Просмотр содержимого документа
«Алёша в Болгарии русский солдат»
Алёша в Болгарии русский солдат
Белеет ли в поле пороша,
Пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
Алеша, Алеша,
Стоит над горою Алеша —
В Болгарии русский солдат…
Алеша находится в болгарском городе Пловдив на «Холме Освободителей» и представляет собой 11-ти метровую железобетонную скульптуру советского солдата. В правой руке он держит автомат ППШ, направленный к земле, его взор устремился на Восток. Скульптура водружена на 6-ти метровый постамент, облицованный сиенитом и гранитом.
Постамент украшен барельефами «Советская армия бьёт врага» и «Народ встречает советских воинов». К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки, ведёт широкая лестница из ста ступеней. Русского солдата Алешу можно увидеть практически из любой точки Пловдива.
История создания монумента: идея сооружения памятника Алеша в честь и память советских воинов-освободителей родилась у жителей Пловдива ещё в далеком 1948 году.
9 мая 1948 года был создан Общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам, в состав которого вошли общественные деятели, архитекторы, художники, писатели и преподаватели.
Прототипом памятника Алеша считается рядовой роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов. Бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка из-за тяжёлого ранения был переведен в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, который согласно легенде передал его фотографию скульптору Василу Родославову, на основании которой создан памятник.
19-летнего Алёшу призвали на фронт в августе 41-го. Из выносливых и смелых сибиряков «повышенной крепости» формировали лыжные батальоны, в один из них, в артиллерийскую разведку, и попал рядовой Скурлатов.
В тылу фрицев засекал огневые точки, передавал координаты своим, чтобы вели прицельный огонь.
Боевой путь Алексея
Осенью 1962 г. в Болгарию приехал композитор Эдуард Колмановский и так проникся величием памятника, что, вернувшись, показал его фотографию поэту Константину Ваншенкину с предложением написать о нём песню. Она родилась на одном дыхании.