kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа педагога по предмету "Социально- бытовая ориентировка" для глубоко умственно отсталых учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 64часа (2 часа в неделю).

Цель данной программы: специальное обучение глубоко умственно отсталых детей навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.

Основные задачи:

1) развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;

2)формирование уверенности в себе, способности познавать себя;

3) формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;

4)развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них. Утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;

5) формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.

Учебный материал распределён с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний, умений и навыков.

Наблюдения и опыт изучения социальной адаптации глубоко умственно отсталых обучающихся показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога по предмету "Социально- бытовая ориентировка" для глубоко умственно отсталых учащихся. »

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы «Социально – бытовая ориентировка». Сборник программ трудового обучения лиц с глубокой умственной отсталостью 1989 год, «Экспериментальной программы по СБО для детей с умеренной умственной отсталостью» А.А. Хилько 2006 год, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классов» 2010 года под редакцией В.В. Воронковой, «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей»( составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984год.

Программа рассчитана на 64часа (2 часа в неделю).

Цель данной программы: специальное обучение глубоко умственно отсталых детей навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.

Основные задачи:

1) развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;

2)формирование уверенности в себе, способности познавать себя;

3) формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;

4)развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них. Утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;

5) формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.

Учебный материал распределён с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний, умений и навыков.

Наблюдения и опыт изучения социальной адаптации глубоко умственно отсталых обучающихся показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом. Навыки общения, использование табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связаны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить глубоко умственно отсталый ребёнок в школе. т. е. с письмом, чтением и счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации такого подростка. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счёту имбецил может более успешно ориентироваться в общественной жизни. Между тем , бесспорно и другое- одного обучения грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации, которая вводится в план с 3 по 9 класс, но будет недостаточно, если ребёнок заучит, и будет владеть только умениями и навыками. указанными только в программе.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной речи, для практического применения знаний, умений и навыков. На всех этапах занятий необходимо приучать повторять за учителем полную и развёрнутую фразу, отвечать полным ответом. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи обучающихся. С этой целью используются различные этапы занятия, в ходе которых обучающиеся вовлекаются в беседу.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятиях. При обучении по данной программе применяются следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры, экскурсии, наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов.

Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации.

Программа социально- бытовой ориентировки предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.



















































Календарно- тематическое планирование .

раздел

№ урока

Тема урока

Кол.

Час.

Дата


Виды работы

1

Трудоустройство.

(4 часа)



1

1 четверть.

( 18ч.)

Выбор профессии.



1



Практикум по определению качеств личности необходимых для выбранной профессии.



2.

Учреждения и отделы по трудоустройству.

1



Экскурсия в учреждение по трудоустройству.



3.

Оформление на работу. Документы, не обходимые для поступления на работу, их оформление.

1



Практикум по написанию заявления.



4.

Органы социальной защиты.

1



Беседа.

2

Торговля.

(4 часа)

5.

Виды магазинов, их назначение.

1



Экскурсия в магазины.



6.

Правила поведения в магазинах.

1



Беседа, составление памятки.



7


8

Порядок приобретения товаров.


Экскурсия в супермарет.

1


1



Беседа, игра «Магазин».


Самостоятельное нахожде­ние указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию



3

Одежда и обувь.

(6 часов)

9

Одежда, её виды. Смена одежды по сезону.

1



Беседа, игра «Одень куклу».Просмотр презентации «Когда появилась одежда».




10

Уход за одеждой.

1



Беседа, практическая работа «Чистка одежды щёткой»



11

Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей.

1




Беседа, глажение одежды из синтетических и шерстяных тканей. Презентация «Одежда».



12.

Обувь, её виды. Смена обуви по сезону.

1



Беседа, игра «Найди пару».



13.

Уход за обувью.

1



Беседа, практическая работа «Чистке кожаной обуви».



14.

Выбор одежды и обуви при покупке.


1



Экскурсия в специализированные магазины, нахождение нужного отдела с одеждой. Подбор нужного размера.

4

Медицинская

помощь.(4 часа)

15. 16.

17

18

Первая помощь при несчастных случаях.

4



Беседа.




2 четверть. (14 часов)





5

Средства связи

(2 часа)


1

Основные виды связи: почта, телефон, компьютер

1



Экскурсия в почтовое отделение.



2

Виды почтовых отправлений: письма, бандероли, посылки, денежные переводы.

1



Написание домашнего адреса на почтовых бланках.

6

Питание.

(9 часов)

3

Продукты питания : хлеб, мясо, овощи, фрукты.


1



Просмотр презентации «Правильное питание», выбор продуктов.



4

Меню. Блюдо, рецепт.

1



Составление меню, подбор нужных продуктов. Просмотр презентации «Еда».



5

Тепловая обработка продуктов.

1



Беседа.



6

Супы: мясные, молочные, овощные, диетические.

1



Беседа, составление памятки.



7

8

Приготовление овощного супа.

2



Беседа, обсуждение рецепта, выбор продуктов, практическая работа.



9

10

Приготовление киселя.

2



Беседа, обсуждение рецепта, практическая работа.



11

Культура поведения за столом.

1



Беседа, составление памятки. Просмотр презентации: «Правила поведения для воспитанных детей».

7

Жилище. (3 часа)

12

Виды жилых помещений в городе и селе.

1



Узнавание и называние жилых помещений в городе, селе. Просмотр презентации «Такие разные дома».



13

Почтовый адрес дома и школы.


1



Заполнение адреса на конвертах, открытках.



14

Безопасность дома.

1



Беседа, просмотр презентации «Домашние опасности».




3 четверть (18 часов).





8

Личная гигиена.

(7 часов)

1

Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека.

1



Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей. Просмотр презентации «Правила гигиены».



2

Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений.

1



Беседа о правилах закаливания организма. Просмотр презентации «Здоровье- ценный груз».



3

Особенности личной гигиены в жизни подростка.

1



Беседа о правилах сохранения чистоты и здоровья тела юноши и девушки



4

Индивидуальные предметы гигиены.


1



Правила пользования зубной щеткой, расческой, душем, ванной, унитазом.



5

Косметические средства.

1



Выбор косметических средств.



6

Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека

1



Практикум «Современный молодой человек без вредных привычек». Просмотр презентации «Здоровый образ жизни»



7

Значение физических упражнений: в здоровом теле, здоровый дух.

1



Практикум «Упражнения для утренней гимнастики»

9

Транспорт.

(10 часов)

8

Транспорт, его виды.

1



Называние транспорта, определение его вида. Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Транспорт».



9

Основные транспортные средства нашего города.

1



Сюжетная игра «Передвижение по городу». Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Транспорт».



10

Пользование городским транспортом. Оплата проезда.

1



Беседа о порядке приобретения билетов и проездных билетов.



11

Наиболее рациональные маршруты передвижения .

1



Выбор наиболее рациональных маршрутов при передвижении по городу.



12

Правила поведения в транспорте.

1



Беседа, просмотр презентации «Правила поведения на остановке и транспорте».



13

14

15

16

Правила дорожного движения.

4



Беседа, просмотр мультфильмов из цикла «Безопасность на дороге».





17

Экскурсия на дорогу.

1



Практические упражнения по переходу улицы.

10

Средства связи.

( 1 час)

18

Виды телефонной связи. Пользование квартирным телефоном

1



Практикум: вызов полиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа, поломке водопровода, неисправности электросети, получение справок по телефону, служба точного времени. Культура разговора по телефону.











4 четверть (16 часов)





11

Семья.

(4 часа)

1



Состав семьи: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи.


1



Беседа, запись состава семьи (мать, отец, Ф.И.О). Просмотр презентации «Моя семья»



2

Родственные отношения: мать, отец, брат и т.д.

1





3

Личные взаимоотношения в семье,

1



Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи, составление памятки «Правила поведения в семье», просмотр презентации «Права и обязанности детей в семье».




4

Права и обязанности члена семьи.


1



12

Экономика домашнего хозяйства.

(3 часа)

5

Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия.

1



Упражнение по определению доходов семьи. Просмотр презентации «Основы семейных отношений».



6

Основные статьи расходов.

1



Упражнения в планировании расходов на день, на неделю.



7

Экономия в домашнем хозяйстве.


1



Практикум в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства.

13

Культура поведения.

(9 часов)

8



Правила поведения в общественных местах.

3



Беседа, составление памяток, посещение городской библиотеки. Просмотр презентации « Правила поведения 1»



9

Правила приема пригла­шения в гости и формы от­каза.

1



Беседа, практические упражнения диалоге. Просмотр презентации «Как вести себя в гостях».



10

Подготовка к поездке в
гости: внешний вид, подарки.

1

7.05


Беседа, упражнения в выборе подарка для определённого лица.



11

Прием гостей и пра­вила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.


1

8.05


Беседа о правилах приёма гостей.



12

Культура общения юно­ши и девушки.

1

14.05


Беседа, игра «Давайте познакомимся». Просмотр презентации «Уроки вежливости».



13

Внешний вид молодых людей.


1

15.05


Беседа. Просмотр презентации «Праздничная и будничная одежда».



14

15

16

17

Поведе­ние в обществе.


4

21.05

22.05

28.05

29.05


Беседа, составление памятки. Просмотр презентации «Волшебные слова».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ожидаемый результат:

Учащиеся

будут иметь представление:

- о профессиях, приёме и увольнении с работы, трудовой книжке, назначении паспорта;

будут знать:

- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; периодичность и правила чистки ушей;

- виды одежды, обуви и их назначение; правила ухода за одеждой и обувью;

- родственные отношения в семье; состав семьи, имена, отчества, фами­лии и возраст их;

- правила дорожного движения и соблюдать их;

- правила поведения за столом;

- основные транспортные средства;

- виды магазинов; назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; правила поведения в магазине;

- правила закаливания организма, правила соблюдения личной гигиены; правила поведения: при встрече и расставании пра­вила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подар­ков;

- правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома; требования к внешнему виду молодых людей.



будут уметь:



- совершать вечерний туалет в опре­деленной последовательности;

- различать одежду и обувь в зависи­мости от их назначения.

- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

- по возможности записать имя, отчество, фамилию членов семьи; выполнять правила поведения в се­мье.

- писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте (по возможности);

- соблюдать правила поведения в об­щественном транспорте;

- культурно вести себя с работниками торговли;

- правила закаливания организма; правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов; о вреде наркотиков и токсических веществ;

- закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигие­ны дома;

- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале; тактично и вежливо вести себя во вре­мя разговора со старшими и сверстниками;

- культурно и вежливо ве­сти себя при знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах и т.д.), дома; выбирать косметические средства, украшения, при­ческу, одежду, учитывая свой возраст, индивиду­альные особенности.

Перечень учебно- методического обеспечения.

1.Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 4 – 8 классы 2.Программа по социально-бытовой ориентировке учащихся

специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочное время (Автор-составитель: Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классов 2010 года под редакцией В.В.Воронковой.

4. Гладкая В.В. «Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», методическое пособие, 2 издание, М., НЦ ЭНАС, 2006 год.

5. Хилько А,А,/ Ермощенко М.Е./ Смирнова А.Д. «Экспериментальная программа по СБО для детей с умеренной умственной отсталостью», Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Пособие для учителя, СПб, филиал издательства «Просвещение», 2006 год.

Список литературы.



1)Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) /(БгажноковаИ.М., Ульянцева МБ, Комарова СВ и др.); под ред. ИМ Бгажноковой. – М. Владос, (2007 – 239с)

2)Казакова ОВ, Сбоева НА, Гаврилкина НИ Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир + игровой материал» 2 класс – М. «Вако», (2006- 367с)

3)Маллер АР Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей – М. Просвещение, (1990-125с)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Хвостова Оксана Николаевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Рабочая программа педагога по предмету "Социально- бытовая ориентировка" для глубоко умственно отсталых учащихся. "
    ["seo_title"] => string(130) "rabochaia-proghramma-piedaghogha-po-priedmietu-sotsial-no-bytovaia-oriientirovka-dlia-ghluboko-umstvienno-otstalykh-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "123065"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414408773"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства