Рабочая программа по дисциплине "Инженерная графика"
Рабочая программа по дисциплине "Инженерная графика"
Рабочая программа учебной дисциплины Инженерная графика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 18.02.06 Химическая технология органических веществ базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 18.00.00 Химические технологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Специальность: 18.02.06 Химическая технология органических веществ
Базовая подготовка
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Инженерная графика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 18.02.06 Химическая технология органических веществ базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 18.00.00 Химические технологии
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
17
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
1 паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Инженерная графика
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной программы подготовки специалистов среднего звена (ППСС3) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 18.02.06 Химическая технология органических веществ - базовой подготовки, входящий в состав укрупненной группы специальностей 18.00.00 Химические технологии
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального учебного цикла
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Обязательная часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
-выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
-выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
-оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
-читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-законы, методы и приемы проекционного черчения;
-классы точности и их обозначение на чертежах;
-правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
-правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей; способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;
-технику и принципы нанесения размеров;
-типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;
-требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД)
Вариативная часть
Обучающийся должен уметь:
-вычерчивать конструктивные элементы технологического оборудования НПЗ: колонн, теплообменников, реакторов;
-выполнять технологические схемы процессов переработки нефти и газа;
Обучающийся должен знать:
-стадии и методы проектирования технологических схем переработки;
-масштабы и нанесение размеров, обозначение элементов схемы.
С учетом ОК 1-9, ПК 1.1.- ПК 1.4., ПК 2.1-ПК 2.5, ПК 3.1-ПК 3.4. , ПК 4.1-ПК 4.4 углубленное знание нефтехимического промышленного оборудования, в разработке и оформлении конструкторской, технологической и другой нормативной документации
Содержание дисциплины ориентировано на формирование общих компетенций (ОК):
Техник- технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины ориентировано на формирование профессиональных компетенций (ПК)
ПК 1.1. Подготавливать оборудование к безопасному пуску, выводу на технологический режим и остановке.
ПК 1.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования, технологических линий, коммуникаций и средств автоматизации.
ПК 1.3. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса.
ПК 1.4. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ.
ПК 2.1. Подготавливать исходное сырье и материалы.
ПК 2.2. Поддерживать заданные параметры технологического процесса с помощью контрольно-измерительных приборов и результатов аналитического контроля.
ПК 2.3. Выполнять требования промышленной и экологической безопасности и охраны труда.
ПК 2.5. Соблюдать нормативы образования газовых выбросов, сточных вод и отходов производства.
ПК 3.1. Контролировать и вести учет расхода сырья, материалов, энергоресурсов, полупродуктов, готовой продукции и отходов.
ПК 3.2. Контролировать качество сырья, полуфабрикатов (полупродуктов) и готовой продукции.
ПК 3.3. Выявлять и устранять причины технологического брака.
ПК 3.4. Принимать участие в разработке мероприятий по снижению расхода сырья, энергоресурсов и материалов.
ПК 4.1. Планировать и координировать деятельность персонала по выполнению производственных заданий.
ПК 4.2. Организовывать обучение безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования, техники безопасности.
ПК 4.3. Контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, требований охраны труда промышленной и экологической безопасности.
ПК 4.4. Участвовать в оценке и обеспечении экономической эффективности работы подразделения.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часов, в том числе:
1 Выполнение домашнего задания: построение взаимного пересечения тел цилиндра и тора
Тема 2.5 Изображение модели на комплексном чертеже. «Аксонометрические проекции»
Содержание учебного материала
12
1
Изображение модели на комплексном чертеже. «Аксонометрические проекции»
2
2
Практические занятия
6
1
Построение модели с окном
2
2
Построение модели с окном
2
3
Проверка знаний по разделу «Начертательная геометрия»
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1 Выполнение домашнего задания: построение сечения полых моделей и линий среза детали
Раздел 3 Машиностроительное черчение.
Тема 3.1
Изображения: виды, сечения и разрезы
Содержание учебного материала
12
1
Изображения: виды, сечения и разрезы
2
Практические занятия
12
1
Построение сечений вала
2
2
Построение разрезов, вырезов в аксонометрии выполнение логико-смысловой модели на определение, классификацию разрезов
2
3
Выполнение упражнения на тему: разрезы
2
4
Выполнение упражнения на тему: разрезы сложные
2
5
Выполнение упражнения на составные изображения. Построить комплексный чертеж.
2
6
Аксонометрия с вырезом ¼ части
2
Тема 3.2
Резьба Классификация. Применение Крепежные детали. Стандартные детали. Расчет параметров
Содержание учебного материала
8
1
Резьба Классификация. Применение Крепежные детали. Стандартные детали. Расчет параметров
Практические занятия
4
1
Выполнение чертежей резьбовых соединений при помощи болта, шпильки
2
2
Выполнение спецификации
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1 Выполнение чертежей и изготовление моделей на болтовое соединение
2 Выполнение чертежей и изготовление моделей на трубное соединение
2
2
Тема 3.3
Эскизы деталей. Рабочий чертеж, сборочный чертеж, чертеж общего вида, последовательность выполнения
Содержание учебного материала
13
1
Эскизы деталей. Рабочий чертеж, сборочный чертеж, чертеж общего вида, последовательность выполнения
Практические занятия
6
1
Выполнение эскизов деталей
2
2
Эскизирование деталей сборочной единицы. Нанесение размеров, номера позиций на сборочном чертеже и выполнение спецификации.
2
3
Сборочный чертеж, его назначение и содержание
2
Самостоятельная работа обучающихся
7
1 Выполнение домашнего задания Эскизы сборки
5
2 Подготовить сообщение об обозначении материалов на чертеже
2
Тема 3.4 Деталирование сборочного чертежа
Содержание учебного материала
10
1
Деталирование сборочного чертежа
2
Практические занятия
2
1
Чтение сборочных чертежей и выполнение рабочих чертежей двух сопрягаемых деталей
2
Самостоятельная работа обучающихся
8
1
Конструкции фланцев, формы поверхностей сопряжения фланцев
2
2
Выполнение сборочных чертежей неразъемных- сварных соединений, способы приварки штуцера к корпусу аппарата
3
3
Чертежи опор вертикальных аппаратов
3
Раздел 4 Специальная часть
Тема 4.1 Схемы по специальности. Правила выполнения схем. Условное обозначение на схемах
Содержание учебного материала
7
1
Схемы по специальности. Условное обозначение на схемах, ведение технологических процессов производства химических веществ.
2
Практические занятия
4
1
Выполнение технологических схем. Условное обозначение на схемах.
2
2
Выполнение чертежей технологического оборудования
2
Самостоятельная работа обучающихся
3
1
Выполнение чертежа технологического оборудования(теплообменника, колонны). Оформление спецификации теплообменных аппаратов.
Раздел 5 Методы и средства машинной графики. Изучение программы «Компас»
Содержание учебного материала
10
1
Методы и средства машинной графики. Знакомство с программой «Компас»
2
Практические занятия
1
Выполнение чертежа технологического оборудования.
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
1
2
Подготовить сообщение о видах уплотнений в технологических аппаратах Дать схемы закрепления труб в трубных решетках в теплообменных аппаратах Подготовка презентации по дисциплине
Всего
132
Для характеристики уровня освоения учебного материала используется следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета инженерной графики
Оборудование учебного кабинета:
– рабочие места по количеству обучающихся, оборудованные компьютерами;
-посадочные места по количеству обучающихся;
– методические указания по выполнению лабораторных работ;
– электронные учебники;
– комплект учебных таблиц и плакатов
– наглядные пособия;
-контрольно-измерительные материалы;
-лицензированная операционная система Windows;
-лицензированный Office
-лицензированная антивирусная программа.
Технические средства обучения:
– интерактивная доска;
– компьютер
– принтер;
– экран;
– проектор;
– маркерная доска
– маркеры
3.2Интерактивные методы обучения
Методы активизации:
-методы Икт;
-работы в команде
-Cfse-study;
-ролевые игры;
Проблемное обучение;
- контекстное обучение;
- обучение на основе опыта;
-индивидуальное обучение;
- междисциплинарное обучение;
- опережающая самостоятельная работа.
3.3Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бродский А.М. Практикум по инженерной графике: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.М.Бродский, Э.М. Фазлулин, В.А.Халдинов. – 9-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.–192с.
Пуйческу, Ф.И. Инженерная графика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ф.И. Пуйческу, С.Н. Муравьев, Н.А. Чванова.– 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 c.
Чекмарев, А.А. Инженерная графика. Машиностроительное черчение: Учебник / А.А. Чекмарев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
Дополнительные источники:
Левицкий В.С. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей. Учебник для СПО. Издатель – Юрайт. Серия - Профессиональное образование. Год издания - 2016.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение. Учебник для вузов и ссузов. Издатель Юрайт. 2018.
Василенко Е.А. Техническая графика. Учебник. Гриф МО РФ. Издатель - Инфра-М. Серия - Среднее профессиональное образование. Год издания - 2018
Томилова С.В. Инженерная графика. Строительство (2-е изд., испр.) учебник. Год издания – 2014
Короев Ю. И., Черчение для строителей: Учебник/ Ю.И. Короев.— 10-е изд., стереотип. — М., Изд. «Кнорус», 2018. — 256 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
Бочков А. Л. Конструкторская документация: основные сведения и требования ЕСКД к оформлению чертежей //Лекции, видеоролики / CADInstructor обучающий центр. – Санкт-Петербург. – 2014 – 2016. . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://cadinstructor.org/eg/lectures/1-konstruktorskaya-dokumentatcia/
Межгосударственный стандарт.Система проектной документации для строительства. Правила выполнения. Архитектурно-строительныхРабочих чертежей 21.501(93).– [Электронный ресурс]– Режим доступа:http://www.snip-info.ru/gost_21_501-93.htm
Методические указания и контрольные задания по «инженерной графике» http://www.pkgn.ru/do/Ingenernaa_grafika/Ingenernaa_grafika.pdf
Учебный материал для студентов http://xn--80azqa.xn--p1ai/obrresurs/grafika/
Лекции - Инженерная графика – файл http://www.studmed.ru/docs/document15626/content
3.4 Использование активных и интерактивных форм проведения занятий:
изучение Азбуки КОМПАС-3D, Азбуки КОМПАС-График в соответствии с профилем специальности;
самостоятельная работка методических рекомендаций по выполнению графических работ;
творческий отчет студентов с использованием презентаций;
решение ситуационных задач.
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
Тесты, графические задачи, экспертное наблюдение и оценка практических занятий
выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
Тесты, графические задачи, экспертное наблюдение и оценка практических занятий
выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
Графические задачи, экспертное наблюдение и оценка практических занятий
оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
Тесты, графические задачи, экспертное наблюдение и оценка практических занятий
читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;
Экспертное наблюдение и оценка практических занятий
Знания:
законы, методы и приемы проекционного черчения;
Устный опрос
классы точности и их обозначение на чертежах;
Письменный опрос в виде диктанта
правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
Устный опрос
правила выполнения чертежей,
Письменное компьютерное тестирование
способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручную и машинной графике;
Устный , дифференцированный индивидуальный опрос
техники и принципов нанесения размеров;
Письменное компьютерное тестирование. Коллоквиум
типы и название спецификаций, правила их чтения и составления;
Устный опрос
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации(ЕСКД) и Единой системы технологической документации(ЕСТД)