Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области
г. Екатеринбург
Программа составлена на основе рекомендации «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью» (автор Е.М. Старобина, М.; изд-во ЭНАС 2004, допущено МО РФ в качестве методического пособия), и учитывает особенности подростков с легкой умственной отсталостью: неразвитость абстрактного мышления, неустойчивость и плохая переключаемость внимания, нарушения памяти, нарушения способности к обобщению, анализу, синтезу, установлению причины и следствия, связей и отношений, неспособности к действиям со сложной последовательностью исполнения, низкий уровень развития навыков общения и как следствие сниженная самооценка, , а также преобладанием конкретно-ситуативной оценки действительности и четкой регламентации действий и в то же время необходимость в развитии социально-средовой ориентации этих учащихся.
Предмет «Основы российского законодательства» призван помочь в формировании правового опыта этих учащихся, развития ценностной ориентации в правовом поле. В процессе обучения должны решаться следующие задачи: содействие самоопределению личности, формирование адекватной самооценки, раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействия людей, прежде всего правовых, развитие навыков общения и выхода из конфликтных ситуаций законными путями; формирование основ нравственной и, правовой культуры; правовая подготовка к трудовой деятельности; семейной жизни.
Учебно – тематический план по курсу «Основы российского законодательства»- II курс (30 часов).
№ | Тема | Формы представления материала | Деятельность учащихся |
1-2 | Зачем нужны законы. Какие законы есть в Российской Федерации | Беседа о необходимости норм для человека, общества и государства. Существенные отличия правовых от других социальных норм. Объяснить что такое законы, как они создаются. Какие законы есть в нашем государстве. Роль законодательных органов и Президента. | заполнять таблицу, рассмотреть, как выглядят законы (выставка различных законодательных и подзаконных актов), составить схему законодательных органов РФ. |
3-4 | Правосудие в России, | Беседа – какие суды есть в Российской Федерации, какие споры рассматриваются мировыми судьями, какие вопросы решает суд общей юрисдикции. Правоохранительные органы РФ: милиция, прокуратура. Зачем нужны нотариусы, адвокаты | вести беседу, отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом, употреблять в речи новые понятия. Написать исковое заявление. Узнать, где находится ближайший суд в вашем районе |
5-6 | Конституция РФ | Рассказ о создании Конституции 1993 года, из каких частей состоит основной документ, как описывается государственная власть в России. Создать схему ветвей государственной власти: Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебная власть | Познакомится с текстом Конституции, рассмотреть структуру основного документа, высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, работа в группе – по статьям главы I Конституции РФ |
7-8 | Основные права и обязанности гражданина Российской Федерации | Беседа - развитие идей о правах человека, международных документах о правах человека (Декларации прав человека), объяснение, что обозначают слова - неотъемлемые права человека, равноправие. Неразрывность прав и обязанностей. | Работать с текстом закона, определять какими правами ты пользуешься в своей жизни, какие обязанности возлагает на тебя Конституция, задавать вопрос, участвовать в беседе, представлять себя, свою точку зрения. |
9-10 | Избирательное право | Беседа о демократическом государстве, где власть – выборная. Схемы «Активное и пассивное избирательное право», «Процедура голосования». Деловая игра «Выборы в РФ» | участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, перечислять этапы голосования, оценивать его значение для общества, проявлять навыки совместной деятельности, участие в деловой игре, проработка социальной роли избирателя |
11-12 | Гражданский Кодекс РФ | Беседа о гражданских правоотношениях, когда они возникают, кто в них участвует. Основные права и обязанности по Гражданскому Кодексу. Как можно защитить свои гражданские права. Совместное решение практических задач. | участвовать в беседе, уметь высказывать свою точку зрения, привести примеры и инсценировать ситуацию, найти выход из ситуации |
13-14 | Права потребителя | Беседа с элементами проблематизации – может ли человек обойтись без удовлетворения своих потребностей? Кто такие потребители, изготовители, продавцы? Основные права и обязанности потребителя. Разбор реальных ситуаций. Кто и как помогает защитить права потребителя | высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, найти выход из конфликтной ситуации – представить в виде инсценировки. На д/з познакомится с сайтами Роспотребнадзора, Общества защиты прав потребителя Свердловской области |
15-16 | Семейные правоотношения | Беседа о правовых основах брака и семьи. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Мини – дискуссия «какой брак нужен молодым людям» | понимать необходимость и значимость правовых норм в семейных правоотношениях, проявлять желание следовать им, принять свою позицию – обозначить ее вербально, работа с текстом |
17-18 | Административные правоотношения | Беседа о случаях наступления административной ответственности. Виды наказаний за административные правонарушения | высказывать свою точку зрения, осознавать необходимость подчинения представителям компетентных органов. |
19-20 | Уголовный Кодекс РФ | Беседа о тяжких последствиях совершения преступления как для человека в отдельности, общества в целом, так и для государства. Уголовный Кодекс – самый суровый из законов. Виды преступлений. | участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, осознавать недопустимость совершения действий, запрещенных УК РФ, ответственность за свое будущее. |
21-22 | Уголовная ответственность. | С какого возраста наступает уголовная ответственность. Смягчающие и отягчающие обстоятельства; обстоятельства, исключающие вину. Уголовный процесс, участники уголовного процесса. | Делать записи в тетради, составлять схему вместе с преподавателем, работа в парах по решению проблемных ситуаций. |
23-24 | Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха | Какие правоотношения мы называем трудовыми? Стороны этих правоотношений. Запрет на дискриминацию при приеме на работу. Знакомство с Трудовым Кодексом. Работа над составлением трудового договора. Нормальная продолжительность рабочей недели. Порядок предоставления очередного оплачиваемого отпуска. | Делать записи в тетради, уметь высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, разбираться с текстом нормативно-правового документами, составлять заявление при приеме на работу, подготовить собственный экземпляр трудового договора. Рассчитывать количество часов в смену, сроки предоставления оплачиваемого отпуска. |
25-26 | Материальная ответственность работника | Беседа о взаимных обязанностях работника и работодателя. Пределы материальной ответственности работника. Договоры о полной материальной ответственности, бригадная ответственность | понимание необходимости беречь имущество работодателя, проявление собственной позиции, уметь высказывать свою точку зрения, д/з опережающее задание – подготовка сообщения (задание для сильных учащихся) |
27-28 | Защита прав работника | Представление заранее подготовленного сообщения учащегося – о комиссиям по индивидуальным трудовым спорам. Как создаются эти комиссии, как принимаются решения. Трудовые споры в судах, беспошлинное обращение в суд по трудовым спорам. | развитие терпимого отношения к другим людям, осознавать необходимость защиты собственных прав, составление заявления о нарушении своего права в комиссию по трудовым спорам, составление искового заявления в суд, подготовить и пересказать сообщение (для хорошо подготовленных учащихся) |
29-30 | Итоговое повторение | | отвечать на поставленные вопросы, решение задач, |
При изучении дисциплины «Основы российского законодательства» формируются следующие компетенции по профессии «Облицовщик- плиточник»
№ П\П | Компетенции | Умения | № темы |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | 1. Осознанно подходить к необходимости работы для человека и для общества 2.Отвественно подходить к выполняемой работе, соблюдать общепринятые нормы и правила. 3.Расширять и углублять знания по профессии и использовать их на практике | 1,2,5,6 23-28 |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | 1.Установление профессиональных взаимоотношений, 2. Учет мотивации субъектов общения | Все темы |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | 1.Анализ рабочих ситуаций, самостоятельное определение причин ее возникновения 2. Выбор способа разрешения проблемы 3. Знание правовых способов решения споров, прежде всего трудовых | 27-28 |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | 1. Ориентация в профессиональном информационном поле 2. Представление и хранение профессиональной информации 3. Применять справочную литературу, тексты законов в области на производстве и в быту | 23,24, 25,26 |
ОК 5 | Использовать информационно –коммуникативные технологии в профессиональной деятельности | 1. Использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально – ориентированных информационных системах 2. Использовать в профессиональной деятельности компьютерные технологии | 23-24 |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | 1. Умение работать в группе, принимать и выполнять совместные решения на поставленные задачи 2. Логично излагать материал 3. Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и на производстве 4. Учет личностных особенностей субъекта общения | Все темы |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | 1. Применять получаемые профессиональные, правовые знания при исполнении воинской службы 2. Осознавать важность исполнения воинского долга для гражданина России | 1,2,5,6 |