Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Взаимодействие служб системы профилактики и социальных педагогов в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего"»
Взаимодействие служб системы профилактики и социальных педагогов в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего23 октября 2014 г.
Социальный педагог МБОУ СОШ № 12
Алиева И.С.
Нормативно-правовая база :
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.; Основы законодательства РФ об охране здоровья №55487-1 от 22.07.1993
Федеральный закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования»№51-03 от 15.03.2000 г; Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях
Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Школьный уровень нормативно - правовых документов:
Устав ОУ,
Программа развития ОУ,
Программа по профилактике правонарушений «Правильный выбор».
Должностная инструкция социального педагога;
Трудная жизненная ситуация ребенка -
это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка, возникающая по не зависящим от него причинам, с которой он не может справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности и средства:
• отношения/статус в школьном коллективе;
• социально опасное положение семьи;
• любая форма насилия и т.п.
Проблемный ребенок –
учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Это проблемы:
• в обучении;
• во взаимоотношении со сверстниками;
• во взаимоотношении с родителями;
• рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости;
• комплексные проблемы.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних -
это процесс устранения из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении подрастающего человека и совершению правонарушений и преступлений, а также создание социально – педагогических условий формирования высоконравственной личности.
Основными задачами деятельности школы по профилактике правонарушений являются:
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов учащихся от противоправных действий (бездействия);
предупреждение правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;
принятие профилактических мер, направленных на предупреждение правонарушений;
обеспечение участия субъектов образования в профилактике правонарушений;
воспитание учащихся в духе соблюдения законности и правопорядка;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Ученик
Классный руководитель
Психолог
Администрация школы
Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса :
Социальный педагог
Педагоги
дополнительного образования
Школьный библиотекарь
Учителя-предметники
Семья, родители
Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:
Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:- учет - знание и учет факторов социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении; - учет индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития; - учет особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения, в социуме; - уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния; - опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, - заинтересованность в судьбе воспитанника; - включение в творческую общественно полезную деятельность;
- выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания; - защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний.
Совет профилактики правонарушений
Администрация школы
Заместитель директора по УВР
КДН и ЗП
ОПДН
ОМВД
Классный руководитель
СОЦИАЛЬНЫЙ
ПЕДАГОГ
Социальная защита
Семья,
родители
Прокуратура
Педагоги дополнительного образования
Вожатая
ЦРБ
Психолог
МБУ «Молодежный центр»
ГКУ «СРЦН»
Организация взаимодействия со службой системы профилактики
Директор школы:
разрабатывает и согласовывает план совместных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществляет обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в местах массового скопления учащихся, а также при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий с участием детей;
обеспечивает участие представителей службы в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
участвует в организации профилактических мероприятий, направленных на предотвращение угрозы совершения террористических актов.
Организация взаимодействия со службой системы профилактики
Замдиректора по ВР
совместно с заинтересованными ведомствами участвуют в организации досуга учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в т.ч. в период летней оздоровительной кампании;
разрабатывают предложения, направленные на осуществление мероприятий по ранней профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вносит их на рассмотрение педагогического совета, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел;
участвуют в организации детских общественных организаций правоохранительной направленности.
Организация взаимодействия со службой системы профилактики
Социальный педагог
принимает меры по защите учащихся от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения и иного подавления личности несовершеннолетнего;
вносит предложения о постановке учащихся на внутришкольный учет;
участвует в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
организует работу с семьями социального риска.
В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) школа информирует:
ПРОКУРАТУРУ
– о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И ЗП
- о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд отдых, жилище и т. д., а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
– о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке , представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
ОПДН ОМВД
- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
– о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из образовательного учреждения либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательном учреждении;
Профилактическая работа в школе В нашей школе на протяжении долгих лет действует социально – психолого - педагогическая служба, обеспечивающая психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения, а родители всегда могут получить полезные советы или индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, педагогов, хорошо знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка.
Социальная обстановка школы:
Количество учащихся в школе – 870
Дети из многодетных семей – 93 /31
Дети из малообеспеченных семей – 41/29
Семей «группы риска» – 7
Опекаемые дети – 35
Дети – инвалиды – 10
Обучающиеся на дому -12
Состоящие на учете:
в ОПДН – 4
в КДН и ЗП – 1
на ВШУ – 1
Вынужденные переселенцы - 12
Формы работы по профилактике
с КДН и ЗП
Профилактические беседы с несовершеннолетними и их родителями (классные часы, общие родительские собрания, круглые столы, Совет профилактики) по вопросам на правовые темы, об административной ответственности.
Консультации со специалистами КДН в дальнейших действиях, чтобы вовремя и более действенно оказать помощь семье и несовершеннолетним.
Совместные рейды со специалистами КДН по неблагополучным семьям и семьям детей, состоящих на учёте в КДН.
Рассматриваются вопросы в отношении несовершеннолетних: о нарушении дисциплины, о плохой успеваемости, о пропусках уроков без уважительной причины. Принимаются решения в отношении детей и подростков: даётся испытательный срок для исправления, даются рекомендации родителям специалистами КДН
Формы работы по профилактике с ОПДН
Социальный педагог, прежде всего, представляет и защищает права несовершеннолетних детей - учащихся нашей школы. Предоставляет характеристики, акты обследования жилищно-бытовых условий семей учащихся. Составляет ходатайства от администрации школы о не постановке на учёт и снятии с учёта учащихся школы, совершивших проступки, повлёкшие за собой административные взыскания . Предоставляет инспектору ОПДН совместный план мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Присутствует на допросах с целью предотвращения «давления» со стороны следователя, инспектора ОПДН.
В этом учреждении несовершеннолетние дети проходят реабилитацию от месяца до полугода. Помещают сюда детей из семей, где родители не занимаются их воспитанием, злоупотребляют спиртным, а также детей, оказавшихся в социально опасном положении, детей из семей, попавших в трудные жизненные ситуации.
Организация досуговой деятельности учащихся –
9 творческих объединений и кружков,
спортивных секции.
Внеурочной деятельностью охвачено 100% обучающихся начальной школы
Спорт-альтернатива пагубным привычкам
Декада ЗОЖ
Декада правовых знаний
«Мама, папа, я – спортивная семья»
Все вместе мы должны:
Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности.
Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.
Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.
Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.
Уметь быть неформальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.
Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему.
Соблюдать высокие нравственные нормы своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.
Вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.
Не использовать свои профессиональные возможности в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком.
Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость.