«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Самореализация личности ребенка через предмет физическая культура
Презентацию подготовил студент физкультурного отделения 442 группы: Султанов Алхас
Сыктывкар 2020
Осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Огромное влияние занятия физическими упражнениями оказывает на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие и развитие духовности.
Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.
К таким полезным результатам можно отнести:
полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки;
способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий;
возросшую физическую работоспособность;
пропорционально развитое телосложение и осанку;
нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека;
волю к жизни и активной деятельности;
способность преодолевать трудности, как физические, так умственные; желание и стремление самореализоваться в своей жизни.
Термин «физическая культура личности» можно определить, как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом и духовном самосовершенствовании.
Личностное развитие физической культуры человека предполагает наличие двух моделей самореализации.
Прогрессивный вариант характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Регрессивный вариант представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.
Физическая культура личности как деятельностная категория проявляется в трех основных направлениях:
Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», обеспечивает ее стремление к творческой «самореализации», самосовершенствованию.
Во-вторых, она является основой самодеятельного, инициативного самовыражения индивида, проявлением творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс своего профессионального труда.
В-третьих, отражает творчество личности, направленное на общественные отношения, возникающие в процессе деятельности в физкультурно-спортивной, обще ственной, профе ссиональной, рекреационной, реабилитационной и других сферах жизни.
Для воспитания личности средствами физкультуры целесообразно использовать игровой и соревновательный методы. При этом использование игрового метода более целесообразно для детей, а соревновательного — для более старших школьников и взрослых.
В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство. Фактор соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.