• личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Межпредметные связи:
• классический танец;
Организационно-педагогическое обеспечение занятия:
Технические средства и оборудование: - хореографический зал - баян.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
(3 минуты) - построение обучаюшихся, знакомство с темой занятия;
- вступительное слово;
- поклон - приветствие педагогу, концертмейстеру и гостям.
2. Основная часть.
(35 минут)
Разминка:
На середине зала (движение по кругу):
ходы русского народного танца.
Теоретическая часть:
Пояснения о приемах и технике исполнения дробных выстукиваний в русском народном танце, о характере и манере исполнения в женском и мужском танце. Практическая часть:
Дробные комбинации на середине зала на месте и в продвижение по кругу. Дробные комбинации во вращение с продвижением.
3. Заключительная часть занятия.
(2 минуты) - подведение итогов занятия; - поклон.
Ход урока:
Организационный момент.
- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;
- обозначение темы.
Тема занятия - «Дробные движения в русском народном танце». Традиционно урок народно – сценического танца строится из экзерсиса у станка и экзерсиса на середине урока. Наш урок сегодня включает движения из экзерсиса на середине зала.
- вступительное слово:
Русский народ создал множество ярких изобразительных танцевальных движений, выработал манеру их исполнения и своеобразную пластику, отвечающие темпераменту, характеру и национальному духу. Дробные выстукивания – один из самых распространенных элементов русского народного танца. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.
По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими – стучащими, но они могут быть и тихими – журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.
- поклон в характере русского народного танца. Муз. р-р 2/4
2. Основная часть.
- обучающиеся перестраиваются по кругу.
- разминка на ходах русского народного танца (Муз. р-р 2/4):
- простой с каблука и с носка;
- переменный шаг;
- переменный шаг с притопом;
- шаги с притопом подряд с продвижением вперед;
- боковой шаг с притопом с продвижением вперед;
- двойные боковые притопы с продвижением вперед;
- дробная дорожка каблуками с продвижением вперед.
Теоретическая часть:Дробь в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными – два удара одной ногой и даже тройными – по три удара одной ногой. Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.
Практическая часть:
Удары каблуками. Муз. р-р 2/4
- I комбинация (дробная дорожка каблуками и притопами);
- обучающиеся перестраиваются в шахматный порядок на середину зала.
Удары всей ступней. Муз. р-р 2/4 - II комбинация (на переступаниях в сторону, начало комбинации на сильную долю такта с изменением ритмического рисунка);
- III комбинация (на переступаниях в сторону, начало комбинации на «затакт» с изменением ритмического рисунка);
Двойная дробь. Муз. р-р 2/4
- IV комбинация (дробь с притопами, начало комбинации на «затакт» с изменением ритмического рисунка на сильную долю такта )
- VI комбинация (на сочетание ударов каблуками и полупальцами с изменением ритмического рисунка);
Дробные движения в верчениях. Муз. р-р 2/4
- VII комбинация (двойная дробь в продвижение на середине зала);
- VII комбинация (усложненый вариант с выносом ноги на каблук с изменением ритмического рисунка);
3. Заключительная часть занятия.
- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;
- поклон. Муз. р-р 2/4
Методическое приложение
Ходы и дробные выстукивания русского народного танца
1. Простой шаг.
Музыкальный размер 2/4.Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног - I свободная.
- С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.
2. Переменный шаг.
Движение занимает один такт. И.п. - I свободная.
- С продвижением вперед.
Первая четверть, первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой ногой вперед. Вторая четверть, первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - пауза.
3. Переменный шаг с притопом.
Музыкальный размер 2/4.Движение занимает один такт.
- С продвижением вперед.
Первая четверть , первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой ногой вперед. Вторая четверть, первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом, вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.
Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой.
4. Шаг с притопом.
- С продвижением вперед.
Музыкальный размер 2/4.Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I свободная.
Первая восьмая- шаг правой ногой вперед. Вторая восьмая- левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.
5. Боковой шаг с притопом.
- С продвижением вперед.
Музыкальный размер 2/4.Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I свободная.
Первая восьмая- шаг правой ногой вправо. Вторая восьмая- левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.
6. Двойные боковые притопы.
- С продвижением вперед.
Музыкальный размер 2/4.Движение занимает 1 такт. И.П. - I свободная.
Первая четверть. Первая восьмая– шаг с ударом правой ногой вправо. Вторая восьмая- левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу. Вторая четверть. Первая восьмая - шаг с ударом правой ногой вправо, вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.
7. Дробная дорожка.
Музыкальный размер 2/4. Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая - небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая нога сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении. Вторая восьмая - удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции. Вторая четверть - движение повторяется.
8. Притоп .
Движение может исполняться из любого основного положения ног. Руки также могут находиться в любом основном положении.
Музыкальный размер 2/4. Движение занимает ½ такта.
Затакт - правая нога, сокращенная в подъеме, сгибаясь в колене, слегка приподнимается над полом.
Первая восьмая - резкий удар всей стопой в пол. Ноги в коленях вытянуты.
Вторая восьмая- пауза.
9. Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы
Исполнитель делает два коротких удара каблуком и подушечкой правой ноги, затем с ударом переступает левой и правой ногой. Исходное положение ног: позиция.
Музыкальный размер:2/4.
Первая четверть. Первая восьмая - удар каблуком правой ноги об пол, колено присогнуто и направлено вперед, носок поднят вверх. Вторая восьмая - удар подушечкой стопы правой ноги об пол около носка левой ноги, колено присогнуто и направлено вперед. Тяжесть тела переносится на правую ногу. Вторая четверть. Первая восьмая - чуть заметный шаг вперед левой ногой, с ударом на всю ступню, колено свободно. Вторая восьмая - правая нога с ударом опускается около левой ноги на всю ступню, колено свободно. Движение, продолжается с той же ноги или с левой ноги.
10. Двойная дробь.
Музыкальный размер:2/4.
Исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.
Список литературы
технический элемент народный танец
Богданов Г. Урок русского народного танца. / Г. Богданов. – М., 1995. – 103с.
Богданов Г. Работа над сценической русской народной хореографией. . – М., ВЦХТ (« Я вхожу в мир искусства»), 2009. – 160с.,ил.,нот.
Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. / К.Я. Голейзовский. – М.,1964. – 94с.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208с.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
Климов А. Основы русского народного танца. / А. Климов. – М.: Издательство МГИК, 1994. – 268с.