Рабочая программа педагога по предмету "Социально- бытовая ориентировка" для глубоко умственно отсталых учащихся.
Рабочая программа педагога по предмету "Социально- бытовая ориентировка" для глубоко умственно отсталых учащихся.
Программа рассчитана на 64часа (2 часа в неделю).
Цель данной программы: специальное обучение глубоко умственно отсталых детей навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.
Основные задачи:
1) развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;
2)формирование уверенности в себе, способности познавать себя;
3) формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
4)развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них. Утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;
5) формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Учебный материал распределён с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний, умений и навыков.
Наблюдения и опыт изучения социальной адаптации глубоко умственно отсталых обучающихся показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога по предмету "Социально- бытовая ориентировка" для глубоко умственно отсталых учащихся. »
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы «Социально – бытовая ориентировка». Сборник программ трудового обучения лиц с глубокой умственной отсталостью 1989 год, «Экспериментальной программы по СБО для детей с умеренной умственной отсталостью» А.А. Хилько 2006 год, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классов» 2010 года под редакцией В.В. Воронковой, «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей»( составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984год.
Программа рассчитана на 64часа (2 часа в неделю).
Цель данной программы: специальное обучение глубоко умственно отсталых детей навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.
Основные задачи:
1) развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;
2)формирование уверенности в себе, способности познавать себя;
3) формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
4)развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них. Утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;
5) формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Учебный материал распределён с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний, умений и навыков.
Наблюдения и опыт изучения социальной адаптации глубоко умственно отсталых обучающихся показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом. Навыки общения, использование табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связаны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить глубоко умственно отсталый ребёнок в школе. т. е. с письмом, чтением и счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации такого подростка. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счёту имбецил может более успешно ориентироваться в общественной жизни. Между тем , бесспорно и другое- одного обучения грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации, которая вводится в план с 3 по 9 класс, но будет недостаточно, если ребёнок заучит, и будет владеть только умениями и навыками. указанными только в программе.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной речи, для практического применения знаний, умений и навыков. На всех этапах занятий необходимо приучать повторять за учителем полную и развёрнутую фразу, отвечать полным ответом. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи обучающихся. С этой целью используются различные этапы занятия, в ходе которых обучающиеся вовлекаются в беседу.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятиях. При обучении по данной программе применяются следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры, экскурсии, наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов.
Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации.
Программа социально- бытовой ориентировки предполагает, что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.
Календарно- тематическое планирование .
№
раздел
№ урока
Тема урока
Кол.
Час.
Дата
Виды работы
1
Трудоустройство.
(4 часа)
1
1 четверть.
( 18ч.)
Выбор профессии.
1
Практикум по определению качеств личности необходимых для выбранной профессии.
2.
Учреждения и отделы по трудоустройству.
1
Экскурсия в учреждение по трудоустройству.
3.
Оформление на работу. Документы, не обходимые для поступления на работу, их оформление.
1
Практикум по написанию заявления.
4.
Органы социальной защиты.
1
Беседа.
2
Торговля.
(4 часа)
5.
Виды магазинов, их назначение.
1
Экскурсия в магазины.
6.
Правила поведения в магазинах.
1
Беседа, составление памятки.
7
8
Порядок приобретения товаров.
Экскурсия в супермарет.
1
1
Беседа, игра «Магазин».
Самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию
3
Одежда и обувь.
(6 часов)
9
Одежда, её виды. Смена одежды по сезону.
1
Беседа, игра «Одень куклу».Просмотр презентации «Когда появилась одежда».
10
Уход за одеждой.
1
Беседа, практическая работа «Чистка одежды щёткой»
11
Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей.
1
Беседа, глажение одежды из синтетических и шерстяных тканей. Презентация «Одежда».
12.
Обувь, её виды. Смена обуви по сезону.
1
Беседа, игра «Найди пару».
13.
Уход за обувью.
1
Беседа, практическая работа «Чистке кожаной обуви».
14.
Выбор одежды и обуви при покупке.
1
Экскурсия в специализированные магазины, нахождение нужного отдела с одеждой. Подбор нужного размера.
4
Медицинская
помощь.(4 часа)
15. 16.
17
18
Первая помощь при несчастных случаях.
4
Беседа.
2 четверть. (14 часов)
5
Средства связи
(2 часа)
1
Основные виды связи: почта, телефон, компьютер
1
Экскурсия в почтовое отделение.
2
Виды почтовых отправлений: письма, бандероли, посылки, денежные переводы.
1
Написание домашнего адреса на почтовых бланках.
6
Питание.
(9 часов)
3
Продукты питания : хлеб, мясо, овощи, фрукты.
1
Просмотр презентации «Правильное питание», выбор продуктов.
4
Меню. Блюдо, рецепт.
1
Составление меню, подбор нужных продуктов. Просмотр презентации «Еда».
5
Тепловая обработка продуктов.
1
Беседа.
6
Супы: мясные, молочные, овощные, диетические.
1
Беседа, составление памятки.
7
8
Приготовление овощного супа.
2
Беседа, обсуждение рецепта, выбор продуктов, практическая работа.
9
10
Приготовление киселя.
2
Беседа, обсуждение рецепта, практическая работа.
11
Культура поведения за столом.
1
Беседа, составление памятки. Просмотр презентации: «Правила поведения для воспитанных детей».
7
Жилище. (3 часа)
12
Виды жилых помещений в городе и селе.
1
Узнавание и называние жилых помещений в городе, селе. Просмотр презентации «Такие разные дома».
13
Почтовый адрес дома и школы.
1
Заполнение адреса на конвертах, открытках.
14
Безопасность дома.
1
Беседа, просмотр презентации «Домашние опасности».
