kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Есть у ПРироды четыре сестрицы". Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по изучению и закреплению времен года и православных праздников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Есть у ПРироды четыре сестрицы". Методическая разработка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СТАНИЦЫ ЯРОСЛАВСКОЙ

МУНИЦИПЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по духовно – нравственному воспитанию детей

«Есть у природы четыре сестрицы»



Разработчик:

Портянова Наталья Павловна

Должность: педагог -организатор

Станица Ярославская 2023 год



Оглавление

Аннотация…….………………………………………...................3 стр.

Введение…….……………………………………………………..3-4стр.

Основная часть …………………………………………………….4–7стр.

Заключение….……………………………………………………..7 стр.

Список использованных источников………………….…………7-8 стр.

Кластер «Времена года с православными праздниками»…….8- 11стр.



































Аннотация

Данная методическая разработка имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для использования педагогами дополнительного образования, классными руководителями в воспитательной работе, на уроках по окружающему миру в работе с детьми младшего школьного возраста. Именно этот возраст благоприятен для формирования важных человеческих качеств, основой для которых является культура православного христианства.

Цели разработки:

Познакомить с опытом работы по формированию у детей ценностных

ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно - исторических и духовных традициях русского народа, в образовательном процессе обучающихся МБУДО «Дом детского творчества» станицы Ярославской

Задача методической разработки:

Формирование первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.

Возрождение православных и народных традиций.

Знакомство с достоянием предков, которое поможет детям - вырасти личностями, сознающими свою причастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа, умеющими любить и ценить духовное богатство и мудрость народа. Повышение познавательной активности детей, активизация словаря.


Введение

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по- особенному. Недаром Русь часто называли Святой. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Детство– период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.



Основная часть

Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание на занятиях творческого объединения «Возвращение к истокам» реализуется через познавательную деятельность, направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с действительностью; через эстетическую деятельность, направленную на закрепление в структуре личности ребенка положительных образов и чувств и практическую деятельность, направленную на воспитание положительного отношения к труду, деятельности ради общего блага, приучение к ответственности за свои дела и поступки.

Поэту на занятиях ставятся следующие цели и задачи.

Цель: приобщать детей к духовно-нравственным отечественным традициям посредством художественно-продуктивной деятельности.

Задачи.

Обучающие:

Дать детям первоначальные представления об основных православных праздниках, показать их тесную взаимосвязь с традиционным укладом жизни русского народа.

Содействовать формированию у детей первоначальных представлений о духовном мире.

Познакомить детей с доступными для их понимания произведениями художественной литературы, музыки, живописи, иконописи, связанными с тематикой непосредственно образовательной деятельности.

Учить детей работать с разными материалами, пользоваться инструментами при изготовлении традиционных подарков к праздникам.

Развивающие:

Развивать у детей уважительное и бережное отношение к окружающему миру (милосердие, сострадание, доброту, любовь, честность).

Содействовать развитию речи детей: обогащению словарного запаса, повышению выразительности, навыков праздничного общения.

Развивать у детей эстетический и художественный вкусы посредством образцов традиционной духовной культуры.

Воспитывающие:

Воспитывать у детей уважение к нравственным нормам христианской морали.

Связь жизни народа с природой, трудом, с культурой православного христианства отражена в занятиях.

Важную роль в решении этой задачи играют традиции православной культуры, помогающие молодому поколению обрести нравственный идеал и морально-этические нормы поведения русского человека.

В своей работе использую следующие методы:

Наглядно-действенный метод используется во время:

рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

  • проведения подвижных русских народных игр;

  • наблюдений;

  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений;

  • диалоговые беседы

  • ответов на вопросы педагога, детей;

  • рассматривания наглядного материала;

  • рассказов детей о своих впечатлениях;

  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод 

  • используется, когда необходима подготовка к праздничным мероприятиям.

Православные праздники, которым предшествует большая обучающая и воспитательная деятельность. Кропотливое и вдумчивое вхождение в православный христианский мир, который неразрывно связан с жизнью народа, выливается в праздники, посвященные православным Святым и священным датам.

Православные праздники - общецерковные торжества в православии, посвященные особому воспоминанию, чередующихся священных событий и чтимых святых. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной Церкви.

