kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология моделирования на уроках биологии как средство активизации познавательного интереса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены выводы об использовании технологии моделирования на уроках биологии.Использование такого подхода актуально в обучении детей,находящихся на длительном лечении в условиях лечебных учреждений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология моделирования на уроках биологии как средство активизации познавательного интереса»

Технология моделирования на уроках биологии как средство активизации познавательного интереса Учитель биологии  Губина Татьяна Алексеевна ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении»

Технология моделирования на уроках биологии как средство активизации познавательного интереса

Учитель биологии

Губина Татьяна Алексеевна

ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении»

Моделирование Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике.  Основным понятием метода моделирования является модель .  Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта Модель - материальный  или воображаемый объект, замещающий оригинал, сохраняя только некоторые важные его свойства  Модель выступает как «инструмент» совместной деятельности учащегося и учителя Моделирование -построение и изучение моделей, реально-существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснения этих явлений

Моделирование

Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике.

Основным понятием метода моделирования является модель .

Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта

Модель - материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал, сохраняя только некоторые важные его свойства

Модель выступает как «инструмент» совместной деятельности учащегося и учителя

Моделирование -построение и изучение моделей, реально-существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснения этих явлений

Значение моделирования Невозможно представить, как человечество в своей деятельности (научной,  образовательной, технологической, художественной) сможет обойтись без моделей  окружающего мира Наглядные модели часто используются в ходе обучения. Модели помогают  обучающимся визуально представить объекты и процессы, недоступные для  непосредственного восприятия

Значение моделирования

Невозможно представить, как человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) сможет обойтись без моделей окружающего мира

Наглядные модели часто используются в ходе обучения. Модели помогают обучающимся визуально представить объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия

Функции моделирования

Функции моделирования

  • Прогностическая функция моделирования отражает его возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем, то есть узнать «что будет?». Нормативная функция моделирования позволяет ответить на вопрос «как должно быть?» и не только описать существующую систему, но и построить ее нормативный образ – желательный с точки зрения субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями.
«Я слышу-я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я понимаю»  Результат применения данного метода :

«Я слышу-я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я понимаю»

Результат применения данного метода :

  • Формирование через данную предметную область умения учебной, исследовательской деятельности
  • Моделирование помогает развивать способности к самопознанию, самообучению и самореализации
Что можно моделировать в биологии?  Объекты Биологические явления Различные уровни организации живой природы: клетки и их части, органы, системы органов, организмы разных царств, сообщества, биосферу, модель солнечной системы и т д. Процессы осмос и тургор клетки, явление корневого давления, все сезонные явления природы, листопад, прилет птиц, гнездостроение, спячка животных и т.д. процесс биосинтеза белка, фотосинтеза, митоза и мейоза, двойное оплодотворение цветковых, все процессы жизнедеятельности (дыхание, выделение, размножение, развитие и т.п.)

Что можно моделировать в биологии?

Объекты

Биологические явления

Различные уровни организации живой природы: клетки и их части, органы, системы органов, организмы разных царств, сообщества, биосферу, модель солнечной системы и т д.

Процессы

осмос и тургор клетки, явление корневого давления, все сезонные явления природы, листопад, прилет птиц, гнездостроение, спячка животных и т.д.

процесс биосинтеза белка, фотосинтеза, митоза и мейоза, двойное оплодотворение цветковых, все процессы жизнедеятельности (дыхание, выделение, размножение, развитие и т.п.)

Материалы для создания моделей Картон, цветная бумага Ножницы, нитки, клей, скотч, пластилин

Материалы для создания моделей

Картон, цветная бумага

Ножницы, нитки, клей, скотч, пластилин

Примеры моделирования на уроках биологии:   1. Материальное моделирование  объемное – модель из пластилина.  С помощью пластилина можно изобразить любую мысль и понятие. Во время занятия происходит детализация и глубокое понимание термина или понятия. После «пластилиновых» работ лучше воспринимается электронные модели, теоретический материал. 2. Материальное моделирование  модель - аппликация 3. Наглядно-символическая форма –  ментальная карта или Интеллект-карты- один из способов визуализации и  систематизации информации . (подробное пояснение) 4. . Игровое моделирование Игровое моделирование – составление и проигрывание ситуации или  сценария на тему по ролям .

Примеры моделирования на уроках биологии:

1. Материальное моделирование

объемное – модель из

пластилина. С помощью пластилина можно изобразить любую мысль и понятие. Во время занятия происходит детализация и глубокое понимание термина или понятия.

После «пластилиновых» работ лучше воспринимается электронные модели, теоретический материал.

2. Материальное моделирование

модель - аппликация

3. Наглядно-символическая форма –

ментальная карта или Интеллект-карты- один из способов визуализации и

систематизации информации .

(подробное пояснение)

4. . Игровое моделирование Игровое моделирование

– составление и проигрывание ситуации или

сценария на тему по ролям .

Интелект-карта по теме «Растение-целостный организм» В природе Для человека Споровые Выделе-ние O2 Роль растений Высшие Много-образие растений Фото-синтез Семенные Поглащение CO2 Растение Признаки Низшие Хлоро-пласты Органы Клеточное строение Клеточ-ная стенка Генера-тивные Вегета-тивные Плод Корень Стебель Семя Цветок Лист

Интелект-карта по теме «Растение-целостный организм»

В природе

Для человека

Споровые

Выделе-ние O2

Роль растений

Высшие

Много-образие растений

Фото-синтез

Семенные

Поглащение CO2

Растение

Признаки

Низшие

Хлоро-пласты

Органы

Клеточное строение

Клеточ-ная стенка

Генера-тивные

Вегета-тивные

Плод

Корень

Стебель

Семя

Цветок

Лист

П остроение Интеллект-карт   В основе техники – принцип «радиального мышления». Проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.  Центральный образ (символизирующий основную идею)  Узловая структура, где каждый узел является информационным блоком, связанным с другим.  Древовидная форма , на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.  Линии разной толщины и символизируют важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий)

П остроение Интеллект-карт

В основе техники – принцип «радиального мышления». Проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.

Центральный образ (символизирующий основную идею)

Узловая структура, где каждый узел является информационным блоком, связанным с другим.

Древовидная форма , на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

Линии разной толщины и символизируют важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий)

Лэпбук (lapbook) - это такая книжка-раскладушка или самодельная папка, с  кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме  Информационная словесно - знаковая модель - книжка- раскладушка (лепбук)с серией иллюстраций, схем и пояснений

Лэпбук (lapbook) - это такая книжка-раскладушка или самодельная папка, с  кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме Информационная словесно - знаковая модель - книжка- раскладушка (лепбук)с серией иллюстраций, схем и пояснений

Модели  Предметные (материальные) Информационные (знаковые) Материальная модель- предметная, физическая. Воспроизводит геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеет реальное воплощение, реализует материальный подход к изучению объекта, явления или процесса. Игровые Информационная модель  - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. Формами представления информационной модели могут быть: словесное описание, таблица, схема, чертеж, формула, алгоритм, компьютерная программа и т.д.  Игровое моделирование -составление и проигрывание сценария на тему по ролям, ребусы

Модели

Предметные (материальные)

Информационные (знаковые)

Материальная модель- предметная, физическая. Воспроизводит геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеет реальное воплощение, реализует материальный подход к изучению объекта, явления или процесса.

Игровые

Информационная модель  - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

Формами представления информационной модели могут быть: словесное описание, таблица, схема, чертеж, формула, алгоритм, компьютерная программа и т.д.

Игровое моделирование -составление и проигрывание сценария на тему по ролям, ребусы

Этапы моделирования:

Этапы моделирования:

  • Ставим цель моделирования.
  • Анализируем все известные свойства объекта моделирования.
  • Выделяем существенные признаки объекта.
  • Выбираем форму представления модели.
  • Строим модель.
  • Исследуем модель.
  • Переносим полученные на модели сведения на изучаемый объект.
Выводы  Чтобы создать любую модель, нужно изучить теорию Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей  Использование метода моделирования позволяет развивать:

Выводы

Чтобы создать любую модель, нужно изучить теорию

  • Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей

Использование метода моделирования позволяет развивать:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
  • способствует развитию у ученика мотивационной сферы, интеллекта, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Губина Татьяна Алексеевна

Дата: 21.03.2024

Номер свидетельства: 647650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "использование ИКТ после нескольких лет "
    ["seo_title"] => string(43) "ispol-zovaniie-ikt-poslie-nieskol-kikh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "192115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408111"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа курса "Природопользование" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-kursa-prirodopol-zovaniie-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "209340"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431096760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства