Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 6 класс.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8
«Рассмотрено»
на ШПМК учителей _________________
«__» ___________ 2019 г. протокол № _
Руководитель ШПМК
________________ /_________________/
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
«__» ___________ 2019 г.
__________ /С.В. Плюскова/
«Утверждено»
Приказом по МАОУ СШ № 8
от «__» ___________ 2019 г.
Директор МАОУ СОШ №8
________________ /И.В. Васильева/
Рабочая программа
по музыке
(наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
_6 класса адаптированного основого общего образования для специальных (коррекционных) классов
(класс, уровень общего образования)
2019 – 2020 год
(срок реализации)
Год разработки 2019
Составлена на основе:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для специальных (коррекционных) классов;
Программа: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой 2013г.
Количество часов всего -35 в неделю -1
Программу составил:
Павлова Л.А.учитель
1 квалификационной категории
с.п. Новосмолинский
Структура рабочей программы
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Содержание учебного предмета.
Календарно-тематическое планирование.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (5-9 классы, М.: «Владос», 2013);
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса. Музыка формирует вкусы, развивает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.
Задачи:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи.
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия
Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя направляется на чистоту интонации, строя и ансамбля.
Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамблевого чувства, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в младших классах, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел«Элементы музыкальной грамоты» содержит основной минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, во время игры на инструментах, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, способах записи и фиксации музыки, непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в младших и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки проводятся в специально оборудованных помещениях: музыкальных кабинетах, залах.
Оценка по предмету «Пение и музыка» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой или услышанной музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
в качестве объекта восприятия и обсуждения;
в виде вокальных упражнений (наиболее яркие, доступные для пения мелодии);
как материал музыкальных викторин;
как материал для индивидуальных заданий творческого характера (изготовление рисунков, поделок на тему произведения, написание небольших сочинений, рассказов о музыке);
в виде музыкального сопровождения танцевально-ритмической деятельности, инсценировок сказок, ролевых игр и т. д.
В каждом году обучения представлен объем необходимых для усвоения учащимися музыкальных знаний, требования, предъявляемые к музыкально-исполнительским умениям и навыкам, развитию творческих способностей.
Место предмета в учебном плане
В Учебном плане на изучение данного курса отводится:
6 класс – 35 часов в год, при недельной нагрузке – 1 час;
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 классов.. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов.
Содержание учебного предмета.
6 класс
Пение
1) Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
2) Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
3) В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
4) В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.
5) Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
6) Повторение песен, изученных в 5-м классе.
Слушание музыки
1) Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
2) Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.
3)Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.
4) Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.
5) Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.
6) Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.
7) Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
8) Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».
Музыкальная грамота
1) Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
2) Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.
Музыкальный материал для пения:
I четверть:
«Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского.
-«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова.
«Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев», муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера.
«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Волшебная.сказка» — муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева.
II четверть:
«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простокваши-но» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.
«Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.
«Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, сл. Р. Лаубе.
«Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, сл. И. Шаферана.
III четверть:
«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, сл. Р. Рождественского.
«Ты у меня одна» — муз.и сл. Ю. Визбора.
«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского.
«Варяг» — русская народная песня.
«Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.
«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева.
«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина.
IV четверть:
«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.
«Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
«Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
Музыкальные произведения для слушания
Л. Бетховен. «Adagiosostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2.
«Весенняя» — муз. В. Моцарта, сл. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.
X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика». Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль». Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского.
Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».
«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.
«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А. Рыбникова, сл. Р. Тагора, русский текст А. Адалис.
6 класс (1 час в неделю, 35 часа в год)
№ урока
Дата
тема урока
количество часов
Прогнозируемый результат
Корректи–ровка
План.
Факт.
Предметный
личностный
1 четверть, 8 часов
1
Музыка и изобразительное искусство.
«Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
1
Знакомство с правилами поведения на муз. Занятиях. Сформировать представление о связи музыки и изобразительного искусства
Настроиться на занятия музыкой
2
Картины природы в музыке и в живописи.
«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского.
1
Формирование представления о связи музыки и изобразительного искусства.
Запоминание текста
3
Картины природы в музыке и в живописи.
«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова.
1
Формирование представления о связи музыки и изобразительного искусства
Запоминание текста. Положительно реагировать на муз. Произведение
4
Способность музыки изображать слышимую реальность
«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова.
1
Формирование представлений об имитации звуков.
Легкое непринужденное исполнение разученной песни
5
Способность музыки изображать слышимую реальность
«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
1
Определение характера муз произведения.
Слышать муз. Имитацию в разученной песне
6
Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
«Волшебная.сказка» — муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева
1
Коррекция поведенческих отклонения во время слушания музыки.
Самостоятельно начинать пение после вступления. Запоминание текста
7
Музыка и изобразительное искусство.
Волшебная.сказка» — муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева.
1
Закрепление представления о связи музыки и изобразительного искусства
Самостоятельно выбрать песни для концертного исполнения
8
Повторение изученных песен.
1
Закрепление навыка концертного исполнения
Сдерживание эмоционально-поведенческих отклонений во время концертного исполнения
2 четверть, 8 часов
9
Музыка, театр, киноискусство и анимация.
«Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой
1
Различать виды искусств.
Самостоятельное разучивание песни по образцу исполнения. Умение просить и принимать помощь учителя и одноклассников
10
Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране,
«Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, сл. Р. Лаубе.
1
Определить характер музыки в предложенной ситуации.
Самостоятельный выбор манеры исполнения
11
Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране,
«Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, сл. И. Шаферана
1
Определять звучание муз. инструментов
Самостоятельное исполнение песни под фонограмму
12
Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране,
«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, сл. Р. Рождественского.
1
Определять звучание муз. инструментов
Выразить личное отношение к песне. Обосновать его
13
Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране
«Ты у меня одна» — муз.и сл. Ю. Визбора.
1
Определять муз. Инструменты. Использование навыка кантиленного пения
Испытывать положительные эмоции при исполнении песни
14
Музыка, театр, киноискусство и анимация.
«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» —муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского.
1
Формирование представления о музыке, как эмоциональной стороне действия
Контролировать слухом правильное исполнение
15
Музыка, театр, киноискусство и анимация.
«Варяг» — русская народная песня.
1
Формирование представления о музыке, как части истории.
Запоминание текста
16
Музыка, театр, киноискусство и анимация. Обобщение
«Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.
1
Беседа о музыке в нашей жизни.
Запоминание текста
17
Роль музыки в раскрытии содержания спектакля
«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева.
1
По предложенным муз. Фрагментам определить возможную ситуацию
Закрепление навыка легкого подвижного исполнения песни
3 четверть, 10 часов
18
Роль музыки в раскрытии содержания спектакля
«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева.
1
По предложенным муз. фрагментам определить возможную ситуации
Закрепление навыка легкого подвижного исполнения песни
19
Роль музыки в раскрытии содержания фильма
«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина.
1
Формирование представления о патриотической песне
Запоминание текста с голоса
20
Изображении образов героев музыкой в фильме и спектакле
«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
1
Формирование понятия о музыкальной теме
Эмоциональное исполнение песни
21
22
Изображении образов героев музыкой в фильме и спектакле
«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
2
Формирование понятия о муз. теме
Чувствовать личную ответственность во время хорового исполнения
23
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен.
«Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева
1
Исполнение муз. упражнения
Четкое произнесение текста в быстром темпе
24
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.
1
Исполнение муз упражнений на развитие дикции и артикуляции
Одновременное вступление на муз. фразах
25
26
Роль музыки в раскрытии содержания спек- такля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.
«Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
2
Определение характера муз произведений. Элементарный анализ
Самостоятельно выбрать манеру исполнения песен на основе полученных навыков и характера песни
27
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен.
«Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского
1
Формирование представлений о составе звучании симф. оркестра
Умение следовать указаниям учителя во время исполнения муз. Упражнений и песен
4 четверть, 8 часов
28
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен.
Музыкальные произведения для слушания Л. Бетховен. «Adagiosostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2. «Весенняя» — муз. В. Моцарта, сл. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.
1
Формирование понятий о симф. Оркестре и звучании муз. инструментов
Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».
2
Плавное, певучее исполнение песни. Определять по звучанию группы инструментов
Уметь исполнять песни хором, не перекрикивая друг друга
32
Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.
1
Закрепление понятий о динамических оттенках
Использовать возможности голоса при исполнении песни
33
Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А. Рыбникова, сл. Р. Тагора, русский текст А. Адалис.
1
Закрепление понятий о динамических оттенках
Использовать возможности голоса при выразительном исполнении песни
34
35
Повторение песен, изученных в 6-м классе.
2
Концертное исполнение песен по выбору учащихся
Умение считаться с мнением окружающих, работать в команде
Резервный урок
Итого
35
Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Дата проведения по факту
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Организация учебного кабинета
Выбор помещения и его рациональная планировка соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. № 178-02)
Комплектование кабинета музыки средствами обучения соответствует требованиям.
Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и учащихся.
Кабинет оснащен техническими средствами и созданы условия для их эффективного использования и хранения.
Создана система хранения и размещения учебного оборудования.
Интерьер оформлен в соответствии с функциональной значимостью кабинета музыки
Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности
Презентации к урокам, информационный наглядный материал находится на цифровых носителях.
Библиотечный фонд
Программно-методические материалы: программа по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Дидактические материалы к урокам музыки
Технические средства обучения
Компьютер (мультимедийное оборудование доступно).
Видеопроектор
Звуковая инсталляция
Музыкальные инструменты
Набор ударно-шумовых инструментов
Информационно-коммуникационные средства
Демонстрационный материал на цифровых носителях:
№п/п
наименование
количество
1.
Произведения для слушания в 5 классе
Флеш-накопитель
2.
Произведения для слушания в 6 классе
Флеш-накопитель
3.
Произведения для слушания в 7 классе
Флеш-накопитель
4.
Произведения для слушания в 8 классе
Флеш-накопитель
5.
Фонограммы произведений для пения в 5 классе
Флеш-накопитель
6.
Фонограммы произведений для пения в6 классе
Флеш-накопитель
7.
Фонограммы произведений для пения в7 классе
Флеш-накопитель
8.
Фонограммы произведений для пения в 8 классе
Флеш-накопитель
9.
Презентации по темам уроков, музыкальные фильмы, мультфильмы
Флеш-накопитель
Литература.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.