kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование нравственной культуры подростков через изобразительную деятельность в условиях детского дома

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее», подчеркнул лидер нации Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Будущее нашей страны напрямую зависит от воспитания наших детей, от ценностей, которые мы им прививаем сегодня.

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственной культуры подростков через изобразительную деятельность в условиях детского дома»

Формирование нравственной культуры подростков через изобразительную деятельность в условиях детского дома





«Научись сперва добрым нравам,

а затем мудрости, ибо без первой

трудно научиться последней»

Сенека

«Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее», подчеркнул лидер нации Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Будущее нашей страны напрямую зависит от воспитания наших детей, от ценностей, которые мы им прививаем сегодня.

В Послании Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране.
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев. 

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (Песталоцци, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное становление личности, считая, что только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных ситуациях и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». (Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940. Т. 1. С. 133.)

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Нравственность — это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность — это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек — это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.

В педагогической литературе (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов) нравственность рассматривают как личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства как доброта, порядочность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Нравственный человек — это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в виде соответствующих  убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и др.

Таким образом, мы видим, что к нравственному воспитанию надо подходить как к целостному процессу, в котором все стороны морального облика личности развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

Важным аспектом в содержании нравственного воспитания детей является их возрастной период. Необходимо определить возрастные психологические и физиологические особенности , так как они непосредственно влияют на формы, методы и содержание нравственного воспитания.

Нравственное воспитание подростков в условиях детского дома – одно из приоритетных и сложных направлений нашей работы. Связано это с тем, что детям, поступившим в детский дом, часто свойственна заниженная самооценка, которая затрудняет их адаптацию к предложенным условиям жизни.

Средний возраст детей, находящихся на сегодняшний день в детском доме, от 10 до 18 лет. Именно в этом возрасте у ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к ранней юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно. Подростковый возраст – время психологической неустойчивости. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться теми убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды в процессе воспитательной работы. Таким образом, воспитатель должен строить свою деятельность, учитывая особенности подросткового возраста.

Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию.

Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого и нравственного развития, также же незаменимо в жизни каждого ребенка образование в области искусства.

Во все времена искусство представляло собой важную составляющую часть жизни человеческого общества. И только искусство может развивать чувства ребенка: душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, нравственные ценности.  Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять его проблемы, найти ключик к той волшебной двери, за которой открываются бескрайние просторы детских тайн постижения мира? Как, не навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского восприятия, научиться у них открытости и искренности, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка? Заинтересованный педагог постоянно задает себе эти вопросы.

Искусство влияет на мироощущение и миропонимание подростка, характер общения и творческий потенциал формирующейся личности.

Изучение изобразительного искусства направлено на воспитание художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, красоте окружающего мира, эмоционально-ценностного отношения к искусству, уважения к истории, традициям, культуре разных стран мира.

Искусство учит «мыслить образами», учит ставить себя на место другого человека, сочувствовать, жалеть, прощать — оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания.

«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству»

 Томас Манн.

Роль искусства в нравственном воспитании заключается в способности максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка.

Основная задача в работе с «повзрослевшими детьми» - оказывать посильную поддержку и ориентирование к принятым нравственным нормам и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей подростков с учетом индивидуальности каждого и конечно же личный пример самого педагога.

Приобщение воспитанников к культуре искусства - необходимое условие для достижения цели воспитания - формирования целостной личности,

Искусство гармонизирует и развивает все духовно - нравственные способности человека, необходимые в различных областях творчества.

Очень важно подростков обогатить представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в изобразительном искусстве посредством дополнительного образования в области культурно досуговой деятельности, а в точности на занятиях кружка «Волшебная кисточка» в условиях детского дома.

Прежде чем приступить к занятиям , я даю ребятам определенный план наблюдения. Например, при выполнении этюда на тему «Первый снег» я обращаю внимание детей на зимние деревья: какого цвета ствол дерева, как лежит снег на веточках дерева, что темнее зимой – небо или земля, какого цвета небо и т.д. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе.

Также ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по разным темам. Выполнение таких заданий развивает у воспитанников собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств и формирование у подростков таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание.

Особое внимание обращаю не на умения правильно или не правильно рисовать, а на выразительность и творчество, предоставляю возможность каждому воспитаннику заявить о себе свободным рисунком. Анализируя работы, выполненные в цвете, определяю их умение понимать, что говорит один цвет другому, способность видеть взаимодействие различных цветов, а это составляет важнейшую особенность художественного видения и вкуса. Исходя из этой общей картины, я помогаю воспитанникам в выборе своего пути по ступеням лестницы знаний. Каждый шаг- это и остановка для того, чтобы, в чем - либо разобраться. Очень важно воспитанникам создать такую атмосферу, чтобы они были уверены в успехе, каждого подбодрить, вселить веру в свои силы. Дать почувствовать ребятам что старается он не напрасно, что его старания и усилия принесут в конечном итоге успех. Что особенно дорого мне в и творческих работах воспитанников, так это простор для воображения, возможность «разветвляться» в разных направлениях.

Анализируя свою работу с детьми, могу сказать, что не сразу, не вдруг приобщаются они к творческому подходу. Главное же в моей работе – пробудить вкус к творчеству, формировать духовную культуру, заставить звучать в каждом ребенке его «главную струну».

Учитывая полученные результаты работы, а это отражается в том что воспитанники участвуют в Областных, городских конкурсах по изобразительному искусству и занимают призовые места, я еще раз убедилась в том, что двигаюсь в правильном направлении.

В заключении следует отметить, что духовно-нравственное воспитание ребенка в современных социальных условиях необходимо рассматривать как фактор гармоничного существования в социуме на основе гуманистических ценностей. В процессе формирования духовно-нравственного поведения подростка перспективным является возможности системы дополнительного образования детей в условиях детского дома.

Практическая часть с педагогами.

О, чудо дивное –искусство!

В нем страсть, и красота, и чувство!

Здесь все трепещут, и творят,

И жаждой творчества горят!

А вы горите жаждой творчества? Для творчества нужны цветные карандаши и маленькие листочки бумаги. Сейчас начнутся «чудесные превращения» .

Послушайте загадки и попробуйте нарисовать отгадки. Победит тот, кто сделает это быстро и правильно.

1. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево).

2. Зимой и летом одним цветом. (Елка).

3. Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё беда:

Она их главная еда. (Трава)

4. Ног нет, а идет.

Глаз нет, а плачет. (Туча)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Кожахметов Бахтияр Жеметович

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 456050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Формирование основ семейных ценностей через призму изобразительного искусства» "
    ["seo_title"] => string(89) "formirovaniie-osnov-siemieinykh-tsiennostiei-chieriez-prizmu-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "103281"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402576615"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства