Просмотр содержимого документа
«Медиация как процедура разрешения конфликта»
Медиация как процедура разрешения конфликта
Подготовила
Учитель начальных классов
Тиханкова Анна Ивановна
«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас.»
Далай Лама
«Решение острых проблем обычно ищут за круглым столом»
Иванов А.
«Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой»
Мнение
Мнение
+
+
Позиция
Позиция
+
+
Интересы
Интересы
+
+
«Мы разные»
Ценности
Ценности
=
=
конфликт
Отношение к жизни
Отношение к жизни
Противоречия
Конфликты
Противостояния
Национальность
Материальный достаток
Потенциально конфликтная среда
Снижение успеваемости
Культурный уровень
Пропуски занятий
Уходы из дома
Девиантное поведение
МЕДИАЦИЯ
Взрослые демонстрируют такие способы разрешения конфликтов среди несовершеннолетних как:
Помогает сформировать безопасную и доброжелательную среду,
административное решение;
направление в полицию и КДНиЗП ;
снизить конфликты
направление обидчика к психологу / социальному педагогу для перевоспитания;
сократить случаи насилия
решение конфликта родителями подростков;
улучшить межличностные и межгрупповые отношения
силовое разрешение конфликта.
1.Основные понятия
МЕДИАЦИЯ
Эта особая форма посредничества призвана содействовать конфликтующим сторонам в как можно более скором приведении спора к взаимовыгодному и жизнеспособному решению, причем медиатор лишь способствует созданию условий для этого, а не выносит решение в пользу той или иной стороны.
Трудовые конфликты
Межличностные конфликты
Семейные конфликты
Имущественные споры
Противоречия между субъектами международного права
«Термин«медиация»впервые появляется в 1947 году в названии американского федерального центра по урегулированию конфликтов между работодателями и профсоюзами «Federal Mediation and Conciliation Service»
Медиация– как метод разрешения конфликтов,
разработан в 60-70 годы в США и успешно используется во многих областях жизни.
1.Основные понятия
«Медиация»— происходит от латинского «mediare» — посредничать - это частное и конфиденциальное использование посредников для выхода из конфликтной ситуации.
Медиация– это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения между конфликтующими сторонами.
Медиатороблегчает процесс общения между сторонами, помогает глубже понять их позиции и интересы, ищет эффективные пути решения проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти собственной соглашений.
Статистика развитых стран показывает, что83-85%всех конфликтов с использованием медиаторов успешные. Даже если желаемого результата не добьюсь, то привлечение медиаторов способствует взаимопониманию между сторонами и положительно влияет на восприятие действия противоположной стороны.
А. В. Вишневская
Медиатор, его роль в разрешении конфликта:
в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора
Медиатор является экспертом, который не принимает ничью сторону .
независим,
беспристрастен,
нейтрален,
является гарантом конфиденциального процесса.
Работа медиатора состоит в:
восстановлении общения, которое осложнилось, а порой стало щекотливым или невозможным между сторонами
креативном вкладе в решения проблемы, предложенные сторонами
педагогическом содействии для достижения сторонами автономии и разделения ответственности
урегулирование и налаживание переговоров
В процессе работы с клиентами, медиатор выступает исключительно в роли медиатора. Даже если он имеет возможность предложить сторонам новые идеи и возможные решения проблемы, он не имеет права давать советы. Медиатор не может выступать в роли советчика или эксперта в другой области.
Цель медиации:
добиться "полюбовного"
соглашения между сторонами.
все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны;
необходимым условием является добровольное участие сторон;
медиатор не вносит никаких предложений;
помогает сторонам пройти через процесс коммуникации.
Основная функция медиации:
это успешное проведение переговоров между двумя конфликтующими сторонами с участием третьего лица (медиатора), законченных взаимоустраеваемым соглашением.
Медиатор должен стремиться к созданию условий, в которых возможен:
диалог между сторонами;
прояснение возникших проблем и спорных вопросов;
изложение и согласование различных мнений, определение интересов;
предложение, обсуждение и оценка выходов из сложившейся ситуации;
выработка соглашений, основанных на согласии между сторонами по разрешению спора или отдельных разногласий, когда это необходимо и возможно.
Цель медиатора:
содействие способности участников спора урегулировать свой конфликт самостоятельно, путём предоставления им со стороны медиатора возможности изучить все способы разрешения Спора, чтобы определить путем переговоров решение, приемлемое для каждой из Сторон.
Функции медиатора:
1. Оценщик конфликтов.
В этой роли медиатор должен взвешенно и тщательно изучить все, что касается участников конфликта, собрать информацию о всех ее участников.
Эту информацию можно получить такими способами:
• изучить досье или материалы, что есть в его распоряжении;
• определить участие и поведение противоборствующих сторон в предыдущих конфликтах;
• определить позиции сторон в процессе предварительных разговоров ("вентиляции");
• наблюдать действия сторон во время дискуссий по процедурным вопросам.
Функции медиатора:
2. Активный слушатель.
В этой роли медиатор должен все внимательно
выслушать, чтобы уяснить как содержательную, так и эмоциональную составляющие конфликта.
Активное слушание включает следующее:
• обеспечение обратной связи между сторонами с тем, чтобы удостовериться, что одна сторона услышала и поняла, что говорит другой;
• отделение эмоциональных факторов от содержательных вопросов конфликта;
• поиск и раскрытие истинных интересов сторон;
• отделения вопросов, не связанных с реальными интересами сторон, от проблем, связанных с интересами сторон;
• проявление гнева, если он целесообразен и имеет конструктивный характер;
• обеспечение возможности конфликтующим сторонам понять их позиции;
• определение моментов ощущение сторонами несправедливости или принуждение к сделке;
• понимание того, когда сторонам нужно больше информации, консультаций или предоставления времени для обдумывания проблем.
Функции медиатора:
3. Беспристрастный организатор процесса.
В этой роли медиатор должен:
• оказывать помощь в установлении основных положений, которые лягут в основу процедурных соглашений;
• устанавливать тон процесса переговоров;
• помогать сторонам в достижении процедурных соглашений;
• создавать условия для установления корректных отношений между сторонами;
• удерживать стороны в пределах правил ведения договорного процесса;
• обеспечивать и поддерживать психологическое удовлетворение каждой из сторон ходом и результатами переговорного процесса.
Функции медиатора:
4. Быть генератором альтернативных предложений.
В этой роли медиатор обязан помочь
противодействующим сторонам найти другие решения, которые в итоге могут спасти репутацию сторон.
5. Стать источником информации.
Медиатор должен обеспечивать участников
конфликта информацией или оказывать им помощь
в ее поиске, но не должен давать никаких толкований, разъяснений или советов, даже если он является специалистом, не зависеть от всякого рода побочной информации, уточнений и интерпретаций Медиатор не может вмешиваться в позиции сторон.
Функции медиатора:
6. Служить помощником в выработке сторонами окончательных договоренностей.
В этой роли медиатор должен удостовериться, что конфликтующие стороны точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании конфликта. Кроме того, стороны должны полностью согласовываться с условиями соглашения и быть способными выполнить свою часть договоренностей Роль медиатора - не просто помочь сторонам договориться, но и позаботиться о том, чтобы эти договоренности были надежными и долгосрочными.
7. Обучать стороны правилам ведения партнерских переговоров.
В этой роли медиатора нужно учить стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество. Большинство участников конфликта не знают, как вести переговоры с установкой на сотрудничество, и нуждаются в обучении и помощи при выработке и поиска решений.
Типы медиаторов:
1. Третейский судья
Обладает максимальными возможностями для решения
проблемы изучает проблему всесторонне, его решение не
обсуждают.
2. Арбитр
Характеризуется так же, но стороны конфликта могут не
согласиться с его решением и обратиться к другому.
3. Посредник
Обладает необходимыми знаниями и обеспечивает
конструктивное разрешение конфликта, но играет
нейтральную роль и окончательное решение принадлежит
оппонентам.
4. Помощник
Организует встречи, но не участвует в обсуждении проблем.
5. Наблюдатель
Только присутствует в зоне конфликта и своим
присутствием смягчает его протекания.
Школа и медиация
На всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым и уважаемым. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития. Школьная жизнь - это сложный процесс, который включает в себя не только учебные ситуации, но и разные уровни взаимодействия большого количества людей. В ходе этих отношений нередко возникают конфликтные ситуации. Зачастую те способы разрешения конфликтов, которые практикуются в школе, решают последствия ссоры, а не ее причину. «Школьная служба медиации» предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы понять друг друга и договориться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Нельзя игнорировать и родительское сообщество. Через классные собрания, сайт школы, личные беседы необходимо информировать родителей (законных представителей) о «Службе медиации». В идеале родители (законные представители), после прохождения соответствующих тренингов, могут принимать активное участие в данной деятельности. В этом случае служба школьной медиации станет площадкой для сотрудничества педагогического, родительского и детского сообщества.
Воплощение этих направлений на практике невозможно также без правовых знаний, которые позволят и взрослым, и детям чувствовать себя увереннее. Другими словами, в школе, как и в «большом» социуме, необходим определенный минимум норм, которым все могли бы следовать. Вот почему для решения задачи информирования участников образовательного процесса в рамках метода «Школьная медиация» должен быть правовой блок, в котором максимально полно отражаются права и обязанности всех участников образовательного процесса.
Что послужило причиной создания школьной службы медиации?
Прежде всего, это вызвано необходимостью сформировать безопасную социальную среду для защиты и обеспечения прав и интересов детей.
Современная школа во всем ее многообразии и изменчивости считается одним из самых важных институтов обучения и воспитания личности
Чем служба медиации может помочь школьникам?
Научиться: конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми; убеждать других словами, а не силой; так выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;
участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности;
помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам, родителям или иным законным представителям);
начать осваивать новую профессию «медиатор», получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;
лучше понимать сверстников и взрослых: родителей (законных представителей) и учителей;
школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена, и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят;
- у детей-обидчиков в ходе медиации появится возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и т.д.
Что от деятельности службы медиации получит администрация?
В школе начнет «вырастать» инновационная практика примирения; - школа станет более комфортной для учеников и более привлекательной на данной территории;
администратор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для других задач;
отношения всех участников образовательного процесса будут улучшаться;
ценности восстановительной медиации станут распространяться среди учеников и педагогов;
- рост жалоб в вышестоящие организации постепенно будет снижаться
Чем служба примирения может помочь педагогам?
Возможность управлять школьными конфликтами и использовать конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной организации может помочь развитию школьников;
восстановление душевного равновесия в ходе «Кругов», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов;
приобретение новых знаний и практических навыков в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников;
- инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;
овладение подходами и приемами для поддержания порядка в детской среде;
- укрепление роли школьного самоуправления
Главной целью использования новой технологии решения конфликтных ситуаций в школе является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства среды для полноценного развития и социализации детей и подростков. Многие ученые убеждены, что с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастных групп, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом .