Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа производственной практики ПМ.02 "Техническое обслуживание автотранспорта"»
Министерство образования московской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Ступинский техникум им. А.Т.Туманова»
СОГЛАСОВАНО
______________________________
________________/______________
«____» ____________ 20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО
«Ступинский техникум
им. А. Т. Туманова»
_____________В.А. Датский
«____» ____________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
по профессиональному модулю
ПМ.02«Техническое обслуживание автотранспорта»
по профессии
23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
г.о. Ступино
2018 г.
Рабочая программа практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», Приказ Министерства образования и науки РФ от «09» декабря 2016 г. № 1581 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44800).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Ступинский техникум им. А.Т. Туманова».
Разработчики:
Голубев Анатолий Сергеевич, мастер производственного обучения ГБПОУ МО «Ступинский техникум им. А.Т. Туманова»
Ф.И.О., учёная степень, звание, должность
Иванов Иван Иванович, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ МО «Ступинский техникум им. А.Т. Туманова»
Ф.И.О., учёная степень, звание, должность
Иванов Иван Иванович, директор ООО
Ф.И.О., учёная степень, звание, должность
РАССМОТРЕНА
цикловой комиссией профессиональных дисциплинГБПОУ МО «Ступинский техникум им. А.Т. Туманова»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ………………………………………………………………
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫПРАКТИКИ……………………………………………...……………
7
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ……………………………...……………
8
5.
АТТЕСТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ…………………………..
9
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫПРАКТИКИ
Область применения рабочей программы практики
Рабочая программа производственной практики является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС ) и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для профессии 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Техническое обслуживание автотранспорта (базовый уровень)и соответствующих профессиональных компетенций и(или) общих компетенций.
Место практики в структуре образовательной программы среднего профессионального образования:
Производственная практика относится к профессиональному учебному циклу программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, проводится, в соответствии с утвержденным учебным планом, после прохождения междисциплинарных курсов (МДК) в рамках профессионального модуля «ПМ.02«Техническое обслуживание автотранспорта»:
МДК 2.1 Техническое обслуживание автомобилей
МДК 2.2 Теоретическая подготовка водителей автомобилей
и направлена на формирование профессиональных и общих компетенций, включающих в себя способность:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей
ПК 2.2
Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК .2
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 4.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 5.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 7.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 8
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 9.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке
ОК 11
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Цели и задачи практики–требования к результатам прохождения практики:
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, общими компетенциями обучающийся в результате прохождения практики в рамках освоения профессионального модуля «ПМ.02«Техническое обслуживание автотранспорта» должен:
иметь практический опыт:
в выполнении регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;
в выполнении работ по ремонту деталей автомобиля;
в управлении автомобилями.
уметь:
применять нормативно - техническую документацию по техническому обслуживанию автомобилей;
выбирать и пользоваться инструментами, приспособлениями и стендами для технического обслуживания систем и частей автомобилей;
безопасно управлять транспортными средствами;
проводить контрольный осмотр транспортных средств;
устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности;
получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
знать:
виды технического обслуживания автомобилей и технологической документации по техническому обслуживанию;
типы и устройства стендов для технического обслуживания и ремонта автомобильных двигателей;
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
технические условия на регулировку отдельных механизмов и узлов;
виды работ при техническом обслуживании двигателей различных типов, технические условия их выполнения;
правила эксплуатации транспортных средств и правила дорожного движения;
порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств по его техническому обслуживанию;
перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;
приёмы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
основы безопасного управления транспортными средствами;
1.4. Трудоемкость и сроки проведения практики
Трудоемкость производственной практики в рамках освоения профессионального модуля «ПМ.02«Техническое обслуживание автотранспорта» составляет 72 часа (2 недели).
Сроки проведения учебной практики определяются учебным планом по профессии среднего профессионального образования 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и календарным учебным графиком. Практика проводится концентрированнона 3курсе, в 5 семестре(с «16» октября 2020 года по «29» октября 2020 года).
1.5. Место прохождения практики
Практическая подготовка при прохождении практики реализуется:
в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (профильная организация), на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
Тематический план и содержание практики ПП.2.01 Производственная практика
Наименование разделов и тем
Видыработ обучающихся
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
ПМ.02 «Техническое обслуживание автотранспорта»
72
Тема 2.1. Техническое обслуживание автомобильных двигателей
Содержание
14,24
Принимать заказ на техническое обслуживание автомобиля, проводить его внешний осмотр, составлять необходимую приемочную документацию. Перегон автомобиля в зону технического обслуживания. Безопасно и качественно выполнять регламентные работы по разным видам технического обслуживания в соответствии с регламентом автопроизводителя: замене технических жидкостей, за-
мене деталей и расходных материалов, проведению необходимых регулировок и др. Использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности. Определять основные свойства материалов по маркам. Выбирать материалы на основе
анализа их свойств для конкретного применения. Сдача автомобиля заказчику. Оформление технической документации. Применять информационно-коммуникационные технологии при составлении
отчетной документации по проведению технического обслуживания автомобилей. Заполнять форму наряда на проведение технического обслуживания автомобиля. Заполнять сервисную книжку. Отчиты-ваться перед заказчиком о выполненной работе
14,24
3
Тема 2.2.Техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей
Содержание
14,24
Выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию электрических и электронных систем автомобилей. Измерять параметры электрических цепей автомобилей. Пользоваться измерительными приборами. Безопасно и качественно выполнять регламентные работы по разным видам технического обслуживания: проверке состояния элементов электрических и электронных систем автомобилей, выявлению и замена неисправных.
Безопасно и высококачественно выполнять регламентные работы по разным видам технического обслуживания: проверке состояния автомобильных трансмиссий, выявлению и замене неисправных элементов. Использовать эксплуатационные материалы в
профессиональной деятельности. Выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
14,24
3
Тема 2.4.Техническое обслуживание ходовой части механизмов управления автомобилей
Содержание
14,24
Безопасно и высококачественно выполнять регламентные работы по разным видам технического обслуживания: проверке состояния ходовой части и механизмов управления автомобилей, выявлению и замене неисправных элементов. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности
Безопасно и качественно выполнять регламентные работы по разным видам технического обслуживания: проверке состояния автомобильных кузовов, чистке, дезинфекции, мойке, полировке,
подкраске, устранению царапин и вмятин. Использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности.
Выбирать материалы на основе анализа их свойств
для конкретного применения
7,12
3
Дифференцированный зачёт по основным разделам производственной практики
7,12
3
ВСЕГО:
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
Требования к проведению практики
3.1.1.Требования к документации, необходимой для проведения практики:
1. Журнал по технике безопасности;
2. Инструкции по охране труда;
3. Журнал по профессиональному модулю;
4. Дневник прохождения производственной практики;
5. Табель посещаемости обучающегося;
6. Приказы о допуске к практике;
7. Приказ назначения руководителя практики от учебного заведения и на производстве;
8. Договор на прохождение учебной и производственной практики;
9. Рабочая программа;
10.Календарно-тематический план.
3.1.2.Требования к условиям проведения производственной практики:
Реализация ППКРС предполагает проведение производственной практики на базе предприятий, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся и с которыми имеются прямые договоры.
Студенты в период прохождения практики обязаны полностью выполнить задания, предусмотренные программами практики, соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования охраны труда и противопожарной безопасности.
3.1.3. Общие требования к подбору баз практик:
наличие отделов: главного механика, труда и зарплаты, бухгалтерии, охраны труда и техники безопасности;
снащенность предприятия современным компьютерным оборудованием;
близкое, по возможности, территориальное расположение базовых предприятий.
При выборе рабочего места студентам необходимо руководствоваться,
прежде всего, моделью его специальности, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы.
3.1.4. Требования к руководителям практики от образовательного учреждения:
Мастер производственного обучения:
осуществляет руководство практикой;
контролирует реализацию программы и условия проведения практики , в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами;
формирует группы в случае применения групповых форм проведения практики;
организовывает процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных ими в ходе прохождения учебной практики (производственного обучения);
несет материальную ответственность за причинённый ущерб (за несовершеннолетних ответственность несут родители).
обеспечивает проведение всех необходимых организационных мероприятий перед началом практики (инструктаж о порядке прохождения практики, по технике безопасности и т. д.);
обеспечивает высокое качество прохождения студентами практики и строгое соответствие ее учебным планам и программам;
осуществляет контроль за обеспечением организацией нормальных условий труда, контролирует проведение обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности со студентами
контролирует выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка;
рассматривает отчеты студентов, дает оценку их работе, проставляет ее в зачетной книжке студента в разделе «Практика», дает рекомендации по проведению сдачи отчетов по итогам производственной практики;
отчитывается перед руководством техникума о организации практики
Руководитель практики от организации, осуществляющий общее руководство практикой:
1. подбирает опытных специалистов в качестве руководителей практики в структурных подразделениях;
2. совместно с зам директора по УПР организует и контролирует прохождение практики студентов в соответствии с программой и утвержденным графиком прохождения практики;
3. обеспечивает качественное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;
4. контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает в техникум обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;
5.осуществляет учет работы студентов-практикантов;
6. отчитывается перед руководством предприятия за организацию и проведение практики
Руководитель практики в структурных подразделениях, осуществляющий непосредственное руководство практикой:
знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, экономикой и организацией производства, коммерцией и т. д.
осуществляет постоянный контроль над производственной работой практикантов, помогает им правильно выполнять все задания на данном рабочем месте, знакомит с передовыми методами работы и консультирует по производственным вопросам;
контролирует ведение дневников, подготовку отчетов студентов-практикантов и составляет на них данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, а также дает характеристику студенту.
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы производственной практики требует наличия учебного кабинета «Техническое обслуживание автотранспорта» .
Минимально необходимое материально-техническое обеспечение учебного кабинета «Техническое обслуживание автотранспорта» включает в себя:
Рабочие места по количеству обучающихся (стол, стулья аудиторные);
Оборудованное рабочее место преподавателя (стол, кресло, персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Internet);Доска меловая;
Шкафы-стеллажи для размещения учебно-наглядных пособий и документации;
Мультимедийное оборудование (ПК (системный блок –процессор – Intel Pentium4, 3,0 ГГц, ОЗУ 1 Гб, проектор, звуковая система).
Комплекты учебных пособий по курсу «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»;
Тематические стенды;
Узлы основных систем автомобиля: двигатели с навесным оборудованием, трансмиссии, рулевое управление, тормозная система;
Основные приспособления и инструмент для освоения технологии ремонта автомобилей;
Кабинет «Правила безопасности дорожного движения», оборудованный в соответствии с требованиями примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
Мастерские: по ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами), тренажеры, тренажерные комплексы по вождению автомобиля.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Устройство автомобилей : Лабораторно-практические работы: учеб .пособие для студ. Учреждений сред проф. образования / В.И.Нерсесян.- 2-е изд.исп.- М: Издательский центр «Академия», 2018.
Пехальский А.П. Автомобили «Устройство автомобилей»: учебник для студ.учрежденийсред.проф. образования / А.П.Пехальский , И.А. Пехальский. – 9-е изд.,стер.- М.: «Академия», 2016.
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: в 2 ч.- Ч.1 : учебник для нач. проф. образования/ А.С.Кузнецов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: в 2 ч.- Ч.2 : учебник для нач. проф. образования/ А.С.Кузнецов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.
Дополнительные источники:
Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте : учеб. пособие для нач. проф. образования / В. С. Кланица. — 6-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2016.
Графкина М.В. Охрана труда и основы экологической безопасности : Автомобильный транспорт : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М. В. Графкина. - 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2016.
Интернет-ресурсы:
Техническая литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа:1еЫ11.ги, свободный. - Загл. с экрана.
- Режим доступа: рп1ѐое.ги, свободный. - Загл. с экрана.
Автомобильный транспорт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibliotekar.ru/auto-uchebnik/index.htm ; http://mehanika.ru/publ/opit/defektovka5/
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы производственной практики должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
В период прохождения производственной практики обучающиеся обязаны вести документацию:
Дневник практики;
Отчёт о прохождении практики.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся сформированность профессиональных компетенций и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Критерий оценки
Формы и методы контроля и оценки
1
2
3
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей
Оценка «отлично» ставится, когда студентом:
- продемонстрирован высокий уровень общекультурных и общепрофессиональных компетенций;
- выполнен в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы в соответствии с заданием практики;
- проявлены самостоятельность, творческий подход и высокий уровень подготовки по вопросам профессиональной деятельности, самоорганизации;
- оформлен отчет в соответствии с требованиями.
Оценка «хорошо» ставится, когда студентом:
- в целом продемонстрирована сформированность общекультурных и общепрофессиональных компетенций;
- выполнено полностью задание на практику, однако допущены незначительные недочеты при написании отчета, в основном технического характера.
Оценка «удовлетворительно» ставится, когда студентом:
- продемонстрирована сформированность отдельных общекультурных и общепрофессиональных компетенций;
- допущены существенные недочеты в составлении отчета.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда студентом:
- не продемонстрирована сформированность общекультурных и общепрофессиональных компетенций;
- не выполнено задание практики;
- студент представил небрежно оформленный отчет по учебной практике.
Экспертное наблюдение выполнения практических работ.
Итоговый контроль знаний проводится по завершению модуля в форме экзамена
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по практике представлены в фондах оценочных средств.
АТТЕСТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
Аттестация по итогам производственной практики служит формой контроля освоения и проверки профессиональных знаний, общих и профессиональных компетенций, приобретенных умений, навыков и практического опыта обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности (профессии).
Формой промежуточной аттестации по итогам производственнойпрактики является зачёт. Аттестация проводится в последний день практики.
К аттестации по практике допускаются обучающиеся, выполнившие требования программы производственной практики и предоставившие полный пакет отчетных документов.
Для проведения промежуточной аттестации по практике образовательной организацией разработаны фонды оценочных средств, включающие в себя оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся основным показателям результатов обучения. В процессе аттестации проводится оценка овладения общими и профессиональными компетенциями.
При выставлении итоговой оценки по практике учитываются:
результаты оценки овладения обучающимися общими и профессиональными компетенциями;
качество и полнота оформления отчетных документов по практике.