kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронное портфолио как современный способ оценки результатов профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленной статье рассматривается портфолио как способ оценки профессиональных результатов профессионального образования. Термин «Портфолио», некогда употреблявшийся в бизнесе, политике, деятельности специалистов по кадрам, модельных агентствах, в среде художников, журналистов, активно используется в образовательной практике. В зависимости от того, какова цель портфолио, оно может быть либо краткосрочным, либо длительным, либо постоянным. Портфолио может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электронное портфолио как современный способ оценки результатов профессионального образования»


Электронное портфолио как современный способ оценки


результатов профессионального образования



Храпыкина Марина Сергеевна, зам .директора по ВР ГАПОУ КО «ККСД»


Аннотация

В представленной статье рассматривается портфолио как способ оценки профессиональных результатов профессионального образования. Термин «Портфолио», некогда употреблявшийся в бизнесе, политике, деятельности специалистов по кадрам, модельных агентствах, в среде художников, журналистов, активно используется в образовательной практике. В зависимости от того, какова цель портфолио, оно может быть либо краткосрочным, либо длительным, либо постоянным. Портфолио может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях.


Ключевые слова:


портфолио, оценка, достижения, учебный процесс, накопление, систематизация.

Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно- познавательной деятельности студентов, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и оценки результатов образовательной деятельности. По мере работы с портфолио более выраженными становятся такие компоненты образовательной деятельности, как обработка и структурирование информации, формируются навыки отбора содержания, самооценки и самопрезентации.

Технология портфолио выполняет функцию информационного поиска, систематизации информации, подготовки материала для создания учебно-методического пособия, изучения нового научного направления, освоения инновационных подходов к чему-либо, подготовка материала к печати и т.д. По мнению ряда специалистов, портфолио может стать одним из способов формирования ключевой компетентности –«самоменеджмента». То есть портфолио – это еще и форма оценивания.

В то же время портфолио – своего рода «индивидуальная папка» в которой зафиксированы личные достижения субъекта образовательной деятельности. Как набор работ обучающихся, портфолио связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио планируется заранее и создается в течение достаточно продолжительного периода (семестр, год и более). В данном значении портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетентности, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

В зависимости от того, какова цель портфолио, оно может быть либо краткосрочным, либо длительным, либо постоянным. Портфолио может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях.

В образовательной практике используются такие разновидности портфолио:

Портфолио достижений суммирует результаты работы по конкретному блоку учебного материала.

Рефлексивное портфолио основано на анализе и оценке субъектом целей, хода и результатов своей работы.

Проблемно-ориентированное портфолио отражает цели, процесс, результат решений конкретной проблемы (учебной, научной, профессиональной, социальной).

Компонентами портфолио могут стать самостоятельные работы, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, схемы, проекты, творческие работы, аудио и видеоматериалы, таблицы, анкеты и результаты их обработки, отчеты об интервью, вопросы, дневники наблюдения, письма, глоссарий, грамоты, сертификаты, знаки достижений участия в конкурсах профессионального мастерства, результаты демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills и т.д.

Цель применения данной технологии – научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации; на уровне учебной дисциплины или междисциплинарного курса (МДК)– прослеживать динамику отношения студента к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных и профессиональных достижений.

При использовании такой технологии важно учитывать следующее:

  • нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио; это полностью зависит от автора;

  • есть примерный перечень, из которого можно выбрать те или иные пункты. Поощряются новые элементы;

  • состав портфолио напрямую зависит от конкретных целей.

Желательно, чтобы портфолио включало по крайней мере три обязательных элемента :сопроводительное письмо с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио; содержание портфолио с перечислением его основных элементов;самоанализ и взгляд в будущее.

Критерии оценки портфолио:

- сформированность профессиональных компетенций (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных профессиональных задач и т.д.);

- степень развития общих компетенций (умение работать в малых группах, выступать с докладами и т.д.);

-умение четко аргументировано излагать свою мысль;

- грамотность оформления текстов и решений задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.;

- уровень развития логического мышления (гибкость, рациональность, мышления);

- сформированность самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).

Основные преимущества портфолио
  • В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

  • Позволяет объединить количественную и качественную оценку учебных достижений посредством анализа разнообразных продуктов его образовательной деятельности.

  • Поощряется не только оценка, но и самооценка, взаимооценка, а так же самоанализ и самоконтроль субъектов образовательного процесса.

  • Портфолио направлено на сотрудничество учителя и ученика, преподавателя и студента с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в ходе освоения программы учебной дисциплины.

  • Портфолио дает возможность непрерывной оценки и самооценки в условиях профессионального образования

  • Портфолио легко интегрируется в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально значимых компетенций студентов и способствует развитию их самостоятельности.

Основные недостатки портфолио
  • Внедрение портфолио требует как от преподавателя, так и от студентов организационных и познавательных умений.

  • Портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания образовательных и профессиональных достижений.

  • Высокий уровень субъективности оценки, размытость критериев оценки, состав портфолио и трудоемкость процесса проверки и оценки.

  • Возможность формализма в оценке и самооценке образовательных достижений.

  • Организованные трудности, связанные с необходимостью освоения дополнительных технологий для хранения электронного портфолио.

Примерный план долгосрочного портфолио (портфолио достижений, рабочее портфолио).

Портфолио в колледже

Портфолио – это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе.

Использование портфолио в учебном процессе способствует развитию у студентов навыков методической работы с различными видами учебной и профессиональных знаний, формированию профессиональной рефлексии.

В портфолио могут входить разные виды информации: одноплановые (контрольные работы, тесты); разноплановые (домашние работы и тесты, сочинения, лабораторные работы, видео или аудиозаписи, проекты и т.д.).

Функции портфолио в образовательном процессе:

Диагностическая – позволяет показать те аспекты развития студента, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении;

Целеполагания – развивает у студента умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою деятельность;

Мотивационная – способствует поддерживанию интереса и изучаемому предмету за счет включения разнообразных учебных заданий (творческих, инновационных, юмористических);

Информационная – помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации по изучаемой теме; создать целостное представление об изученном предмете;

Оценивания – дает возможность получения обратной связи и включения процессуальной оценки, раскрывающей не только результат, но и характер его достижения;

Контролирующая – позволяет отслеживать этапы и качество овладения студентами учебным материалом.

В ходе создания портфолио формируется не только профессиональная, но и методическая компетентность. Портфолио способствует организации студентом собственной учебной деятельности, развитию навыков самообучения, оценке перспективы профессионального роста, определению динамики учебно-познавательной деятельности, определению трудностей в усвоении учебного материала по изучаемому предмету или междисциплинарному курсу (МДК).

Портфолио можно использовать на разных этапах обучения.

На начальных этапах обучения, когда происходит становление понятийного аппарата и овладение фундаментальными основами профессионального знания, при создании портфолио акценты расставляются на работе со справочной литературой, монографиями, создании рубрик, направленных на проработку различных научных концепций и их терминологического поля.

На старших курсах создание портфолио имеет больше практическую направленность. Здесь основное содержание представляет работа с эмпирическими данными, со способами и технологиями решения проблем.

Наилучшие результаты по выведению портфолио в структуру образовательного процесса дает обучение преподавателей технологии его создания.

Портфолио документов содержит портфель сертифицированных (документированных и оценочных) индивидуальных образовательных достижений. Он представляет собой систематизированный набор аттестационных работ студента по данному курсу. Создается в течение всего периода изучения дисциплины и представляется преподавателю перед итоговым оцениванием.

Преимущества: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга студента. Ограничения: дает представление только о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития студента, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. Портфолио процесса отражает все фазы и этапы обучения, включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки в ходе выполнения какого-либо учебного задания.

Преимущества: способствует развитию навыков профессиональной рефлексии. Ограничения: сложность в выработке объективных критериев оценивания предоставляемых работ.

Показательное портфолио включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения студентом и преподавателем. Обязательным требованиям является полная и всестороння презентация работы. Входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ.

Преимущества: демонстрация творческих способностей студентов. Ограничения: отсутствует возможность проследить динамику процесса.

Рабочее портфолио включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, для демонстрации прогресса студента в какой- либо учебной сфере. Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики. В него могут быть включены различные творческие и проектные работы студента, а так же написания основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участия в научных конференциях, конкурсах, семинарах, прохождение эффективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, ориентированности на выбранный курс и др. Он оформляется в виде своеобразной «творческой книжки» студента с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Этот вариант портфолио наиболее приемлем для оформления его в электронном виде.

Преимущества: дает широкое представление об учебной динамике по осваиваемой профессиональной программе. Ограничения: представляет широкий массив информации, который трудно систематизировать и оценить, в связи с чем требует чёткой регламентации и уточнения целей, процедуры и критериев оценивания.

Оценочное портфолио включает в себя характеристики отражающие отношения студента к учебной деятельности. В его состав могут входить тексты заключений (о качественно выполненной работы), резюме (подготовленные студентом, с оценкой собственных учебных достижений), эссе рецензии (на статью), рекомендательные письма, отзывы (о выступлении на научно практической конференции) написанные как самим студентом, так и преподавателем или однокурсниками.

Преимущества: дает возможность студенту осознать качество выполняемой учебной деятельности и наметить пути для саморазвития. Ограничения: сложность учета собранной информации.

Тематическое портфолио включает в себя материалы, которые отражают цели процесс и результат какой- либо конкретной проблемы. В него входят работы студентов в рамках той или иной темы курса (модуля). Подходит для выполнения отчета по производственной практике в рамках изучения профессионального модуля.

Преимущества: дает возможность глубокой и детальной проработки отдельной темы. Ограничения: дискретность предоставляемой информации, ее выпадение из общего контекста курса.

Состав портфолио зависит от его вида. Тем не менее преподавателю следует заранее продумать возможные рубрики, варианты учебных и творческих работ, которые являются обязательными и дополняющими.

Традиционно портфолио оформляется в виде папки с прозрачными файлами, в каждый из которых выкладывается информация из отдельного информационного источника. В ходе создания портфолио студенты должны пользоваться разнообразными источниками, однако, портфолио оценивается целиком, хотя каждая из частей может иметь свой аттестационный рейтинг.

Электронное портфолио – это портфолио, реализованное на основе веб-страницы, размещенной в сети интернет.

Для создания электронного портфолио, студенту необходимо обладать навыками использования компьютерных средств и программ. Одними из самых основных и широко используемых программ при формировании электронного портфолио являются: MicrosoftPowerPoint – программа для создания презентаций; MicrosoftWord – программа для материалов, включающих тексты; MicrosoftExcel – программа для создания таблиц; Инструментальные системы создания сайтов– разработка материалов, имеющих гипертекстовую структуру; Графические пакеты (например, Photoshop, CorelDraw и др.; подготовка иллюстративных материалов: обобщающих схем, рисунков.

Однако, с развитием технологий IT-индустрия предлагает возможности для создания электронного портфолио с помощью современных конструкторов сайтов. Используя конструктор сайтов не нужно обладать навыками программирования и знаниями компьютерной верстки, что позволяет распространить эту технологию среди обучающихся различных профессиональных программ.

К популярным конструкторам относят TildaPublishing иWordPress.

Сервис uPortfolio это бесплатный онлайн сервис, который позволяет самостоятель но создать красивое и профессиональное электронное портфолио [4].

Список литературы

1.Гордиенко, О.В., Князева О.Ю., Кудрявцева Д.А. Подходы к оценке учебных достижений студентов на компетентностной основе. // Подготовка учителя в структуре уровневого образования: Коллективная монография. – М., 2011. – С. 87-90;

2.Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2012. –368 с.;

3.Татьяненко, С.А., Сердученко Ю. В. Роль портфолио в повышении конкурентоспособности выпускника вуза // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 29-33. // URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4076/ (дата обращения: 16.01.2022);

4.Бесплатный конструктор электронного портфолио учителя и ученика[Электронный ресурс] // URL: http://uportfolio.ru/

5.uGuide Ваш гид по самостоятельному созданию сайтов [Электронный ресурс] // URL: https://uguide.ru/rejting-luchshij-konstruktor-sajtov-runeta.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Храпыкина Марина Сергеевна

Дата: 09.02.2023

Номер свидетельства: 625244

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Информационно-образовательная среда –  важнейший компонент новой системы образования "
    ["seo_title"] => string(91) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-vazhnieishii-komponient-novoi-sistiemy-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "228630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441433470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование ИКТ на уроках физической культуры и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "131973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства