kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Молекулярные основы наследственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доказательства генетической роли ДНКХимический состав хромосом, функции и свойства ДНК Биологический код, его характеристикаРепликация ДНКОсобенности строения и виды РНКРеализация наследственной информации: транскрипция, процессинг, трансляция. Особенности строения и виды РНК.Регуляция генной активностиРепаративные процессы в ДНКГенная инженерияЦитоплазматическая наследственностьМутагены и антимутагены
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Молекулярные основы наследственности»

БУХАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНА  Молекулярные основы наследственности Кулдошева Дилноз Рауповна

БУХАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНА

Молекулярные основы наследственности

Кулдошева Дилноз Рауповна

План лекции:

План лекции:

  • Доказательства генетической роли ДНК
  • Химический состав хромосом, функции и свойства ДНК
  • Биологический код, его характеристика
  • Репликация ДНК
  • Особенности строения и виды РНК
  • Реализация наследственной информации: транскрипция, процессинг, трансляция. Особенности строения и виды РНК.
  • Регуляция генной активности
  • Репаративные процессы в ДНК
  • Генная инженерия
  • Цитоплазматическая наследственность
  • Мутагены и антимутагены
Трансформация – включение чужеродной ДНК в бактериальную клетку (Гриффитс, 1928 год,  при изучении штаммов пневмококка)

Трансформация – включение чужеродной ДНК в бактериальную клетку (Гриффитс, 1928 год, при изучении штаммов пневмококка)

  • свойство убитых бактерий - наличие капсулы и вирулентность передались от убитых бактерий к живым, произошла трансформация R штамма в S.
Трансдукция – способность вируса захватывать с собой часть ДНК клетки хозяина и передавать новым хозяивам свойства прежних

Трансдукция – способность вируса захватывать с собой часть ДНК клетки хозяина и передавать новым хозяивам свойства прежних

  • Ледеберг и Зиндер в 1952 г – опыты по трансдукции. Вирус – бактериофаг добавили к бактериям, синтезирующим триптофан …
Доказательства генетической роли ДНК: 1) изотопный способ: бактериофаги помечали радиоактивной серой и фосфором, в результате вновь образованные фаги содержали только фосфор, которым была помечена ДНК 2) опыты по гибридизации вирусов, когда гибриды содержали белковый футляр одного вида, а нуклеиновую кислоту другого 3) конъюгационный перенос: две бактерии – кишечные палочки могут конъюгировать между собой и ДНК одной переходит к другой 4) клонирование клеток, метод соматической гибридизации

Доказательства генетической роли ДНК:

1) изотопный способ: бактериофаги помечали радиоактивной серой и фосфором, в результате вновь образованные фаги содержали только фосфор, которым была помечена ДНК

2) опыты по гибридизации вирусов, когда гибриды содержали белковый футляр одного вида, а нуклеиновую кислоту другого

3) конъюгационный перенос: две бактерии – кишечные палочки могут конъюгировать между собой и ДНК одной переходит к другой

4) клонирование клеток, метод соматической гибридизации

Химический состав хромосом

Химический состав хромосом

  • Хромосомы состоят из ДНК (40%) и белка (60%)
  • Белков 2 вида: гистоновые (основные – 70%) и негистоновые (кислые – 30%)
Строение ДНК

Строение ДНК

  • ДНК – полимерная молекула, состоящая из повторяющихся мономерных звеньев, называемых нуклеотидами
  • Нуклеотид состоит из азотистого основания, сахара – дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты
  • К первому атому углерода в молекуле пентозы С-1’ присоединяется азотистое основание, к пятому атому С-5’ с помощью эфирной связи – фосфат, у третьего атома С-3’ всегда имеется гидроксильная группа – ОН
  • Соединение нуклеотидов в макромолекулу происходит путем взаимодействия фосфата одного нуклеотида с гидроксилом другого так, что между ними устанавливается фосфодиэфирная связь
  • Азотистые основания в ДНК: аденин, гуанин – пуриновые; тимин и цитозин - пиримидиновые
Правила Чаргаффа

Правила Чаргаффа

  • У всякого организма число адениновых нуклеотидов равно числу тиминовых, а число гуаниновых — числу цитозиновых: А=Т, Г=Ц
  • Число пуриновых оснований равно числу пиримидиновых оснований: А+Г=Т+Ц
  • Соотношение А+Т/Г+Ц = видовому индексу (у человека 1,53)
  • Количество нуклеотидов в молекуле ДНК равно 100% или 1: А+Г+Т+Ц = 100%
Молекула ДНК включает две полинуклеотидные цепи, соединённые друг с другом водородными связями между их азотистыми основаниями по принципу комплементарности

Молекула ДНК включает две полинуклеотидные цепи, соединённые друг с другом водородными связями между их азотистыми основаниями по принципу комплементарности

  • Принцип комплементарности: аденин одной цепи соединяется двумя водородными связями с тимином другой цепи, а между гуанином и цитозином разных цепей образуются три водородные связи
  • Полинуклеотидные цепи в молекуле ДНК антипараллельны , т.е. взаимнопротивоположны: 5’- конец одной цепи соединяется с 3’ – концом другой, и наоборот. На 5’- конце цепи ДНК всегда расположен свободный фосфат у 5’-атома углерода, на противоположном 3’- конце – свободная ОН-группа у 3’ атома углерода
Модель ДНК

Модель ДНК

  • Свойства ДНК : двухцепочечная, правозакрученная спираль, гены в которой располагаются линейно, антипараллельность цепей, прерывистость (интроны и экзоны). Ген – участок ДНК, состоящий из нуклеотидов от нескольких десятков до тысяч, кодирующий какой-либо признак
  • Функции ДНК : хранение и воспроизводство генетической информации
Уровни упаковки генетического материала

Уровни упаковки генетического материала

  • Нуклеосомный уровень
  • Нуклеосома – это белковая глобула (октаэдр), содержащая по 2 молекулы четырех гистонов Н2А, Н2В, НЗ, Н4, вокруг которой двойная спираль ДНК образует 1,8 витка (200 пар нуклеотидов). Нуклеосомная нить имеет диаметр = 10-13 нм . Такая структура обеспечивает компактизацию ДНК примерно в 6—7 раз.
Вторая уровень компактизации –  соленоидный (супернуклеосомный)

Вторая уровень компактизации – соленоидный (супернуклеосомный)

  • Формирование хроматиновой фибриллы диаметром 25-30 нм . В этом процессе участвует гистон H1, который связывается с линкерной ДНК между нуклеосомными корами и сворачивает нуклеосомную фибриллу в спираль, с шагом в 6-8 нуклеосом. Длина ДНК сокращается в 50 раз.
Третий уровень – петлевой

Третий уровень – петлевой

  • Соленоидная фибрилла складывается, образуя петли различной длины. Длина ДНК сокращается в 1000 раз . Диаметр структуры в среднем составляет 300 нм, типична для интерфазной хромосомы.
Четвертый уровень – хроматидный

Четвертый уровень – хроматидный

  • Образуются хроматиды диаметром примерно 600-700 нм .
Пятый уровень – метафазной хромосомы

Пятый уровень – метафазной хромосомы

  • Ступень компактизации (в 7000 раз) характерна для метафазной хромосомы; ее диаметр равен 1400 нм .
Генетический код – это последовательность нуклеотидов в цепи ДНК, которая определяет последовательность аминокислот в белке  Свойства кода:

Генетический код – это последовательность нуклеотидов в цепи ДНК, которая определяет последовательность аминокислот в белке

Свойства кода:

  • триплетность коллинеарность (линейность) неперекрываемость однозначность избыточность (выражденость) универсальность
  • триплетность
  • коллинеарность (линейность)
  • неперекрываемость
  • однозначность
  • избыточность (выражденость)
  • универсальность
Репликация ДНК

Репликация ДНК

  • Репликация ДНК Синтез ДНК называется репликацией или редупликацией. В 1959 г. Артуру Корнбергу была присуждена Нобелевская премия за открытие механизма биосинтеза ДНК.
Принципы репликации ДНК

Принципы репликации ДНК

  • Прерывистость. Синтез новых цепей ДНК фрагментами. Репликон – участок между двумя точками, в которых начинается синтез «дочерних» цепей.
  • Комплементарность.
  • Полуконсервативность.
  • Антипараллельность.
РНК

РНК

  • Нуклеиновая кислота , состоящая из нуклеотидов, в состав которых входят азотистые основания (А У Г Ц), сахар рибоза и остаток фосфорной кислоты
  • Виды РНК: информационная, рибосомальная, транспортная и затравочная
  • Все виды РНК образуются в ядре
И - РНК

И - РНК

  • И-РНК образовавшаяся в результате транскрипции называется незрелой, т.к. имеет в своем составе интроны и экзоны
  • Процесс созревания (вырезание неинформативных участков – интронов) называется процессинг. В этом участвуют рестриктазы
  • А процесс сшивания экзонов – сплайсинг происходит с помощью лигаз
Р-РНК

Р-РНК

  • (90%)
  • включает в себя до 3000-5000 нуклеотидов
  • из р-РНК построен структурный каркас рибосом, ей принадлежит важная роль в инициации, окончании синтеза и отщеплении готовых молекул белка от рибосом
Т-РНК

Т-РНК

  • (10-15%)
  • состоит из 70-100 нуклеотидов
  • массой 25-30 тыс.
  • содержится в цитоплазме клеток и осуществляет перенос аминокислот из цитоплазмы на рибосомы
  • имеет вид клеверного листа.
  • на одном из концов имеет участок, к которому прикрепляется определенная аминокислота – акцепторный участок, на другом – участок, в котором располагается антикодон – это три нуклеотида, комплементарные кодону м-РНК.
Z-РНК

Z-РНК

  • (0,1%)
  • участвует в репликации
  • короткие молекулы, необходимые для синтеза фрагментов Оказаки, отстающей цепи ДНК при репликации
Гены подразделяются:

Гены подразделяются:

  • Структурные – гены, кодирующие белки;
  • Регуляторные или функциональные - гены, контролирующие синтез РНК, оказывающие влияние на активность структурных генов.
  • Экзоны - кодирующие участки гена, отвечающие за синтез аминокислотной последовательности белка.
  • Интроны – некодирующие участки гена.
Транскрипция Транскрипция – это процесс переписывания информации с молекул ДНК на и-РНК с помощью фермента РНК-полимеразы по принципу комплементарности.

Транскрипция

  • Транскрипция – это процесс переписывания информации с молекул ДНК на и-РНК с помощью фермента РНК-полимеразы

по принципу комплементарности.

  • Этапы транскрипции :
  • Связывание РНК-полимеразы с промотором
  • Инициация – начало синтеза
  • Элонгация – рост цепи РНК
  • Терминация – завершение синтеза и-РНК.
И-РНК образовавшаяся в результате транскрипции называется незрелой, т.к. имеет в своем составе интроны и экзоны. Процесс созревания (вырезание неинформативных участков – интронов) называется процессинг . В этом участвуют рестриктазы. А процесс сшивания экзонов – сплайсинг происходит с помощью лигаз.
  • И-РНК образовавшаяся в результате транскрипции называется незрелой, т.к. имеет в своем составе интроны и экзоны. Процесс созревания (вырезание неинформативных участков – интронов) называется процессинг . В этом участвуют рестриктазы. А процесс сшивания экзонов – сплайсинг происходит с помощью лигаз.
В структуре зрелой и-РНК выделяют

В структуре зрелой и-РНК выделяют

  • 1. инициирующая часть: колпачок (узнает), лидер кодон (присоединяется к комлементарному ему участку малой субъединицы рибосомы), стартовый кодон (АУГ – формил-метионин)
  • 2. кодирующая часть (элонгатор) – экзоны, которые кодируют аминокислоты белка
  • 3. терминатор – триплет, заканчивающий трансляцию
Трансляция – это процесс реализации информации, закодированной в структуре м-РНК, в последовательность аминокислотных остатков белка .

Трансляция – это процесс реализации информации, закодированной в структуре м-РНК, в последовательность аминокислотных остатков белка .

Этапы трансляции:

Этапы трансляции:

  • - присоединение и-РНК к рибосоме
  • - активация а/к и ее присоединение к т-РНК
  • - инициация (начало синтеза полипептидной цепи)
  • - элонгация – удлинение цепи
  • - терминация – окончание синтеза
  • - дальнейшее использование и-РНК или ее разрушение
Регуляция генной активности

Регуляция генной активности

  • Схема Ф. Жакобо и Ж. Моно, 1961 г.
Единица регуляции транскрипции – оперон, в состав которого входят: 1.Промотор – место прикрепления РНК-полимеразы 2. Ген-оператор – регулирует доступ РНК-полимеразы к структурным генам, взаимодействуя с регуляторными белками 3. Инициатор – место начала считывания генетической информации 4. Структурные гены – определяют синтез белков-ферментов, обеспечивающие цепь последовательных биохимических реакций 5. Терминатор – последовательность нуклеотидов завершающих транскрипцию
  • Единица регуляции транскрипции – оперон, в состав которого входят:
  • 1.Промотор – место прикрепления РНК-полимеразы
  • 2. Ген-оператор – регулирует доступ РНК-полимеразы к структурным генам, взаимодействуя с регуляторными белками
  • 3. Инициатор – место начала считывания генетической информации
  • 4. Структурные гены – определяют синтез белков-ферментов, обеспечивающие цепь последовательных биохимических реакций
  • 5. Терминатор – последовательность нуклеотидов завершающих транскрипцию
Ген-регулятор расположен вблизи оперона, он постоянно активен, на основе его информации синтезируется белок – репрессор Белок – репрессор образует химическое соединение с геном-оператором, и препятствует соединению РНК-полимеразы с промотором
  • Ген-регулятор расположен вблизи оперона, он постоянно активен, на основе его информации синтезируется белок – репрессор
  • Белок – репрессор образует химическое соединение с геном-оператором, и препятствует соединению РНК-полимеразы с промотором
Механизм регуляции активности оперона - индукция
  • Механизм регуляции активности оперона - индукция
РЕПАРАЦИЯ

РЕПАРАЦИЯ

  • ФОТОРЕАКТИВАЦИЯ или СВЕТОВАЯ репарация. В результате УФ - облучения целостность молекул ДНК нарушается, так как в ней возникают димеры, т. е. сцепленные между собой соединения в области пиримидиновых оснований. Фотореактивация катализируется ферментом фотолиазой, который активируется фотоном света и расщепляет димер на исходные составляющие.
  • ТЕМНОВАЯ или ЭКСЦИЗИОННАЯ репарация . Осуществляется в пять этапов: 1 - нарушения узнаются специфическими белками; 2 - эндонуклеазы делают надрезы в поврежденной цепи; 3 - экзонуклеазы осуществляют вырезание поврежденного участка; 4 - синтез нового участка по принципу комплементарности взамен удаленного фрагмента, с помощью ДНК-полимеразы; 5 - ДНК-лигаза соединяет концы старой цепи и восстановленного участка.
Генная инженерия — совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы. Основные направления – создание трансгенных растений и животных и разработка принципов генной терапии.
  • Генная инженерия — совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы.
  • Основные направления – создание трансгенных растений и животных и разработка принципов генной терапии.
1. Получают нужный ген. 2. Подбирают вектор, обладающий всеми необходимыми характеристиками. 3. Вектор и клонированный ген обрабатывают одинаковыми рестриктазами. 4. Сшивают вектор и встроенный ген с помощью ДНК-лигазы. 5.Вводят рекомбинантную конструкцию из вектора и встроенного гена в клетки–мишени реципиента – осуществляют трансформации. 6. Проверяют наличие трансгена в клетках – мишенях .
  • 1. Получают нужный ген.
  • 2. Подбирают вектор, обладающий всеми необходимыми характеристиками.
  • 3. Вектор и клонированный ген обрабатывают одинаковыми рестриктазами.
  • 4. Сшивают вектор и встроенный ген с помощью ДНК-лигазы.
  • 5.Вводят рекомбинантную конструкцию из вектора и встроенного гена в клетки–мишени реципиента – осуществляют трансформации.
  • 6. Проверяют наличие трансгена в клетках – мишенях .
Цитоплазматическая наследственность

Цитоплазматическая наследственность

  • Собственную ДНК имеют пластиды, митохондрии, центриоли.
  • Пластидная наследственность обнаружена у декоративных цветов львиного зева, ночной красавицы.
  • В цитоплазме бактерий обнаружены автономно расположенные плазмиды, состоящие из кольцевых молекул ДНК. Выделяют три типа плазмид: содержащих половой фактор F, фактор R и плазмиды-колиценогены.
  • Фактор R встречается у ряда патогенных бактерий, с ним связана устойчивость к ряду лек. средств. Эти плазмиды имеют ген образования конъюгационного мостика. Такие мостики образуются между кишечной палочкой, обитающей в кишечнике и патогенными бактериями и фактор R может переходить от кишечной палочки к ним. В результате они становятся нечувствительными к тем лекарствам, которые обычно для них губительны.
Благодарю за внимание

Благодарю за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Молекулярные основы наследственности

Автор: КУЛДОШЕВА ДИЛНОЗ РАУПОВНА

Дата: 21.06.2022

Номер свидетельства: 610253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Программа и примерное календарное планирование курса "Молекулярные основы наследственности".10 класс. "
    ["seo_title"] => string(109) "proghramma-i-primiernoie-kaliendarnoie-planirovaniie-kursa-moliekuliarnyie-osnovy-nasliedstviennosti-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192849"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427533468"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Молекулярные основы наследственности"
    ["seo_title"] => string(37) "molekuliarnye_osnovy_nasledstvennosti"
    ["file_id"] => string(6) "590134"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1635683606"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "презентация к уроку биологии "Основы биологии",9,11 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-osnovy-biologhii-9-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225606"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439798833"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Прокариотты жасушалардың құрылысы және қызметі"
    ["seo_title"] => string(54) "prokariotty_zhasushalardyn_k_u_rylysy_zh_nie_k_yzmieti"
    ["file_id"] => string(6) "460014"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1519740964"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Жасушалық теория"
    ["seo_title"] => string(20) "zhasushalyk_tieoriia"
    ["file_id"] => string(6) "460015"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519741249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства