Просмотр содержимого документа
«Час общения на тему: «Незнание закона не освобождает от ответственности»»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Матвеево-Курганская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат)
Час общения на тему:
«Незнание закона не освобождает от ответственности»
Подготовила и провела: Клименко М.А.
2018-2019 уч. год
«Незнание закона не освобождает от ответственности».
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся с видами ответственности за правонарушения, научить применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Воспитательная: сформировать у обучающихся чувство ответственности за свои поступки, уважительное отношение к закону.
Коррекционно-развивающая: развивать речевое общение, расширить кругозор детей, пополнить словарный запас.
Предварительная работа:
подготовить с детьми инсценировки ситуаций;
на внеклассных занятиях с детьми поговорить о правах и обязанностях детей;
отобрать необходимый материал;
создание сценария;
создание презентации.
Форма проведения: час общения.
Место проведения: класс.
Оборудование: проектор, презентация, карточки с ситуациями, яблоки, воздушные шары.
Ход мероприятия:
Воспитатель. « Как видите в руках у меня две нити. (Одна нить прямая, другая извилистая и запутанная) С чем можно сравнить эти нити?(с жизнью) А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.) Что будет если нить запутанна? (Трудно найти концы) А применительно к нашей жизни?
Представьте себе, что жизнь любого человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.
Воспитатель. Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
И сегодняшний час общения - это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность».
Воспитатель. Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, все можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности? (Ответы детей) Жители стали жить по законам.
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон
Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовь себя к этому! В жизни вам придётся постоянно делать выбор и ставить вопросы: «Кто я и чего хочу?» Имея багаж правовых знаний, этот выбор будет всегда в рамках закона.
Воспитатель. А что такое закон? (Ответы детей)
Воспитатель: ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.
Воспитатель. Где прописаны эти законы? Ответы детей: Законы записаны в Конституции - основном законе государства.
Игра «Ассоциации».
Воспитатель. С какими словами у вас ассоциируется слово «закон»? (дети говорят по одному слову)
Закон -…………………………(порядок, безопасность, люди, жизнь и т.д.).
Воспитатель. А чтобы назвать, где в наше время прописаны законы еще , вам необходимо разгадать анаграммы (напомнить ребятам, что такое анаграммы и как их решать): МИНДИСИТРАЫТВНЙА, КСОДЕК ЙУОГОВНЛЫ, КОКЕСД ЙТУДОРВО, ЕКОСДК ЗАНОК ОБ ОБВРАИЗОАНИ. Правильно законы прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Административном кодексе», в Уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.
Воспитатель. (Демонстрация книг на слайдах.) Разгадав анаграммы мы с вами выяснили , что у нас в государстве есть кроме Конституции: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Воспитатель. Сейчас мы с вами более подробно поговорим о Конституции Р.Ф. В Конституции РФ во 2 главе определены права и свободы человека и гражданина.
Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности (выбрать отдельно права и отдельно обязанности).
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Воспитатель.
«Полет на воздушном шаре».
Мы с вами вспомнили какие у вас есть права, а теперь представьте, что вы - аэронавты, путешествующие на воздушном шаре. Набрав высоту, шар вдруг начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав ребенка. Нужно оставить только три из них, чтобы шар вновь набрал высоту.
Карточки:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
(Каждый ребенок говорит какие права он оставит и почему?)
Воспитатель. Почему ты считаешь, что нужно оставить только эти права?
(Выбрать 3 права и прикрепить на гелиевые шары)
Вопросы для обсуждения игры.
1.Почему вы оставили только эти три права?
2.Какое они имеют значение для вас?
Воспитатель. Помимо прав у каждого человека есть обязанности и ответственность. Права тесно связаны с обязанностями.
Воспитатель. Реальное соблюдение прав и обязанностей – не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл права.
Воспитатель. Представьте себе вот такую ситуацию: (инсценирование ситуации ) Семья: дедушка читает газету, мама пишет, папа читает книгу. Забегает сын Петя. Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть) Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились! Дедушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: - Дедуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся. Мать: - Помой посуду, сынок. Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор). Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки! Сын: - Это проявление жестокости, папа. Вопросы залу.
Воспитатель. Что получилось в этой семье? (Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Ведь у всех нас как в повседневной жизни, так и в школе, есть не только права, но и обязанности, которые мы обязаны выполнять.)
Воспитатель. В Конвенции о правах ребенка в 29 статье говорится о том, что у человека есть не только права, но и обязанности.
Воспитатель. Итог: Ребята, а у вас есть обязанности?(вопросы классу и залу).
Какие обязанности у вас есть в школе, дома?
Воспитатель. Мы с вами уже вспомнили, что у каждого из вас есть права и обязанности. Ребята, подумайте и ответьте мне, что у нас есть помимо прав и обязанностей?(ответ детей)
Воспитатель. Правильно вы несете ответственность.
Ответственность-это
Существует 4 вида юридической ответственности:
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)
Воспитатель. Сейчас мы с вами поговорим об уголовной ответственности.
Уголовная ответственность наступает с 14 лет. Т.е.уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет, но это не значит, что до 14 лет подростки не наказываются. По решению суда их могут направить в специальное учреждение закрытого типа, сроком до трёх лет. Я попрошу вас ответить на некоторые вопросы.
Воспитатель. До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)
С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)
Ребят, а вы знаете с какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)
Воспитатель. В Трудовом кодексе есть Глава 42., Которая называется «ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ.» Там прописано, что допускается применение труда лиц, достигших 14 лет. На основании ч.3 ст.63 ТК РФ обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются: письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства; работа не должна мешать учебе; работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка. Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования .
Для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет продолжительность рабочего дня не может быть более 2,5 часа. (18 часов или 12 часов в неделю при совмещении с учебой)
Воспитатель. Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права: Конституцию и законы. Вы должны помнить , что за совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания.
Воспитатель. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Задание на доске: выбрать из предложенного списка варианты: Что приводит к совершению преступлений и правонарушений?К безответственному поведению?
Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
Зависть.
Незнание, чем себя занять
Отсутствие любимого дела (например, увлечение спортом или рисованием)
Жадность.
Доброта.
Алкоголизм и наркомания
Низкий материальный уровень жизни населения.
Помощь другим
Стремление человека удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
Ответственное отношение к учебе, знаниям.
Разбор заданий всеми вместе после индивидуального выполнения.
Итог:
ПРИТЧА. Жили в горах два мудреца. Один был добрым, к нему ходили люди. Другой мудрец был злым, его никто не посещал. Разозлился он и решил отомстить. Поймал бабочку, положил ее на ладонь и спрашивает, что будет с ней если я ее прихлопну? Сам в это время думает, что скажет добрый мудрец. Если скажет погибнет, а я ее отпущу. Если скажет будет жить, то я ее прихлопну. Приходит к мудрецу, много людей собралось. Держит в руках бабочку и спрашивает, что с ней будет если я … Добрый мудрец отвечает, все в твоих руках.
Воспитатель. Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего часа общения, вы будете совершать только хорошие - ответственные поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
Рефлексия.
Воспитатель. На парте вы видите «дерево мнений»
На этом древе каждый из вас поместит либо зеленое яблоко, что значит - я выбираю ответственное поведение, либо красное яблоко – я выбираю безответственное поведение.