kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование особого внимания педагогов, к созданию условий и средств по всестороннему развитию обучающихся в малокомплектной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данноой статье на основание своего опыта работы предлагается решение одной из насущных проблем современности - проблемы малокомплектных школ. В статье предлагается ряд мероприятий для социализации личности учащихся в школе смаленьким количеством детей. Этот материал может быть интересен учителю и замдиректору по воспитательной работе. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование особого внимания педагогов, к созданию условий и средств по всестороннему развитию обучающихся в малокомплектной школе.»


Чувашова А.И.,

КГУ «Валерьяновская ОСШ»,

учитель географии,


ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ ПЕДАГОГОВ, К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ ПО ВСЕСТОРОННЕНМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером

для ученика является сам учитель. А. Дистервег [1].

Безусловно, спланированная и эффективная деятельность учителя влияет на результативность в обучении и воспитании обучающихся.

Я считаю, что личностные результаты обучающихся во многом зависят от развития у него самореализации, самораскрытия, самовоспитания. Учителю необходимо спланировать свою деятельность таким образом, чтобы главной целью выступал ученик, являющийся субъектом познавательного и воспитательного процесса, преобразующий все информационное поле в соответствии со своими познавательными и творческими потребностями. Деятельность учителя по достижению у учащихся личностных результатов должна быть направлена на развитие целостной личности, способной принимать нестандартные решения, искать и находить свое место в условиях социально-экономической неопределенности, разбираться в многогранных проблемах взаимодействия общества и природы, справляться с решением глобальных проблем современности. Системно-деятельностные результаты учащихся – это не только усвоение знаний, но и овладение способами усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка, формирование его как личности.

Казалось бы, что малокомплектная школа в этом плане имеет преимущества перед обычной школой:

-фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником;

-учитель глубже знает индивидуальные особенности и условия жизни каждого ученика, имеет большие возможности совместной работы с семьёй;

- личностно - ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика;

- учителю легче осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

- близость природы позволяет вести практическую направленность учебной деятельности  обучающихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.).

-на селе имеются благоприятные условия для трудового воспитания;

- ученик и учитель "слышат" друг друга, так как живут практически в одинаковых условиях, их объединяют общие проблемы их села;

-дети в таких школах добрее, отзывчивее, самостоятельнее.

Эти и некоторые другие особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне эффективности.

 Но в малокомплектных школах есть и ряд недостатков:

- обучающиеся в маленьких селах обделены наличием кинотеатров, музеев, крупных библиотек и других культурных заведений. Есть только школа – единственный центр культуры;

- более низкий образовательный уровень населения, в результате приводит к низкой мотивации обучающихся;

- из – за небольшого количество детей в классе нет здорового соперничества между обучающимися, что является стимулирующим фактором для улучшения обучения;

- более низкий уровень жизни некоторых сельских семей, не позволяет обучающимся получать достойное образование после окончания школы;

- в связи с малым количеством детей в классе нет возможности для полной социометрии и рефлексии достижений;

Все это говорит о том, что в большей мере от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами, идти по ней уверено. Поэтому труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.

Как же решить вышеизложенные проблемы?

Конечно для повышения культуры обучающихся, учителя и библиотекари школ по возможности организовывают поездки в ближайшие города с целью посещения музеев и других культурных и спортивных учреждений.

Из своего опыта работы для повышения мотивации обучающихся, предлагаю следующее:

1. По десятибалльной системе проводить рейтинг по прилежанию. Так как в малокомплектной школе обучающихся мало, рейтинг можно провести сразу для всех их. В конце каждой четверти, по каждому предмету, учитель оценивает прилежание ученика. Все баллы по каждому обучающемуся суммируются. Общая ведомость по школе, выявит самых прилежных обучающихся. По решению коллектива учителей поощряются первые 3-5 обучающихся. В качестве поощрения может быть все что угодно (грамота, благодарственное письмо и т.д.). В конце учебного года подводятся итоги за год. Результаты рейтинга заносятся в лист достижений, в котором обучающиеся фиксируют свои успехи по четвертям и учебным годам. По итогам года поощряются обучающиеся, занявшие самую высокую позицию и их родители.

Этот рейтинг помогает обучающимся, неуверенным в своих способностях проявить себя, является для них стимулом. Рейтинг мотивирует детей быть прилежными, а значит выполнять все задания, что и приведет к улучшению качества знаний.

2. В таких школах учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Для повышения статуса нуждающихся в этом детей большую роль играет воспитательный процесс. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы.

Большую пользу в этом могут оказать недели психологии, проводимые весной и осенью. Хорошо организованная и проведенная такая неделя, может выявить творческих, одаренных, талантливых обучающихся.

Например, неделя психологии по теме: «Человек, полюби человека…»

План недели

День недели

Мероприятия

Класс

Понедель-ник

Акция «Возьмёмся за руки, друзья» - создание символа класса из контуров ладоней всех учащихся класса.

2-9

Вторник

Общешкольная психологическая акция «Радуга настроения»

1-9

Среда

Общешкольная акция «Забор пожеланий»

2–9

Четверг

Общешкольная психологическая акция «Следопыт»

2-9

Пятница

Конкурс ораторского мастерства на тему «Психология – это...»

7-9

Сквозные акции

1.Олимпиада по психологии на уроках самопознания

2. «Классная картина». Видиоролик о классе.

3.Домашнее задание: коллаж «Один день в школе».

4. Акция «Перестройка».

2-9

5-9

В данной неделе принимают участие педагоги вместе с обучающимися.

В рамках этой недели обучающиеся получают заряд позитива. К примеру, в акции «Перестройка» в которой участвуют все обучающиеся, ребята выстраиваются, по просьбе ведущего: по росту, цвету глаз, размеру обуви и.т. Здесь школьник может быть выделен только за то, что у него самые голубые или карие глаза, самый большой размер обуви, он самый высокий. Для обучающихся, которым не хватает внимания, понимания это уже будет супер.

3.Так как обучающиеся учатся в классах с небольшим количеством детей, не все из них могут быть уверенными в себе среди незнакомых сверстников. Для решения этих проблем необходимо как можно больше организовывать для них различные мероприятия, где они могли бы развивать ораторское мастерство, свои организаторские и творческие способности. Как правило, во внеурочное время школьник чувствует себя более увереннее, чем на уроке.

Предлагаю мероприятие «Тропой индейцев» - состязание между племенами (организованными путем жеребьевки) среди обучающихся 7-9 классов).

Целью: создание мотивационной среды для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы, развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через работу в разновозрастных группах, развитие коммуникативной культуры, творческих способностей в нестандартной обстановке.

Вождями и старейшинами племен назначаются обучающиеся старших классов (что повысит их самооценку).

Учитель: сегодня мы узнаем что значит «раскурить трубку мира» и «зарыть топор войны».

Условия конкурса: племя , набравшее больше всех баллов в каждом конкурсе, получает перо. Выигрывает племя, получившее больше всех перьев.

Представление команд и эмблем . Эмблема – тотем (оберег) связывает племя, с территорией проживания, с законами социальной жизни.

I. конкурс. Разминка: работа в группе –за 1минуту собрать материк (разрезанные контуры материков Северная Америка.)

II. конкурс «И один в поле воин». Команда выбирает одного участника, который в течение 2 мин готовит пантомима по заданной теме:

1.Показать племени, что найдено стадо бизонов.

2.Показать племени, что движется стихия.

3.Показать племени, что за горой находится племя врагов.

III. Конкурс «Зоркий глаз» - Шифровка.

Учитель: вы знаете, что во времена индейцев главное их качество – умение читать шифровки. В течение 2 минут расшифруйте спрятанные в шифровку реки. (работа в группе)

А

Р

К

М

И

С

С

С

В

Я

Т

О

Г

М

Ь

А

О

Г

А

И

Е

Р

В

А

Л

О

И

И

Н

З

А

Й

С

Н

Т

И

Я

К

О

С

Р

Ю

Н

С

О

И

О

Д

А

Р

О

Л

С

У

К

О

Ь

И

П

М

А

К

Е

З

И

Подсчет баллов набранных командой. Итоги подводятся с учетом количества слов расшифрованных командой.

IV. конкурс. Хороший индеец – мудрый индеец. Объясните как вы понимаете крылатые фразы-высказывания вождей индейцев [2]

1.племя: «Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал». «Хороший человек видит хорошие знаки».

2. племя: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть». Вождь Белое Облако. «Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели».
3.племя
«Все связано, подобно крови, объединяющей всех нас. Человек не ткет паутину жизни, он просто вплетен в нее. Что бы он не делал, этой паутине - он делает себе». Вождь Сиэтл 1854г. «Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти».

VI. конкурс. Изготовление оберега племени. В течение 3 минут на трубку племя, используя нарезанную на геометрические фигуры (треугольники, круги, прямоугольники, узенькие полоски разного цвета) самоклейку. После выполнения задания все племена защищают свои проекты, рассказывая, что они изобразили на обереге и почему.

Племенам даются объяснения Символики геометрических узоров в жизни североамериканских индейцев.

Символ воды – непрерывная ломанная линия; квадрат , прямоугольник, ромб – символ земли; треугольник вершиной вверх – символ горы , восхождение к небу; кривые – символ стихии; круги – символы Солнца, Вселенной; отпечаток руки – символ охраны;

Символика цвета: синий - Луна, небо, грусть; красный - день, кровь, раны, закат; желтый – рассвет, день, Солнце, восток; зеленый- земля, лето, дождь, растения, юг; белый- зима, снег, север; коричневый- ночь, холод, запад, смерть;

Учитель: «Жизнь человека - круг от детства к детству, и так происходит во всем, где движется сила». Вождь индейцев Черный Олень, оглала сиу.

Защита проекта, обмен оберегами между племенами.

VII. Подведение итогов конкурса. Победителем является племя, получившее больше - перьев.

Рефлексия: исполнение общего ритуального танца, говорящего о примирение племен.

Этот конкурс может помочь школьному психологу, классному руководителю выявить ребят с организаторскими способностями, заниженной самооценкой, творческих. Так же позволяет провести социометрию обучающихся.

4.Для повышения статуса семьи, предлагаю в конце учебного года проводить для родителей общешкольное мероприятие «От сердца к сердцу», на котором отмечать более достойных родителей, благодарить их за успехи детей в школьной жизни, хорошее воспитание.



Литература

1.А. Дистервег [ Электронный ресурс] // Сидоров С.В, сайт педагога - исследователя.- http://si-sv.com/board/a_disterveg/9-1-0-20

2. Высказывания-великих-индейцев.18954 https://forum.the-west.ru/index.php?threads/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алла Изотовна Чувашова

Дата: 27.04.2021

Номер свидетельства: 579452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ"
    ["seo_title"] => string(79) "obnovlieniie-sodierzhaniia-shkol-nogo-obrazovaniia-v-malokompliektnykh-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "282006"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453636524"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства