kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дробные движения в русском народном танце.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дробные движения в русском народном танце. План - конспект для детей 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Дробные движения в русском народном танце.»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств р.п. Жигалово»











План – конспект открытого урока


Тема:

«Дробные движения в русском народном танце»



Преподаватель хореографического коллектива


Алфёрова Наталья Анатольевна











р.п. Жигалово






План-конспект по народно-сценическому танцу




Предмет: народно – сценический народный танец.
Класс: 6 класс (3 – й год обучения)

Тема урока: «Дробные движения в русском народном танце»

Цель урока: Формирование навыков творческого самовыражения обучающихся средствами русского народного танца.

Задачи урока:

• закрепление, углубление и расширение знаний, навыков у обучающихся по основам русского народного танца;

• развитие техники исполнения дробных движений русского народного танца на середине зала;
• укрепление опорно-двигательного аппарата обучающихся;

• развитие метроритмического рисунка у обучающихся;
• формирование сценической культуры исполнения дробных движений русского народного танца;

• развитие познавательных интересов и творческого потенциала у обучающихся.

Тип занятия:

Комбинированное, практическое.

Методы обучения:

• словесные (объяснение, диалог);
• практическая работа (показ).

Педагогические технологии:
• здоровьесберегающая технология;

• личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Межпредметные связи:

• классический танец;



Организационно-педагогическое обеспечение занятия:

Технические средства и оборудование:
- хореографический зал
- баян.









Структура занятия:

1. Организационный момент.

(3 минуты)
- построение обучаюшихся, знакомство с темой занятия;

- вступительное слово;

- поклон - приветствие педагогу, концертмейстеру и гостям.

2. Основная часть.

(35 минут)

Разминка:

На середине зала (движение по кругу):

ходы русского народного танца.

Теоретическая часть:

Пояснения о приемах и технике исполнения дробных выстукиваний в русском народном танце, о характере и манере исполнения в женском и мужском танце.
Практическая часть:

Дробные комбинации на середине зала на месте и в продвижение по кругу. Дробные комбинации во вращение с продвижением.

3. Заключительная часть занятия.

(2 минуты)
- подведение итогов занятия;
- поклон.





Ход урока:

  1. Организационный момент.

- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

- обозначение темы.

Тема занятия - «Дробные движения в русском народном танце». Традиционно урок народно – сценического танца строится из экзерсиса у станка и экзерсиса на середине урока. Наш урок сегодня включает движения из экзерсиса на середине зала.

- вступительное слово:

Русский народ создал множество ярких изобразительных танцевальных движений, выработал манеру их исполнения и своеобразную пластику, отвечающие темпераменту, характеру и национальному духу. Дробные выстукивания – один из самых распространенных элементов русского народного танца. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими – стучащими, но они могут быть и тихими – журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.


- поклон в характере русского народного танца. Муз. р-р 2/4



2. Основная часть.

- обучающиеся перестраиваются по кругу.

- разминка на ходах русского народного танца (Муз. р-р 2/4):

  • - простой с каблука и с носка;

  • - переменный шаг;

  • - переменный шаг с притопом;

  • - шаги с притопом подряд с продвижением вперед;

  • - боковой шаг с притопом с продвижением вперед;

  • - двойные боковые притопы с продвижением вперед;

  • - дробная дорожка каблуками с продвижением вперед.


Теоретическая часть: Дробь в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными – два удара одной ногой и даже тройными – по три удара одной ногой. Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.


Практическая часть:

Удары каблуками. Муз. р-р 2/4

- I комбинация (дробная дорожка каблуками и притопами);


- обучающиеся перестраиваются в шахматный порядок на середину зала.

Удары всей ступней. Муз. р-р 2/4
- II комбинация (на переступаниях в сторону, начало комбинации на сильную долю такта с изменением ритмического рисунка);

- III комбинация (на переступаниях в сторону, начало комбинации на «затакт» с изменением ритмического рисунка);


Двойная дробь. Муз. р-р 2/4

- IV комбинация (дробь с притопами, начало комбинации на «затакт» с изменением ритмического рисунка на сильную долю такта )

- V комбинация

Удары ребром каблука. Муз. р-р 2/4(трехтактовое построение)

- VI комбинация (на сочетание ударов каблуками и полупальцами с изменением ритмического рисунка);


Дробные движения в верчениях. Муз. р-р 2/4

- VII комбинация (двойная дробь в продвижение на середине зала);

- VII комбинация (усложненый вариант с выносом ноги на каблук с изменением ритмического рисунка);


3. Заключительная часть занятия.

- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

- поклон. Муз. р-р 2/4



Методическое приложение

Ходы и дробные выстукивания русского народного танца

1. Простой шаг.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног - I свободная. 

- С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу. 

2. Переменный шаг.

Движение занимает один такт. И.п. - I свободная.

- С продвижением вперед.

Первая четверть, первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой ногой вперед. Вторая четверть, первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - пауза.

3. Переменный шаг с притопом.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает один такт.

- С продвижением вперед.

Первая четверть , первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой ногой вперед. Вторая четверть, первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом, вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой. 

4.  Шаг с притопом.

- С продвижением вперед.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I свободная.

Первая восьмая - шаг правой ногой вперед. Вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

5. Боковой шаг с притопом.

- С продвижением вперед.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I свободная.

Первая восьмая - шаг правой ногой вправо. Вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

6. Двойные боковые притопы.

- С продвижением вперед.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает 1 такт. И.П. - I свободная.

Первая четверть. Первая восьмая – шаг с ударом правой ногой вправо. Вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу. Вторая четверть. Первая восьмая - шаг с ударом правой ногой вправо, вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

7. Дробная дорожка.

Музыкальный размер 2/4. Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая - небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая нога сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении. Вторая восьмая - удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции. Вторая четверть - движение повторяется.

8. Притоп .

Движение может исполняться из любого основного положения ног. Руки также могут находиться в любом основном положении.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает ½ такта.

Затакт - правая нога, сокращенная в подъеме, сгибаясь в колене, слегка приподнимается над полом.

Первая восьмая  - резкий удар всей стопой в пол. Ноги в коленях вытянуты.

Вторая восьмая - пауза.



9. Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы

Исполнитель делает два коротких удара каблуком и подушечкой правой ноги, затем с ударом переступает левой и правой ногой. Исходное положение ног: позиция.

Музыкальный размер:2/4.

Первая четверть. Первая восьмая - удар каблуком правой ноги об пол, колено присогнуто и направлено вперед, носок поднят вверх.
 Вторая восьмая - удар подушечкой стопы правой ноги об пол около носка левой ноги, колено присогнуто и направлено вперед. Тяжесть тела переносится на правую ногу.
Вторая четверть. Первая восьмая - чуть заметный шаг вперед левой ногой, с ударом на всю ступню, колено свободно.
Вторая восьмая - правая нога с ударом опускается около левой ноги на всю ступню, колено свободно. Движение, продолжается с той же ноги или с левой ноги.

10. Двойная дробь.

Музыкальный размер:2/4.

Исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.





Список литературы

технический элемент народный танец

  1. Богданов Г. Урок русского народного танца. / Г. Богданов. – М., 1995. – 103с.

  2. Богданов Г. Работа над сценической русской народной хореографией. . – М., ВЦХТ (« Я вхожу в мир искусства»), 2009. – 160с.,ил.,нот.

  3. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. / К.Я. Голейзовский. – М.,1964. – 94с.

  4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208с.

  5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.

  6. Климов А. Основы русского народного танца. / А. Климов. – М.: Издательство МГИК, 1994. – 268с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Дробные движения в русском народном танце.

Автор: Алфёрова Наталья Анатольевна

Дата: 04.10.2018

Номер свидетельства: 479657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока хореографии по теме "Истоки народного танца""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokakhorieoghrafiipotiemieistokinarodnoghotantsa"
    ["file_id"] => string(6) "298986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456421421"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства