Я считаю,что каждый должен знать свой родной язык. В наш век языкам малочисленных народов грозит исчезновение. Не зря великий педагог К.Д.Ушинский писал:"Когда исчезает народный язык,народа нет более!" и это правильно,т.к. исчезли некоторые племена адыгов,как убыхи,жанеевцы,махоши.
И для сохранения своего родного языка я провожу не только уроки,но и составляю сценки на адыгейском языке,сценарий к праздникам,которые дети с удовольствием исполняют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Язык основа народа»
« Язык – основа народа».
«Язык – величайшая сила в человеческом обществе»
/ Гегель /
Сила языка,как средства общения и воздействия на формирование личности, в наши дни возрастает.В языке заключен человеческий дух,отражено челове- ческое сознание.В нем все:философия народа,социальный путь,проиденный народом,история и культура народа.Изучение родного языка во взаимосвязи с историей,литературой,культурой может и должно сохранить основные ценности народа,которые окажутся решающим фактором в правильном фор-мировании нового человека. Человеческая мудрость,человеческий талант,образ жизни,обычаи,культура, этикет и все остальное,относящееся к человечеству,сосредоточены в языке как понятие,как сознание. В.Г.Белинский писал: «Создать язык невозможно,ибо его творит народ;фило-логи только открывают законы и приводят их в систему,а писатели только творят на нем сообразно с законами». Любой народ,любая национальность вырабатывали веками нормы общения,нормы поведения,мысли,идеи,по - рядки при участии сотен и сотен миллионов поколений людей и фиксирова- ли все это в национальных языках как понятие,как средство для передачи опыта одного поколения другим поколениям. Родной язык – основа развития интеллекта,формирования черт характера, основа становления личности,способной создавать национальные и обще- человеческие культурные ценности.Родной язык – наилучшее средство поз-нания истории и культуры народа,его души и характера,воспитания любви и уважения к родному народу и родине.Родное слово формирует человека с самого рождения как тип,как представителя особой нации. Адыги испокон веков осуждали кичливость,несдержанность,неуважение к женщинам,старшим,несправедливость,жадность,обман,клевету,защищали свою честь,совесть,свободу,дорожили долгом защиты слабого,гостеприим- ством,дружбой с соседними народами,проявляли почтительное внимание к обычаям и порядкам других народов,обладали мужеством и верностью,за- ботились о здоровом и полноценном продолжении рода,честно и умело тру- дились,любили свою Родину и защищали ее до последнего вздоха.
Все это многообразие жизни отразилось в словах,понятиях,в языке народа. «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина…» - говорил К.Д.Ушин- ский.И исходя из этого,он подчеркивал,что «язык,конечно,есть один из могу- щественнейших воспитателей человека». Человек,не знающий родного языка,не способен усвоить духовные ценности своего народа,не может быть носителем его культуры.Культура любого на – рода тесно связана с его мышлением,а стало быть,с его языком.Язык не только средство общения людей,но и средство фиксации и закрепления духовного богатства народа.Поэтому вместе со знанием языка усваиваются нравы,обычаи и традиции народа.Академик Д.С.Лихачев писал: «Если бы жизнь народа строилась по его собственным традициям,изнутри националь- ного духа,то тогда наша окружающая действительность была бы человечней, достойней нас и всех остальных». Человек сегодняшнего дня бесчисленными нитями связан с прошлым своего народа;без этого народа не было бы настоящего.Народы на протяжении многих веков создали множество материальных,культурных и духовных цен- ностей,без которых немыслима жизнь современного человека.Они накопили немало житейского опыта,разумных обычаев,традиций,которые могут слу- жить школой мудрости,способной оказать помощь современному поколе - нию в решении сложных вопросов человеческих взаимоотношений.Люди прошлого оставили в наследие разнообразные по форме поучительные об – разы поведения человека,достойные примеры верности,бескорыстной друж- бы,самоотверженного служения отечеству и своему народу.Народные тради-ции и обычаи донесли до нас мудрую организацию воспитания подрастаю-щего поколения,подготовку его к практической жизни. Для усвоения подрастающим поколением традиций,обычаев своего народа в своей воспитательной деятельности,во внеурочное время провожу такие обряды как «Кушъэхапх», «Лъэтегъэуцу», «Цыпх ш1ыхьаф», «Хьанцгуащ», «Наречение ребенка», «Появление первого зуба у ребенка» и др.Все это де - тям очень нравится и активно учавствуют в них.Кроме этого, здесь мы используем пословицы,поговорки,песни,разные народные игры,танцы.Ведь все это развивает память и мышление детей,они накапливают знания,уме - ния,формируют свое мировоззрение. В наш век языкам малочисленных народов грозит исчезновение.Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Когда исчезает народный язык,народа нет более!»Ведь исчез же убыхский язык,а вместе с ним и народ.И для сохране- ния своего родного языка я тоже вкладываю свой маленький труд;т.е. не только провожу уроки,но и составляю сценки на темы «Убзэ зэгъаш1э, уилъэпкъ ш1у лъэгъу», «Учи свой язык,люби – народ»; «Бзэр – лъэпкъым ылъапс» «Язык – основа народа»; «Ш1уфэсхэр» «Благопожелания»; «Ч1эгъ-ч1элъыбзэр» «Подязык адыгов» и др.Кроме всего этого,я использую для инсценировок отрывки из произведении Т.М.Керашева. Для воспитания подрастающего поколения велико значение устного народ- ного творчества.У нас есть немало сказок,сказаний,легенд.Через них воспи- тываем в детях добро,которое в конечном итоге побеждает зло.Мы, также, инсценируем их.Это «Рождение Саусэруко», «Саусэруко возвращает огонь», «Как Саусэруко вернул людям просо» и многие другие сказки.Я считаю,что вся эта языковая культура и история нужны для формирования полноценной личности и сохранению самого адыгейского языка.Выражать свою мысль, свои знания,говорить на языке своей матери – это счастье.Отрадно и то что, адыгейский язык и литература изучается не только адыгами,но и представи-телями других национальностей.На адыгейском языке почти свободно у нас в школе говорят многие учащиеся неадыгейского происхождения.И они учавствуют в тех мероприятиях о которых я говорила. Адыгейский народ – ныне малочисленный,но это не говорит о том, что его язык проще или беднее языка многочисленного народа,что у этого народа нет истории,культуры,традиций,обычаев,заслуживающих изучения. Наобо –рот,мы считаем,что духовные ценности,созданные адыгами веками,носят в себе много полезного,познавательного для всего человечества. Богатый адыгейский язык должен быть сохранен и использован для воспита- ния у адыгских детей тех качеств характера,которыми гордились наши предки.Адыгейский язык должен стать носителем всего духовного богатства народа и лучшим воспитателем в жизни.