В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Куркинской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"»
МКОУ «МИХАЙЛОВСКАЯ СОШ»
ИМЕНИ В.А. КАЗАНСКОГО КУРКИНСКОГО РАЙОНА
Согласовано.
Заместитель директора по ВР
_________ Исаматова В.Г.
«__»____________20___г.
Утверждаю.
Директор МКОУ «Михайловская СОШ» имени В.А.Казанского
__________ Страшко Е.И.
Приказ № _____ от «__»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Историко-краеведческого кружка
«Истоки»
Составитель:
Киряева Людмила Анатольевна,
учитель истории и обществознания
г. Тула
2017 год
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Куркинской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.
Данная программа является образовательной, имеет туристско-краеведческую направленность.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю, в год 68 часов. Возраст учащихся 11-16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные
Программа реализуется на базе МКОУ «Михайловская СОШ» имени В.А.Казанского
Цели программы:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;
сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
Изучение прошлого и настоящего Куркиского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
историческое,
духовное краеведение,
краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
Экскурсии.
Работа с архивными данными, получение информации через архивы.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Методы работы:
Групповая;
Парная;
Индивидуальная
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство
“малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий:
Программа реализуется в течение одного года: 2 часа в неделю (68 часов в год).
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в краеведческие музеи;
пешие экскурсии по селу;
проведение экскурсий, внеклассных мероприятий в школьном музее «Истоки» и т.п.;
сбор материалов;
создание проектов;
оформление собранных материалов;
участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих конкурсах.
Что должен знать и уметь учащийся:
Знать:
- основные даты, связанные с историей села, хронологические рамки значительных событий и процессов;
- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.
Уметь:
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;
-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;
- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;
- работать с техническими средствами;
Прогнозируемые результаты:
В процессе работы кружка накопится определенный опыт, материал в виде стендов, фотоматериале, разработок по проведению вечеров. Итогами работы кружка на отдельных этапах является выпуск исторических газет, карт, схем, рукописных материалов по истории родного края, которые будут использоваться в школе и находится в краеведческом музее, использоваться в учебно-воспитательной работе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы помимо оборудования большую роль играют исторические документы.
Детям помогают материалы школьного музея «Истки».
Для более успешной работы по программе имеются следующие методические материалы:
- конспекты занятий;
- конспекты открытых мероприятий;
- раздаточный материал;
-анкеты, тесты и т. д. для организации контроля результативности занятий;
- портфолио обучающихся;
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы имеются:
1. Рабочие столы.
2. Стол, шкафы.
3. Материалы школьного музея.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Для определения ожидаемого результата на кружке существует система оценки обучения детей по программе в форме: открытых занятий, мероприятий, участия в конкурсах различного уровня. Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. По окончании учебного года по программе дети сдают зачет или выполняют итоговую работу. Обучающиеся, освоившие программу, получают свидетельства . Итоговую аттестацию в обучающиеся проходят в форме зачета.
Содержание программы:
Раздел I. Введение
Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.
Раздел II. Этнография
Административное положение Куркинского района со времен появления (уезд, губерния, волость) и все последующие изменения.
Окрестности – озёра, болота, леса. Овраги, родники, реки и их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.
Состав поселения. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.
Раздел III. Современное состояние Куркинского района.
Численность населения. Состояние хозяйства.
Кустарные промыслы. Пути сообщения. Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.
Учреждения культуры. Праздники села.
Художественное ремесло. Народные умельцы. Устное народное творчество. Деревенская кухня
Встреча с интересными людьми.
Памятники природы. Экология.
Социальный практикум.
Раздел IV. История моей Родины
История сел на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)
«Не позволяй душе лениться». Люди села. Революция 1917 г, НЭП, коллективизация, репрессии, стихийные наводнения, голод.
Им гордится наш район.
О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах
История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования.
Сведения из истории, современное состояние.
Предприятия. История организаций и учреждений. История Волостного управления.
Дом культуры.
Детский сад.
Почта.
Медпункт.
Сбор материала.
Социальный практикум.
Раздел V. Образование
Образование в Куркинском районе.
Возникновение школы в селах. Организация процесса обучения: здание, учителя, предметы, ученики.
Встреча с бывшими учителями, учениками. Гордое звание – учитель.
Практическое занятие «Моя школа в будущем»
Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы»
Раздел VI. Жители сел Куркинского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Сбор материала, связанный с участием жителей села в Великую Отечественную войну, с погибшими, без вести пропавшими, вдовами.
Экскурсии по музеям района, области.
Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны»
Изучение темы Тульская область в годы войны.
Оформление стендов для уголка Боевой славы. Выставки по теме.
Экскурсионная работа по музейному уголку, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров, круглых столов, устных журналов перед учащимися и жителями села. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных и областных мероприятиях на военную тематику.
Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Наши земляки - Герои Советского Союза
Война в судьбе моей семьи.
Благоустройство памятника воинской славы.
Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. Операция «Забота»
Встречи со свидетелями войны.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Введение.
1
1
-
Этнография.
5
3
2
Современное состояние Куркинского района.
12
6
6
История малой родины.
15
10
5
Итоговое занятие.
1
-
1
Район и село в годы Великой Отечественной войны 1941-1945
15
9
5
Образование Куркинского района.
4
2
2
Жители сел Куркинского района в годы Вов.
14
10
5
Итоговое занятие.
1
-
1
68
41
27
КОНТРОЛЬ
Программа имеет следующие уровни контроля:
- Текущий контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), зачетных карточек, кроссвордов, тестов и др.
- Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу).
- Итоговым контролем по каждому году обучения являются отслеживание результатов участия в различных конкурсах.
Формой контроля служат итоговые занятия, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков.
Главным итогом результативности кружка являются участие в конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка.
Литература для учителя:
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
Киселев А.А. Война в Заполярье: Учебное пособие для старших классов школ, лицеев, гимназий /А.А.Киселев – Мурманск: изд-во ОНМЦСО,1995 – 224с.
Книга Памяти Междуреченского муниципального района
Не просто имя – биография страны: Кн. 3. /Сост.М.Г.Орешета – Мурманск: Кн. изд-во,1990. – 368с., ил.
Смирнов А. Партизаны Заполярья./ А. Смирнов – Мурманск: Кн. изд-во,1989. – 192с.
Т.Осьминский. История родного края. – Вологда, 1962 г. – 324 стр.
Анализ работы кружка «Истоки» за 2016-2017 учебный год
Современный мир быстро шагает вперед, давая нашим детям много хорошего, интересного и много того, что воспитывает наших детей патриотами нравственно-духовными людьми.
На занятиях в кружке приобщаются к духовной жизни, а значит, духовно возрастают. Наблюдаются положительные перемены в характере ребят, их поведении. Они становятся добрее, честнее, не обижают и не унижают друг друга, нет случаев краж. Они понимают, что в центре их мироощущений стоит закон человеческих отношений: любить Бога и ближних как самих себя. Дети получают дополнительные знания о православной культуре русского народа, знакомятся с этическими нормами христианского поведения и стараются следовать им.
Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, состоит из двух разделов.
1. Основные задачи теоретических знаний:
- действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека;
определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;
взывать к высшему: любви, мужеству братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом;
не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других;
приобщение детей к гуманистическим ценностям;
овладение кругом знаний по христианству, архитектуре, приобщение детей к христианским традициям;
воспитывать уважение к Отечественной истории, культурным традициям;
сформировать у детей потребность в идеале;
указать детям образец, достойный подражания.
2. Основные задачи практический характер:
приобретать умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой;
учиться выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения, проводить исследовательские и поисковые работы.
Материал кружка актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны: сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Повышается уровня воспитанности учащихся, и уровень социальной активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения русского православного человека.
Кружок «Истоки» посещает 15 человек из 5-8 классы. Программа составлена с учётом пожеланий учеников. Староста кружка – Заикина Татьяна (10 класс). Материал, получаемый детьми, позволяет им быть активными участниками всероссийской олимпиады по ОПК.