Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ в процессе производственного обучения»
Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Приморский многопрофильный колледж»
«Дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ в процессе производственного обучения»
Из опыта работы
мастера производственного обучения
Терентьевой Г.В.
г.Партизанск
2018
Тема: Дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ в процессе производственного обучения.
Я- практик, мастер производственного обучения. Моя группа состоит из 8 человек. Все дети с ОВЗ(ограниченные возможности здоровья).
Цель: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность учащегося и сохранить ее, помочь поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие, дифференцировать учащихся по уровню их подготовки, стимулировать учащихся, которым хорошо даются уроки спецдисциплин, п/о поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».
Для достижения цели:
Использование личностного подхода в работе с учащимися, обеспечение положительного эмоционального состояния обучающихся в учебном процессе. Создание на уроках ситуации успеха через дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи обучающимся при ее осуществлении. За время моей работы наиболее приемлемым для меня оказался комбинированный урок, в структуру которого входит: - организационный момент; - объяснение нового материала; - его закрепление и домашнее задание.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это ребята, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения «нетипичные дети», «исключительные дети», «дети с особыми нуждами». И, как говорит обучающийся из моей группы: «Мы дети из элитных школ».
Проблемы специального профессионального образования на сегодняшний день являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь с тем, что здоровье населения всего мира, находится в критическом состоянии, а число детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей-сирот растет. Современные требования к выпускникам начального профессионального образования из числа групп ОВЗ такие же как и ко всем другим.
Образовательная деятельность в подобных группах имеет свою специфику и подходы. Обучаются в них малоспособные подростки с задержкой развития, гиперактивные, с ограниченными возможностями здоровья. Одни читают по слогам, другие не умеют писать, третьи не справляются с простейшими арифметическими действиями, а есть и такие кто говорит с трудом, либо не отдают отчет принятым решениям, слабая логика и плохая память не редкость.
Именно эти особенности, обучающихся и необходимо учитывать в индивидуальных подходах.
Например: в группе у меня обучается молодой человек, ему 21 год, разговаривает грамотно, старается во время урока меня вывести на диалог, совсем не имеющий никакого отношения к занятиям. Каждый урок у него начинается со слов: « Это не мое». Но благодаря моему терпению, уговорам и его старанию, что-то да получается.
И надо видеть выражение лица взрослого человека, его эмоции, после правильно выполненного задания. Он начинает размахивать руками, радоваться, как маленький ребенок и повторять: «Неужели, это я сделал сам. Неужели у меня все получилось!» Фотографирует свое выполненное задание и отправляет маме.
Наряду с решением образовательных задач по ходу урока, и просто как мастер группы, ежедневно в отношении каждого их них и вместе с ними, решаю проблемы разного порядка, влияющие на их настроение – эмоциональное состояние- на что обычно мало обращают внимания, одновременно выстраиваю доверительные отношения.
Например: Молодая, совершеннолетняя девушка,часто приходит на уроки со слезами на глазах. Приходится выяснять, успокаивать. Девушка старательная, но так как у нее плохая память, приходится многократно показывать рабочие операции, усвоение, закрепление учебного материала ей дается с трудом.
Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития обучающихся и способствует более качественному их обучению, росту успеваемости группы в целом и каждого учащегося в отдельности.
Для этого при организации учебно-производственной деятельности стремлюсь к тому, чтобы каждый учащийся успешно овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными образовательным стандартом.
С первых уроков п/о учу правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, санитарной гигиены, умело пользоваться инвентарем, инструментами, прививаю необходимые умения и навыки в процессе выполнения операций. В центре воспитательной работы стараюсь поставить трудовое воспитание. При проведении вводных инструктажей на уроках производственного обучения внушаю, что труд – основной источник материального и духовного богатства, говорю о том, что честный труд в почёте, а высокопроизводительный вдвойне, что нужно каждому развивать инициативу и творчество в работе. Одним из самых важных моментов считаю, с первых дней прививать любовь к выбранной профессии.
При планировании уроков:
- для более сильных предусматриваю на вводном инструктаже решение проблемных вопросов, первичное выполнение показа приемов работ обучающихся.
Для более слабых - планирую, многократный показ изучаемых на уроке приемов, некоторые виды отделочных работ отрабатываю на уроке поэтапно, показ сложных рабочих операций осуществляю по отдельным трудовым приемам с пробным показом каждого приема.
В процессе обхода я задаю вопросы проблемного характера:
-что произойдет, если………….;
-объясните, почему…….;
-если не исправить, то получится…….
Вопросы такого характера побуждают обучающегося к самоконтролю. В результате легче усваивается логическая связь между нарушением технологии и методами устранения дефектов. На уроках производственного обучения обучающиеся осваивают все разделы программы, выполняют все работы установленные перечнем, но по своему конкретному индивидуальному или тестовому заданию трудовыми приемами.
Большое влияние на организацию дифференцированного подхода в обучении оказывает выстроенная система контроля формирования умений и навыков обучающихся. Для это применяю все виды контроля- текущий, периодический и итоговый На уроках производственного обучения также применяю тесты на проверку правильности выполнения трудовых приемов, применения теоретических знаний на практике, тесты- процессы.
Как ни велико значение учебных мастерских для овладения профессией, подготовка квалифицированного рабочего завершается в производственных условиях – на предприятии. В процессе обучения на производстве обучающиеся приобретают практический опыт работы с новыми материалами, приспособлениями, производственный опыт и соответствующую квалификацию. Обучение на предприятии – решающий период в подготовке квалифицированных рабочих.
Я рада, что и от меня во многом будет зависеть, каким войдёт в самостоятельную жизнь будущий молодой специалист и с какой буквы – строчной или прописной – будет вспоминать ученик имя своего мастера.
У меня небольшой педагогический стаж, причем с большим разрывом. Работала много лет в строительной компании, но очень приятно было получать грамоту за хорошую работу , в честь Дня строителя, вместе с моим бывшим учеником , теперь уже кадровым работником строительной отрасли.
Тест 1-го уровня
на применение профессиональных знаний в производственной деятельности
Профессия: «Штукатур»
Тема: «Подготовка поверхностей под оштукатуривание»
Задание: Выберите из предложенных материалов, те которые применяют при подготовке стыков разнотипных поверхностей.
1. Драночные щиты
2. Войлок
3. Металлическая сетка
4. Деревянные пробки
5. Проволока
Эталон ответа: 3; 5;
Тест 2-го уровня
на последовательность операций
Задание: Расположите в технологической последовательности выполнение улучшенной штукатурки
на применение профессиональных знаний в производственной деятельности
Профессия: «Штукатур»
Тема: «Подготовка деревянных поверхностей»
Задание: дайте определение понятию:
В описании процессов, подготовки деревянной поверхности под оштукатуривание, заполнить пропуски словами и фразами.
При подготовке поверхности, доски шириной 10 см. надкалывают 1…… 2.Чтобыуменьшить теплопроводность и звукопроводность……….. 3.Сортируют дрань на………. и…………… 4.Набивают нижний простильный ряд…… 5.Расстояние между драницами……….. 6.После набивки простильной драни приступают к……… 7. Концы наращиваемых драниц соединяют……….
Подтекстовые слова и фразы; 1.в надколы забивают клинья;
2.натягивают рогожу, мешковину, войлок;
3.на простильную и выходную;
4. под углом 90°; 5. 45×45 мм;
6.набивке выходной драни;
7.не впритык, а с зазором 2..3мм.
Тест 2 –го уровня
на применение профессиональных знаний в профессиональной деятельности
Профессия: «Штукатур»
Тема: «Приготовление растворов»
Задание: Ответьте на вопросы:
1. По каким признакам классифицируют растворы?
2. Какие компоненты используют для приготовления раствора?
Эталон ответа: 1. По виду вяжущего; по способу твердения; по назначению.