3 четверть (18 часов).
8
Личная гигиена.
(7 часов)
1
Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека.
1
Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей. Просмотр презентации «Правила гигиены».
2
Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений.
1
Беседа о правилах закаливания организма. Просмотр презентации «Здоровье- ценный груз».
3
Особенности личной гигиены в жизни подростка.
1
Беседа о правилах сохранения чистоты и здоровья тела юноши и девушки
4
Индивидуальные предметы гигиены.
1
Правила пользования зубной щеткой, расческой, душем, ванной, унитазом.
5
Косметические средства.
1
Выбор косметических средств.
6
Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека
1
Практикум «Современный молодой человек без вредных привычек». Просмотр презентации «Здоровый образ жизни»
7
Значение физических упражнений: в здоровом теле, здоровый дух.
1
Практикум «Упражнения для утренней гимнастики»
9
Транспорт.
(10 часов)
8
Транспорт, его виды.
1
Называние транспорта, определение его вида. Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Транспорт».
9
Основные транспортные средства нашего города.
1
Сюжетная игра «Передвижение по городу». Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Транспорт».
Беседа о порядке приобретения билетов и проездных билетов.
11
Наиболее рациональные маршруты передвижения .
1
Выбор наиболее рациональных маршрутов при передвижении по городу.
12
Правила поведения в транспорте.
1
Беседа, просмотр презентации «Правила поведения на остановке и транспорте».
13
14
15
16
Правила дорожного движения.
4
Беседа, просмотр мультфильмов из цикла «Безопасность на дороге».
17
Экскурсия на дорогу.
1
Практические упражнения по переходу улицы.
10
Средства связи.
( 1 час)
18
Виды телефонной связи. Пользование квартирным телефоном
1
Практикум: вызов полиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа, поломке водопровода, неисправности электросети, получение справок по телефону, служба точного времени. Культура разговора по телефону.
4 четверть (16 часов)
11
Семья.
(4 часа)
1
Состав семьи: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи.
1
Беседа, запись состава семьи (мать, отец, Ф.И.О). Просмотр презентации «Моя семья»
2
Родственные отношения: мать, отец, брат и т.д.
1
3
Личные взаимоотношения в семье,
1
Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи, составление памятки «Правила поведения в семье», просмотр презентации «Права и обязанности детей в семье».
4
Права и обязанности члена семьи.
1
12
Экономика домашнего хозяйства.
(3 часа)
5
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия.
1
Упражнение по определению доходов семьи. Просмотр презентации «Основы семейных отношений».
6
Основные статьи расходов.
1
Упражнения в планировании расходов на день, на неделю.
7
Экономия в домашнем хозяйстве.
1
Практикум в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства.
13
Культура поведения.
(9 часов)
8
Правила поведения в общественных местах.
3
Беседа, составление памяток, посещение городской библиотеки. Просмотр презентации « Правила поведения 1»
9
Правила приема приглашения в гости и формы отказа.
1
Беседа, практические упражнения диалоге. Просмотр презентации «Как вести себя в гостях».
10
Подготовка к поездке в гости: внешний вид, подарки.
1
7.05
Беседа, упражнения в выборе подарка для определённого лица.
11
Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
1
8.05
Беседа о правилах приёма гостей.
12
Культура общения юноши и девушки.
1
14.05
Беседа, игра «Давайте познакомимся». Просмотр презентации «Уроки вежливости».
13
Внешний вид молодых людей.
1
15.05
Беседа. Просмотр презентации «Праздничная и будничная одежда».
14
15
16
17
Поведение в обществе.
4
21.05
22.05
28.05
29.05
Беседа, составление памятки. Просмотр презентации «Волшебные слова».
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ожидаемый результат:
Учащиеся
будут иметь представление:
- о профессиях, приёме и увольнении с работы, трудовой книжке, назначении паспорта;
будут знать:
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; периодичность и правила чистки ушей;
- виды одежды, обуви и их назначение; правила ухода за одеждой и обувью;
- родственные отношения в семье; состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их;
- правила дорожного движения и соблюдать их;
- правила поведения за столом;
- основные транспортные средства;
- виды магазинов; назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; правила поведения в магазине;
- правила закаливания организма, правила соблюдения личной гигиены; правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков;
- правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома; требования к внешнему виду молодых людей.
будут уметь:
- совершать вечерний туалет в определенной последовательности;
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения.
- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;
- по возможности записать имя, отчество, фамилию членов семьи; выполнять правила поведения в семье.
- писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте (по возможности);
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
- культурно вести себя с работниками торговли;
- правила закаливания организма; правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов; о вреде наркотиков и токсических веществ;
- закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены дома;
- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале; тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
- культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах и т.д.), дома; выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности.
Перечень учебно- методического обеспечения.
1.Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 4 – 8 классы 2.Программа по социально-бытовой ориентировке учащихся
специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочное время (Автор-составитель: Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классов 2010 года под редакцией В.В.Воронковой.
4. Гладкая В.В. «Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», методическое пособие, 2 издание, М., НЦ ЭНАС, 2006 год.
5. Хилько А,А,/ Ермощенко М.Е./ Смирнова А.Д. «Экспериментальная программа по СБО для детей с умеренной умственной отсталостью», Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Пособие для учителя, СПб, филиал издательства «Просвещение», 2006 год.
Список литературы.
1)Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) /(БгажноковаИ.М., Ульянцева МБ, Комарова СВ и др.); под ред. ИМ Бгажноковой. – М. Владос, (2007 – 239с)
2)Казакова ОВ, Сбоева НА, Гаврилкина НИ Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир + игровой материал» 2 класс – М. «Вако», (2006- 367с)
3)Маллер АР Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей – М. Просвещение, (1990-125с)