Праздник является эффективным средством педагогического воздействия и дает возможность эмоционального познания и освоения окружающего мира и основ нравственности. Православные праздники помогают в восстановлении связи времен и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви. Праздник является одной из самых ярких форм организации досуговой деятельности. Свойство народных праздников радостно преображать все вокруг, помогать людям, ярче переживать и глубже осмысливать события из жизни природы и духовной истории.

Православные праздники с использованием игровых форм, учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в дальнейшей жизни.

Учебная сторона таких мероприятий предполагает знакомство с историей праздника, событиями и обрядами с ним связанными. При этом детская аудитория не должна быть перегружена информацией: оптимальными формами служат беседы и театрализованные сюжетные постановки, игры-путешествия и др. Дети не только являются слушателями и созерцателями, а оказываются активными участниками нравственного выбора и самостоятельного рассуждения о возможных вариантах поведения в различных жизненных ситуациях.

Созданию праздничной атмосферы способствуют красочное оформлением зала, праздничные костюмы, символы праздников.

Значимой для детей любого возраста является игровая деятельность, поэтому использование русских народных игр является обязательным элементом любого праздника. Именно в игровой деятельности заложен огромный воспитательный потенциал: дети учатся коллективному взаимодействию, оказанию поддержки и помощи, у них формируется дух эмпатии и сопереживания.


Заключение


Таким образом, православные праздники, являясь частью православного воспитания- имеют мощный потенциал в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения. А именно: в формировании таких качеств личности учащихся как доброта, человеколюбие, порядочность, ценность семейных отношений.



Использованная литература


1.Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Социально-образовательное проектирование

духовно-нравственном становлении будущего педагога // Современные исследования социальных проблем : Электронный научный журнал. - 2015.- № 10

2. Православие – путь к духовной безопасности русского Человека и русского народа / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Л.Д. Мальцева, Т.Д. Джишкариани.

Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2015

3.Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие/ Под редакцией П.А. Кислякова, Е.А. [] Шмелевой. - Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2016

4. Киселев А.Ф. «Выбор.» - Педагогика.- 2008.- № 9

5. Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России.»- Педагогика-2008.- № 9.

6. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

7. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

8. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - М. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).



КЛАСТЕР

«ВРЕМЕНА ГОДА С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДИКАМИ»

Время года

Месяцы в загадках

Вариант народного названия месяца

Православный христианский праздник

Осень

Лес разделся, 
Неба просинь, 
Это время года — ..

Сентябрь

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

Листопадник

21 сентября «Рождество Богородицы»


Октябрь

Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?

Грязник

14 октября «Покров Пресвятой Богородицы»


Ноябрь

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)

Полузимник

4ноября «Казанской иконы Божией Матери»

Зима

С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла…



Декабрь

Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.

Хмурень

4 декабря «Введение во храм Пресвятой Богородицы»


Январь

По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ...

Просинец

7 января

«Рождество Христово»


Февраль

Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он - ...

Лютень

15 февраля Сретение Господне

Весна

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

Март

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц …

Протальник

8 марта

Обретение мощей блаженной Матроны Московской


Апрель

В ночь - мороз,
С утра - капель,
Значит, на дворе ...

Цветень

Переходящий Праздник «Воскресение Господнее»


Май

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Травень

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

Лето

Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?

Июнь

Тёплый, длинный-длинный день.
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц,
Подскажи-ка?

Разноцвет

9 июня

Тихвинской иконы Божией Матери


Июль

Жаркий, знойный,
Душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи,
За месяц это?

Грозовик

8 июля

Благоверных князей Петра (в иночестве Давида) и Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев


Август

Листья клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи?

Серпень

19 августа

Преображение Господне.(Яблочный Спас)













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Есть у ПРироды четыре сестрицы". Методическая разработка

Автор: Портянова Наталья Павловна

Дата: 26.09.2023

Номер свидетельства: 637269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка «ЕСТЬ У ПРИРОДЫ ЧЕТЫРЕ СТРАНИЦЫ, ЕСТЬ У ПРИРОДЫ ЧЕТЫРЕ СЕСТРИЦЫ" "
    ["seo_title"] => string(98) "mietodichieskaia-razrabotka-iest-u-prirody-chietyrie-stranitsy-iest-u-prirody-chietyrie-siestritsy"
    ["file_id"] => string(6) "145002"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418830600"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства