kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Час общения на тему: «Незнание закона не освобождает от ответственности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних,воспитание правового сознания учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Час общения на тему: «Незнание закона не освобождает от ответственности»»


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Матвеево-Курганская специальная школа-интернат»

(ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат)



Час общения на тему:

«Незнание закона не освобождает от ответственности»



Подготовила и провела: Клименко М.А.



2018-2019 уч. год


«Незнание закона не освобождает от ответственности».


Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с видами ответственности за правонарушения, научить применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Воспитательная: сформировать у обучающихся чувство ответственности за свои поступки, уважительное отношение к закону.

Коррекционно-развивающая: развивать речевое общение, расширить кругозор детей, пополнить словарный запас.

Предварительная работа:

  • подготовить с детьми инсценировки ситуаций;

  • на внеклассных занятиях с детьми поговорить о правах и обязанностях детей;

  • отобрать необходимый материал;

  • создание сценария;

  • создание презентации.

Форма проведения: час общения.

Место проведения: класс.

Оборудование: проектор, презентация, карточки с ситуациями, яблоки, воздушные шары.

Ход мероприятия:

Воспитатель. « Как видите в руках у меня две нити. (Одна нить прямая, другая извилистая и запутанная)
С чем можно сравнить эти нити?(с жизнью)
А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
Что будет если нить запутанна? (Трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.

Воспитатель. Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний час общения - это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность».

Воспитатель. Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?

  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?

  • На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, все можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности? (Ответы детей)
Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон

Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовь себя к этому! В жизни вам придётся постоянно делать выбор и ставить вопросы: «Кто я и чего хочу?» Имея багаж правовых знаний, этот выбор будет всегда в рамках закона.

Воспитатель. А что такое закон? (Ответы детей)

Воспитатель: ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

Воспитатель. Где прописаны эти законы?
Ответы детей: Законы записаны в Конституции - основном законе государства.

Игра «Ассоциации». 

Воспитатель. С какими словами у вас ассоциируется слово «закон»? (дети говорят по одному слову)

Закон -…………………………(порядок, безопасность, люди, жизнь и т.д.).

Воспитатель. А чтобы назвать, где в наше время прописаны законы еще , вам необходимо разгадать анаграммы (напомнить ребятам, что такое анаграммы и как их решать): МИНДИСИТРАЫТВНЙА, КСОДЕК ЙУОГОВНЛЫ, КОКЕСД ЙТУДОРВО, ЕКОСДК ЗАНОК ОБ ОБВРАИЗОАНИ. Правильно законы прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Административном кодексе», в Уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.

Воспитатель. (Демонстрация книг на слайдах.)
Разгадав анаграммы мы с вами выяснили , что у нас в государстве есть кроме Конституции: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Воспитатель. Сейчас мы с вами более подробно поговорим о Конституции Р.Ф. В Конституции РФ во 2 главе определены права и свободы человека и гражданина.

Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности (выбрать отдельно права и отдельно обязанности).

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Воспитатель.

«Полет на воздушном шаре».

Мы с вами вспомнили какие у вас есть права, а теперь представьте, что вы - аэронавты, путешествующие на воздушном шаре. Набрав высоту, шар вдруг начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав ребенка. Нужно оставить только три из них, чтобы шар вновь набрал высоту.

Карточки:

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

(Каждый ребенок говорит какие права он оставит и почему?)

Воспитатель. Почему ты считаешь, что нужно оставить только эти права?

(Выбрать 3 права и прикрепить на гелиевые шары)

Вопросы для обсуждения игры.

1.Почему вы оставили только эти три права?

2.Какое они имеют значение для вас?

Воспитатель. Помимо прав у каждого человека есть обязанности и ответственность. Права тесно связаны с обязанностями.

Воспитатель. Реальное соблюдение прав и обязанностей – не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл права.

Воспитатель. Представьте себе вот такую ситуацию:
(инсценирование ситуации )
Семья: дедушка читает газету, мама пишет, папа читает книгу. Забегает сын Петя. 
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть) 
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки! 
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Дедушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Дедуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Вопросы залу.

Воспитатель. Что получилось в этой семье? (Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Ведь у всех нас как в повседневной жизни, так и в школе, есть не только права, но и обязанности, которые мы обязаны выполнять.)

Воспитатель. В Конвенции о правах ребенка в 29 статье говорится о том, что у человека есть не только права, но и обязанности. 

Воспитатель. Итог: Ребята, а у вас есть обязанности?(вопросы классу и залу).

Какие обязанности у вас есть в школе, дома?

Воспитатель. Мы с вами уже вспомнили, что у каждого из вас есть права и обязанности. Ребята, подумайте и ответьте мне, что у нас есть помимо прав и обязанностей?(ответ детей)

Воспитатель. Правильно вы несете ответственность.

Ответственность-это

Существует 4 вида юридической ответственности:

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)

Воспитатель. Сейчас мы с вами поговорим об уголовной ответственности.

Уголовная ответственность наступает с 14 лет. Т.е.уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет, но это не значит, что до 14 лет подростки не наказываются. По решению суда их могут направить в специальное учреждение закрытого типа, сроком до трёх лет. Я попрошу вас ответить на некоторые вопросы.

Воспитатель. До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

Ребят, а вы знаете с какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)

Воспитатель. В Трудовом кодексе есть Глава 42., Которая называется «ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ.» Там прописано, что допускается применение труда лиц, достигших 14 лет.  На основании ч.3 ст.63 ТК РФ обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются: письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства;  работа не должна мешать учебе; работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка. Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования .

Для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет продолжительность рабочего дня не может быть более 2,5 часа. (18 часов или 12 часов  в неделю при совмещении с учебой)

Воспитатель. Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права: Конституцию и законы. Вы должны помнить , что за совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания.

Воспитатель. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Задание на доске: выбрать из предложенного списка варианты: Что приводит к совершению преступлений и правонарушений?К безответственному поведению?

  • Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

  • Зависть.

  • Незнание, чем себя занять

  • Отсутствие любимого дела (например, увлечение спортом или рисованием)

  • Жадность.

  • Доброта.

  • Алкоголизм и наркомания

  • Низкий материальный уровень жизни населения.

  • Помощь другим

  • Стремление человека удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.

  • Ответственное отношение к учебе, знаниям.

Разбор заданий всеми вместе после индивидуального выполнения.

Итог: 

ПРИТЧА. 
Жили в горах два мудреца. Один был добрым, к нему ходили люди. Другой мудрец был злым, его никто не посещал. Разозлился он и решил отомстить. Поймал бабочку, положил ее на ладонь и спрашивает, что будет с ней если я ее прихлопну? Сам в это время думает, что скажет добрый мудрец. Если скажет погибнет, а я ее отпущу. Если скажет будет жить, то я ее прихлопну. Приходит к мудрецу, много людей собралось. Держит в руках бабочку и спрашивает, что с ней будет если я … Добрый мудрец отвечает, все в твоих руках. 

Воспитатель. Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего часа общения, вы будете совершать только хорошие - ответственные поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

Рефлексия.

Воспитатель. На парте вы видите «дерево мнений»

На этом древе каждый из вас поместит либо зеленое яблоко, что значит - я выбираю ответственное поведение, либо красное яблоко – я выбираю безответственное поведение.

















7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Час общения на тему: «Незнание закона не освобождает от ответственности»

Автор: Клименко Марина Андреевна

Дата: 26.08.2019

Номер свидетельства: 518350

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "«Закон на нашей земле» (деловая игра)"
    ["seo_title"] => string(42) "zakon_na_nashiei_ziemlie_dielovaia_ighra_1"
    ["file_id"] => string(6) "452561"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1516903148"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства