kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема Болезни зерновых бобовых культур

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Дидактическая: Сформировать знания о болезнях зерновых бобовых культур и методах борьбы против болезней.

Воспитательная: Воспитать уверенность в собственных силах, воспитать трудолюбие и стремления к новым знаниям.

Развивающая: Развить интерес к предмету.

Оборудование:

Ход урока:

І. Орг. Момент.

1. Проверка учащихся по журналу.

2. Подготовка учащихся к уроку.

3. Постановка цели и задачи.

ІІ. Учащиеся делятся на бригады (2-3). Каждая бригада выбирает себе главного агронома и придумывает себе название бригады.

1.Участники индивидуально отвечают на тесты 15 мин

2 Объяснение новой темы и следующего задания  (кратко) 10 мин + 35 мин

  1. Корневая гниль
  2. Аскохитоз
  3. Антракноз
  4. Фузариоз
  5. Церкоспороз сои
  6. Шоколадная пятнистость кормовых бобов

Цель каждой бригады запомнить как можно больше информации по новой теме. Главные агрономы бригад разделяют учебный материал (работу) между своими подчиненными. Дается время для изучения собственной темы 5-7 мин. По истечении времени учащиеся по очереди рассказывают друг другу тему, слушатели записывают себе краткий конспект. По тому насколько раскрыто и верно объясняют  материал участники бригады оценивают друг друга по пятибалльной системе и записывают оценку в лист оценивания.  

3. Постер (Плакат) Болезни зерновых бобовых культур

Задание изобразить на постере сегодняшнюю тему в виде рисунков, схем, кластера, новых понятий. Оцевание : по 5 бальной системе

 10 мин с презентацией

Лист оценивания

Фамилия Имя ___________________

1. Тест по прошлой теме______

2. Новая тема

Болезни зерновых бобовых культур

Корневая гниль

Аскохитоз

гороха

Антракноз

Фузариоз

Церкоспороз

Шок.

пят. к.б.

Тек.

оценка

           3.Постер (Общая оценка ) ___________

VІ.  Домашнее задание: стр. 233-238

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема Болезни зерновых бобовых культур»

Урок №_________


Преподаватель спец. дисциплин Колледжа Агробизнеса Туребеков М.О.


Тема: Болезни зерновых бобовых культур

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Дидактическая: Сформировать знания о болезнях зерновых бобовых культур и методах борьбы против болезней.

Воспитательная: Воспитать уверенность в собственных силах, воспитать трудолюбие и стремления к новым знаниям.

Развивающая: Развить интерес к предмету.

Оборудование:


Ход урока:

І. Орг. Момент.

1. Проверка учащихся по журналу.

2. Подготовка учащихся к уроку.

3. Постановка цели и задачи.


ІІ. Учащиеся делятся на бригады (2-3). Каждая бригада выбирает себе главного агронома и придумывает себе название бригады.

1.Участники индивидуально отвечают на тесты 15 мин

2 Объяснение новой темы и следующего задания (кратко) 10 мин + 35 мин


  1. Корневая гниль

  2. Аскохитоз

  3. Антракноз

  4. Фузариоз

  5. Церкоспороз сои

  6. Шоколадная пятнистость кормовых бобов


Цель каждой бригады запомнить как можно больше информации по новой теме. Главные агрономы бригад разделяют учебный материал (работу) между своими подчиненными. Дается время для изучения собственной темы 5-7 мин. По истечении времени учащиеся по очереди рассказывают друг другу тему, слушатели записывают себе краткий конспект. По тому насколько раскрыто и верно объясняют материал участники бригады оценивают друг друга по пятибалльной системе и записывают оценку в лист оценивания.


3. Постер (Плакат) Болезни зерновых бобовых культур

Задание изобразить на постере сегодняшнюю тему в виде рисунков, схем, кластера, новых понятий. Оцевание : по 5 бальной системе

10 мин с презентацией



Лист оценивания

Фамилия Имя ___________________

1. Тест по прошлой теме______

2. Новая тема

Болезни зерновых бобовых культур

Корневая гниль

Аскохитоз

гороха

Антракноз

Фузариоз

Церкоспороз

Шок.

пят. к.б.

Тек.

оценка








3.Постер (Общая оценка ) ___________



Тесты

Вариант 1

1. К какой болезни относится появление на листьях небольших водянистых пятен в виде полос?

  1. Черный бактериоз пшеницы

  2. Базальный бактериоз пшеницы

  3. Бурый бактериоз пшеницы

  4. Бурый бактериоз овса

  5. Закукливание овса

2. Возбудителем болезни черный бактериоз пшеницы является

  1. Xanthomonas translucens

  2. Pseudomonas atrofaciens

  3. Pseudomonas ramonicum

  4. Pseudomonas coronafaciens

  5. Triticum virus

3. Возбудителем болезни русская мозайка пшеницы является

  1. Xanthomonas translucens

  2. Pseudomonas atrofaciens

  3. Pseudomonas ramonicum

  4. Pseudomonas coronafaciens

  5. Triticum virus

4. К какой болезни относится проявление на листьях в виде овальных светло-зеленых, затем красно-бурых пятен со светлой каймой

  1. Черный бактериоз пшеницы

  2. Базальный бактериоз пшеницы

  3. Бурый бактериоз пшеницы

  4. Бурый бактериоз овса

  5. Закукливание овса


5.Укажите болезнь бактерии, которых сохраняются до 10 месяцев в пораженных растительных остатках.

  1. Черный бактериоз пшеницы

  2. Базальный бактериоз пшеницы

  3. Бурый бактериоз пшеницы

  4. Бурый бактериоз овса

  5. Закукливание овса

6. К какой болезни относится проявление на листьях в виде мозаичности или лимонно желтых пятен?

  1. Русская мозайка пшеницы

  2. Полосатая мозайка пшеницы

  3. Закукливание овса

  4. Черный бактериоз пшеницы

  5. Базальный бактериоз пшеницы

7. К какой болезни относится проявление на листьях в виде мелких хлоротичных штрихов и пятен образуя широкие и желтые пятна?

  1. Русская мозайка пшеницы

  2. Полосатая мозайка пшеницы

  3. Закукливание овса

  4. Черный бактериоз пшеницы

  5. Базальный бактериоз пшеницы

8. Возбудителем болезни базальный бактериоз пшеницы является

  1. Xanthomonas translucens

  2. Pseudomonas atrofaciens

  3. Pseudomonas ramonicum

  4. Pseudomonas coronafaciens

  5. Triticum virus

Вариант 2

1. Признаками, какой болезни является образование на листьев округлых, водянистых коричневых пятен, колосковые чешуйки у основание буреют

  1. Черный бактериоз пшеницы

  2. Базальный бактериоз пшеницы

  3. Бурый бактериоз пшеницы

  4. Бурый бактериоз овса

  5. Закукливание овса

2 Возбудителем болезни бурый бактериоз овса является

  1. Xanthomonas translucens

  2. Pseudomonas atrofaciens

  3. Pseudomonas ramonicum

  4. Pseudomonas coronafaciens

  5. Triticum virus

3. Возбудителем болезни русская мозайка пшеницы является

  1. Xanthomonas translucens

  2. Pseudomonas atrofaciens

  3. Pseudomonas ramonicum

  4. Pseudomonas coronafaciens

  5. Triticum virus

4. Возбудителем полосатая мозайка пшеницы является

  1. Wheat streak mosaik virus

  2. Pseudomonas atrofaciens

  3. Pseudomonas ramonicum

  4. Pseudomonas coronafaciens

  5. Triticum virus

5. Возбудителем, какой болезни является Avena virus

  1. Черный бактериоз пшеницы

  2. Базальный бактериоз пшеницы

  3. Бурый бактериоз пшеницы

  4. Бурый бактериоз овса

  5. Закукливание овса

6.Укажите меры борьбы с бактериозами

  1. Перекрестный способ посева

  2. Лущение стерни

  3. Прикатывание посевов

  4. Примение азотных удобрений

  5. Очистка, воздушно-тепловой обогрев, обеззараживание семян

7. Укажите меры борьбы с вирусными и микоплазменными заболеваниями злаков

  1. Перекрестный способ посева

  2. Безотвальная вспашка

  3. Прикатывание посевов

  4. Примение азотных удобрений

  5. Устойчивые сорта, севооборот, уничтожение злаковых сорняков

8. Укажите болезнь, которая переносится темной цикадкой

  1. Черный бактериоз пшеницы

  2. Базальный бактериоз пшеницы

  3. Бурый бактериоз пшеницы

  4. Бурый бактериоз овса

  5. Закукливание овса













Лекция


1. Корневая гниль

Возбудители — грибы из родов Fusarium, Thielaviopsis, Pythium, Rhizoctonia, Aphanomyces и др., а также бак­терии. Заболевание распространено повсеместно и проявляется на проростках, всходах, а иногда и взрослых расте­ниях всех зерновых бобовых культур.

При поражении проростков они буреют и погибают, не выходя на поверхность почвы. У всходов загнивают ко­решки, стебли и семядоли, что приводит к изреженности по­севов. У взрослых растений чернеют и отмирают корневая система и основание стебля. Такие растения отстают в рос­те и часто увядают и гибнут.

Возбудители болезни — факультативные паразиты и могут длительное время жить на растительных остатках в почве.

Инфекция сохраняется с зараженными семенами и в почве.

Фузариозная корневая гниль сильнее развивается при пониженной влажности и высокой температуре почвы.

Меры борьбы. Соблюдение севооборота и уничтоже­ние растительных остатков. Отбор здоровых семян и их обеззараживание, посев в оптимальные сроки. Уничтоже­ние почвенной корки. Внесение фосфорно-калийных удоб­рений. Районирование устойчивых сортов.

2. Аскохитоз

Возбудители заболевания — несовершенные грибы поряд­ка сферопсидных рода Ascochyta (A. pisi; A. pinocles, A. pisi- cola и др.). Поражаются горох, фасоль, соя, люпин, кормо­вые бобы и другие бобовые культуры. На горохе известно три типа аскохитоза — бледный, темный и сливающийся. При бледном аскохитозе, который вызывает гриб A. pisi, у сильно пораженных семян поверхность морщинистая, со светло-желтыми пятнами. Такие семена не дают всходов или всходы больные и являются источниками инфекции. На семядолях и стебельках заболевание проявляется в виде желто-коричневых пятен, при этом часть всходов погиба­ет.

На листьях, стеблях и бобах появляются более блед­ные, в центре округлые или овальные желто-коричневые пятна с темным ободком. На них образуются темные точки — пикниды гриба. Постепенно пятна сливаются, листья за­сыхают и преждевременно опадают. Темный аскохитоз вы­зывает гриб A. pinodes. При поражении на стеблях и бо­бах образуются пятна темные, почти черные в центре, вдав­ленные, неправильной формы. Пораженные стебли надла­мываются; при заражении бобов семена в них щуплые или не развиваются совсем.

Возбудители сохраняются мицелием и пикнидами на растительных остатках (3—4 года). Возможно сохранение мицелия в семенах. Развитию болезни способствуют вы­сокая влажность и температура. Споры этих грибов про­растают или в капельно-жидкой влаге, или при относитель­ной влажности воздуха 90% и выше. Инкубационный период при температуре 20—25° С длится 6—8 дней, и гриб дает несколько генераций за лето.

Меры борьбы. Соблюдение севооборота. Очист­ка, калибровка и обеззараживание семян одним из пре­паратов: тигам (4—6 кг/т), ТМТД (3—4 кг/т), фентиураммом —6 кг/т). Удаление послеуборочных остатков и глубокая зяблевая вспашка. На семенных участках опрыскивание посевов 0,5—0,75%-ной суспензией цинеба (2—4 кг/га). Использование относительно устойчивых сортов (у горо­ха устойчивы Восток 55, Уладовский, Юбилейный, Одес­ский 61).

3.Антракноз

Заболевание вызывают несовершенные грибы порядка меланкониевые. Возбудитель болезни на фасоли — Со1letotrichum lindemuthianum. Болезнь поражает все зер­новые бобовые культуры: фасоль, горох, сою, вику, кормо­вые бобы. Поражаются семядоли, всходы, листья, стебли, бобы и семена. Особенно вредоносно проявление болезни в фазу появления всходов и образования бобов. На семя­долях всходов заболевание проявляется в виде коричнева­то-красных пятен. Во влажную погоду в центре пятен обра­зуются красноватые подушечки, состоящие из конидиеносцев и конидий гриба.

На листьях фасоли, гороха, сои и вики появляются удлиненные темные пятна, светлеющие в центре; по дли­не жилок образуются трещины. Пораженные черешки листь­ев и стебель покрываются черными полосами. На бобах образуются вдавленные округлые ржаво-красные пятна с несколько приподнятой и твердой пурпуровой каймой. В центре пятен образуются оранжево-розовые подушечки спороношений гриба (рис. 62). При сильном поражении гриб­ница паразита проникает в семена, на которых видны жел­товатые или бурые пятна.

Семена, зараженные антракнозом, теряют всхожесть или дают ослабленные всходы.

В течение вегетации конидии гриба распространяются с дождем, ветром, насекомыми. Возбудитель сохраняется мицелием в пораженных растительных остатках, заражен­ных семенах.

Меры борьбы. Очистка, сортировка и заблаговре­менное обеззараживание семян одним из препаратов: ТМТД, тигамом (3—4 кг/т), фентиурамом (3—4 кг/т). Севооборот. Запашка растительных остатков. Внесение фосфорно-ка­лийных удобрений. На семенных участках в целях преду­преждения эпифитотий — опрыскивание бордоской жид­костью (5—б кг на 1 га по медному купоросу) или ее заме­нителями.


4.Фузариоз

Возбудители — несовершенные грибы порядка гифомицетов рода Fusarium. Поражают сою, горох, кормовые бобы, люпин, вику. Растения заражаются от фазы исходов и до образования семян, в результате поражения наблю­дается выпадение всходов, корневая гниль н фузариозное увядание. В период прорастания семян болезнь проявля­ется в виде побурения подсемядольного колена и кончика корня проростков, которые гибнут, не достигая поверхности почвы. Пораженные всходы плохо растут, их листья жел­теют, появляются гниль корешков, перетяжка стебля, по­раженная ткань буреет, и всходы погибают. Поражение растений в следующие фазы роста приводит к корневой гнили верхних частей главного корня и боковых кор­ней.

При фузариозном увядании грибы выделяют токсины и закупоривают сосуды проводящей системы. Возбудитель из почвы проникает в растения через корневые волоски и по водопроводящей системе, иногда достигает верхних ча­стей растений. У пораженных растений постепенно увяда­ют листья и побеги. На поперечном разрезе пораженных корней и стеблей видны побуревшие сосуды. Во влажных условиях на пораженных участках появляется розовый налет кониднального спороношення гриба — макро- и микроконидии. Макроконидии серповидные, с 3—5 попе­речными перегородками. Кроме конидий, в цикле развития гриба имеются хламидоспоры и склероцни.

Фузарнозное увядание особенно сильно проявляется в период цветения — начала образования бобов и семян. Пораженные участки створок бобов обесцвечиваются. Зер­но в пораженных семенах щуплое, с морщинистой оболоч­кой. Источниками инфекции являются пораженные расти­тельные остатки в почве. При заражении бобов и семян ин­фекция может сохраняться с семенным материалом. Раз­витию болезни способствует повышенная кислотность и неустойчивый водный режим в почве, а также высокая темпе­ратура.

Меры борьбы. Севооборот. Очистка, сортировка, калибровка, обеззараживание семян и обработка их в раст­ворах микроэлементов. Уничтожение сорняков. Известко­вание кислых почв. Внесение минеральных удобрении, обеспечивающих лучшее развитие растений. Своевременная уборка и подсушка семян до кондиционной влажности. Использование устойчивых сортов (гороха — Рамонский 77.,Кубанец 1126).

Мучнистая роса

Возбудитель заболевании — сумчатый гриб порядка эризофовые Erysiphe communis.

Он имеет узкую филогенетическую специализацию, и его формы поражают горох, кормовые бобы, чечевицу, фа­соль. нут, сою, вику, люпин. Преимущественно с верхнем стороны листьев, на стеблях и бобах, образуется сначала белый паутинистый, позднее мучнистый налет, состоящий из грибницы, конидиеносцев и конидий гриба. Инфекция распространяется конидиями.

К концу вегетации гриб формирует плодовые тела — клейстотеции, которые и сохраняются на растительных остатках. Весной из клейстотециев выбрасываются сумки с сумкоспорамн. Это спороношенне служит для первичной инфекции. Развитию болезни способствует сухая и жаркая погода. В этих условиях инкубационный период составля­ет всего 4—5 дней.

Меры борьбы. Севооборот. Уничтожение расти­тельных остатков. Пространственная изоляция полей от посевов одноименных культур прошлого года. Внесение повышенных норм калийных удобрений. При сильном раз­витии болезни на семенных участках — опрыскивание сус­пензией коллоидной серы (4—5 кг га) или опыливание мо­лотой серой (15—20 кг га). Использование устойчивых сортов (фасоли — Харьковская 4, Краснодарская 244, горо­ха — Рамонскнй 77).


5. Церкоспороз сои

Возбудитель болезни — гриб из класса несовершенных, порядка гифомицетов Cercospora sojina. Заболевание наи­более вредоносно на сое. Поражаются все надземные орга­ны в течение всего периода вегетации. По краям семядолей образуются коричневые язвообразные пятна с темным обод­ком и грязно-серым налетом. На листьях и зеленых бобах пятна мелкие, округлые, белесо-серые, с четкой бурой кай­мой. С нижней стороны листа на пятнах темно-серый налет конидиального спороношения, на стеблях — удлиненные фиолетово-красные пятна с сероватым центром и коричне­вым ободком. Цикл развития возбудителя включает мно­гоклеточный мицелий и бесполое конидиальное спороношение. При помощи конидий осуществляется как первич­ная, так и последующие инфекции. Возбудитель сохраняет­ся в форме грибницы в растительных остатках и семенах. Резерватором инфекции служит и дикая соя.

Меры борьбы. Севооборот. Уничтожение расти­тельных остатков и дикой сои. Тщательная очистка семян и заблаговременное их протравливание. Использование устойчивых сортов.

6. Шоколадная пятнистость кормовых бобов

Возбудитель болезни — несовершенный гриб порядка гифомицетов Botrytis fabae. Заболевание проявляется пре­имущественно на листьях и стеблях. На них появляются красновато-бурые (шоколадные) округлые пятна, светло- бурые в центре, окруженные красно-бурой каймой. Иног­да пятна концентрические, различных размеров и формы. Могут поражаться цветки, бобы и семена, которые буреют

и засыхают. Во влажную погоду на пораженных участка- появляется серый налет конидиального спороношения гриба.

Возбудитель сохраняется мицелием и склеродиями на остатках пораженных растений и с семенами.

Меры борьбы. Севооборот. Очистка полей от ра­стительных остатков и глубокая зяблевая вспашка. Обез­зараживание семян. Фосфорно-калийные подкормки. Про­филактические опрыскивания семенных участков 0,5%- ной суспензией 80%-ного цинеба (2—4 кг на 1 га). Исполь­зование устойчивых сортов.

7.Бурая бактериальная пятнистость фасоли

Возбудитель болезни — бактерия Xanthomonas phaseoli. Заболевание начинается еще на всходах и поражает все надземные части растения. На семядолях пятна светло- бурые, на листьях взрослых растений они вначале мелкие, водянистые, светло-желтые, затем разрастаются, буреют и покрывают большую часть листа. Пораженные участки отделены от здоровой ткани каймой и хлоротичной желтова­то-зеленой зоной. Пораженные участки сморщиваются, за­сыхают и выпадают. Нередко листья опадают. На стеблях пораженная ткань имеет вид красновато-бурых полос. По­ражаются бобы и семена. Пораженные семена теряют всхо­жесть. Возбудитель болезни сохраняется в остатках пора­женных растений и семенах.

Меры борьбы. Севооборот. Сбор семян со здоро­вых посевов. Тщательная очистка, сортировка и заблаго­временное обеззараживание семян фунгицидами. Выра­щивание устойчивых сортов.


Учащиеся делятся на бригады (2-3). Каждая бригада выбирает себе главного агронома и придумывает себе название бригады. Цель каждой бригады запомнить как можно больше информации по новой теме. Главные агрономы бригад разделяют учебный материал (работу) между своими подчиненными. Дается время для изучения собственной темы 5-7 мин. По истечении времени учащиеся по очереди рассказывают друг другу тему, слушатели записывают себе краткий конспект. По тому насколько раскрыто и верно объясняют материал участники бригады оценивают друг друга по пятибалльной системе и записывают оценку в лист оценивания.


VІ. Домашнее задание: стр. 233-238





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тема Болезни зерновых бобовых культур

Автор: Туребеков Мадияр Оралович

Дата: 17.02.2016

Номер свидетельства: 294853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "статья по теме "Витамины группы В""
    ["seo_title"] => string(30) "statiapotiemievitaminyghruppyv"
    ["file_id"] => string(6) "315834"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459960357"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Учебно-исследовательский проект "С кашей жить - до ста лет прожить" "
    ["seo_title"] => string(71) "uchiebno-issliedovatiel-skii-proiekt-s-kashiei-zhit-do-sta-liet-prozhit"
    ["file_id"] => string(6) "193107"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427564995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства