, обсуждения планов на будущее и для мини-форсайтов.
Каждый уровень связан с другими и влияет на них с разной степенью интенсивности – в зависимости от близости к вершине пирамиды. От окружения к идентичности и смыслам, миссии. По такой пирамиде можно «разложить» и проанализировать любую деятельность, проделать это для любой позиции и социальной роли не только от своего имени, но и от лица исторической личности, литературного героя, товарища по команде. Прием позволяет лучше осознать действия, установки, понять смысл.
Включение творческого разума. 

«Три стула», «Три шляпы» и особенно «Стол менторов» – об этих приемах учителям говорить не надо, все знают: они отлично работают с тупиками типа «мы не подготовились», «не поняли темы» и т.п. Используются самые разные подходы: предложить выбрать «особые» шляпы или стулья, предложить всему классу пригласить авторитетных экспертов, которые и отыщут выход из положения.
Сейчас возьмем за основу упражнение «Стол менторов». Допустим, у нас есть пока не решенный, но важный вопрос (проблема). Сформулируем его – запишем. А теперь пригласим экспертов (менторов) – тех, кто мог бы помочь нам с поисками ответа. Кстати, это совсем не обязательно должны быть ученые или преподаватели; подойдут и вымышленные персонажи, и давно почившие императоры или военачальники, и даже явления природы.
Эксперты «появляются» – с ними общаются группы учащихся или представители класса. На подготовку ответов могут понадобиться время и специальные источники. Каждому из приглашенных задается ранее поставленный вопрос – и они отвечают, исходя из возможностей и особенностей персонажа. Им могут быть заданы уточняющие вопросы.
На прощание каждый «высокий гость» дарит классу или команде особый подарок. Что это за подарок, каким он может быть? Ученики воображают и описывают его – с упором на важность подарка для решения проблемы. Потом обязательно благодарят экспертов за помощь.
Линия времени. Учит каждого управлять временем урока и личным временем. Именно так можно устанавливать трафик для разных групп детей – готовить задания на фиксированное время выполнения, организуя урок или целый модуль как согласованную работу в офисе. Линия времени

это удобный визуальный образ для прорисовки целей и определения шагов их реализации. Возьмите какой-нибудь образовательный проект. Представьте себе, каким он будет через месяц, что изменится, какие результаты будут достигнуты? Нарисуйте схематически линию времени. Что будет происходить с вами, вокруг вас, вокруг этого проекта? Как можно нагляднее представьте это. А теперь посмотрите на эту точку – «плюс месяц», мысленно пройдите весь путь до нее и назад и сформулируйте, что вы сделали для того, чтобы добиться этих результатов. Теперь загляните в более отдаленное будущее (на 3, 4, 6 месяцев вперед). Опишите, какой результат хотелось бы иметь к тому времени. Что вы уже сделали для того, чтобы добиться этого результата? Эта техника помогает целостно и эффективно планировать будущее, помня как о краткосрочных, так и долгосрочных целях.
Стейкхолдеры. Технология, которая позволяет «отойти подальше» и увидеть объективный ракурс проблемы за счет привлечения мнения заинтересованных лиц. Как отразится твое решение на ближнем и дальнем окружении? На что повлияет, что изменит в планетарном масштабе (а вдруг)?

В приведенных выше способах актуализации субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе на основе коучингового подхода предметом ценностного для личности осмысления являлось изучаемое предметное и метапредметное содержание и приобретаемые при этом новые смыслы, как когнитивная и компетентностная основа творческого потенциала личности. При этом важно, чтобы и смысловая ценность самой субъектной творческой деятельности была предметом ценностного осмысления обучающихся с позиций значимости для личностного саморазвития и успешной самореализации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование коучинговой технологии на уроке в школе.

Автор: Навизинская Наталья Викторовна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Восемь  мифов о программировании "
    ["seo_title"] => string(34) "vosiem-mifov-o-proghrammirovanii-1"
    ["file_id"] => string(6) "222464"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436334406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства