Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы «Социально – бытовая ориентировка». Сборник программ трудового обучения лиц с глубокой умственной отсталостью 1989 год, «Экспериментальной программы по СБО для детей с умеренной умственной отсталостью» А.А. Хилько 2006 год, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классов» 2010 года под редакцией В.В. Воронковой, «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей»( составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984год.
Программа рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю).
С большим трудом глубоко умственно отсталые дети усваивают навыки ориентирования в общественной жизни. Обучение протекает более эффективно, когда ребенок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе.
Особое место в формировании социально- бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта , то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Повторение учебного материала является элементом каждого занятия. Программа социально-бытовой ориентировки предполагает, что глубоко умственно отсталые дети должны вырабатывать эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Раздел | №п/п | Тема | Кол. час. | Дата | Коррек. | Виды работы. |
1 | 1 четверть(18 ч.) Почта, связь.(4ч.) | 1 | Почта. Почтовые отправления. | 1 | | | Беседа. Работа с раздаточным материалом. |
2 | Упражнение в подписывании конверта и отправка письма по почте. | 1 | | | Практическая работа. |
3 | Средства связи: телефон, телефонные разговоры. | 1 | | | Беседа .Рассматривание телефонных аппаратов. |
| 4 | Экстренные вызовы. Упр. в вызове по телефону различных служб. | 1 | | | Практическая работа. |
2 | Службы быта.(4ч.) | 5 | Мастерские службы быта. | 1 | | | Беседа. Дидактические игры. |
6 | Экскурсия в обувную мастерскую. | 1 | | | Наблюдение за работой обувщика. |
7 | Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | | | Наблюдение за работой портнихи. |
8 | Экскурсия в слесарную мастерскую. | 1 | | | Наблюдение за работой рабочего по зданию. |
3 | Медицинские учреждения(5ч.) | 9 | Поликлиники, больницы, аптеки. | 1 | | | Беседа о назначении медицинских учреждений. |
10 | Запись в регистратуре, талон для посещения врача. | 1 | | | Практическая работа. Ролевая игра. |
11 | Экскурсия в поликлинику. | 1 | | | Экскурсия. |
12 | Тренировка обучающихся в вызове врача на дом по телефону. | 1 | | | Практическая работа. |
13 | Экскурсия в аптеку. | 1 | | | Экскурсия. |
4 | Семья(5ч) | 14 | Адрес школы, домашний адрес. | 1 | | | Работа по индивидуальным карточкам. Дидактическая игра. |
15 | Ф.И.О. членов семьи, место их работы. | 1 | | | Беседа по картинке. Составление рассказа о своей семье. |
16 | Поведение в семье. | 1 | | | Составление памятки. |
17 | Дорога от дома до школы. | 1 | | | Заочная поездка от дома до школы. |
5 | Наши праздники(1ч.) | 18 | 7 ноября- День согласия и примирения. | 1 | | | Просмотр иллюстраций. |
| 2 четверть(15ч.) | 1 | Одежда. Её виды. | 1 | | | Работа с раздаточным материалом. Дидактическая игра. |
6 | Одежда и обувь.(5ч.) | 2 | Смена одежды по сезону. | 1 | | | Работа с раздаточным материалом. Дидактическая игра. |
3 | Уход за одеждой. | 1 | | | Практическая работа. |
4 | Обувь. Виды обуви. | 1 | | | Работа с раздаточным материалом. Дидактическая игра |
5 | Уход за обувью. | 1 | | | Практическая работа. |
6 | Практическая работа «Поддержание одежды и обуви в чистоте и порядке.» | 1 | | | Практическая работа. |
7 | Транспорт.(9ч.) | 7 | Транспорт. Его виды. | 1 | | | Просмотр презентации. Называние транспорта, определение его вида. |
| | 8 | Автомобильный транспорт. | 1 | | | Просмотр презентации. Называние транспорта. |
| | 9 | Железнодорожный транспорт. | 1 | | | Просмотр презентации. Называние транспорта. |
| | 10 | Воздушный транспорт. | 1 | | | Просмотр презентации. Называние транспорта. |
| | 11 | Вводный транспорт. | 1 | | | Просмотр презентации. Называние транспорта. |
| | 12 | Экскурсия на дорогу. | 1 | | | Экскурсия. |
5 | Наши праздники.(3ч.) | 13 | Наши праздники: Новый год. | 1 | | | Беседа об истории праздника. |
14 15 | Наши праздники: Рождество, Крещение. | 2 | | | Беседа об истории праздника. |
| 3 четверть(16 ч.) | | | | | | |
| | 1 | Правила поведения в транспорте. | 1 | | | Составление памятки. |
| | 2 | Правила дорожного движения. | 1 | | | Просмотр учебного фильма. |
| | 3 | Практическое занятие: «Переход улицы». | 1 | | | Практическое занятие. |
8 | Моё отечество- Россия(11ч.) | 4 | Наша страна-Россия. Символика государства. | 1 | | | Просмотр презентации. |
| | 5 | Москва- столица нашей Родины. | 1 | | | Заочное путешествие по Москве. |
| | 6 | Заочное путешествие по Нижнему Новгороду. | 1 | | | Заочное путешествие по Н. Новгороду. Просмотр презентации. |
| | 7 | Наш родной город- Дзержинск. | 1 | | | Просмотр презентации. |
| | 8 | Экскурсия по городу. | 1 | | | Экскурсия. |
5 | Наши праздники(2ч.) | 9 | 23 февраля- День защитника Отечества. | 1 | | | Беседа об истории праздника. |
10 | 8 Марта- Международный женский день. | 1 | | | Беседа об истории праздника. |
| | 11 | Золотое кольцо России. | 1 | | | Просмотр учебного фильма. |
| | 12 | Северная столица- г. Санкт-Петербург. | 1 | | | Заочное путешествие по городу. (презентация). |
| | 13,14 | Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.(ст.3,4,6,9.10,12.) | 2 | | | Работа с документом. |
| | 15 16 | Знакомство с Конституцией России. | 2 | | | Знакомство со статьями Конституции. |
| |
| 4 четверть(16ч.) | | | | | | |
9 | Питание(3ч.) | 1 | Разнообразие продуктов питания. | 1 | | | Работа с дидактическим материалом. |
| | 2 | Режим и рациональное питание. | 1 | | | Беседа о здоровом питании. |
| | 3 | Рецепты диетических блюд. | 1 | | | Обсуждение и запись рецептов. |
10 | Торговля.(7ч.) | 4 | Магазины. Их виды. | 1 | | | Беседа, дидактическая игра. |
5 | Профессии работников магазина. | 1 | | | Беседа, дидактическая игра. |
6 | Правила поведения в магазине. | 1 | | | Составление памятки. |
7 | Экскурсия в магазин прилавочного типа. | 1 | | | Экскурсия. |
8 | Экскурсия в магазин самообслуживания. | 1 | | | Экскурсия. |
5 | Наши праздники(2ч.) | 9 | 1 Мая- День весны и труда. | 1 | | | Беседа об истории праздника. |
| | 10 | 9 Мая- День Победы. | 1 | | | Беседа об истории праздника. |
| | 11 | Газетный киоск. Его ассортимент. | 1 | | | Беседа, дидактическая игра. |
| | 12 | Практическое занятие «Покупка газет, журналов в газетном киоске». | 1 | | | Практическое занятие. |
11 | Личная гигиена.(4ч.) | 13 | Значение и способы закаливания организма. | 1 | | | Просмотр учебного фильма. |
14 | Уход за органами зрения и слуха. | 1 | | | Беседа, составление памятки. |
15 | Уход за волосами. | 1 | | | Беседа, составление памятки. |
16 | Уход за кожей рук, ногтями. | 1 | | | Беседа, составление памятки. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Форма проверки результатов усвоения программы: наблюдение, беседа.
Перечень учебно- методического обеспечения.
1.Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 4 – 8 классы 2.Программа по социально-бытовой ориентировке учащихся
специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочное время (Автор-составитель: Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классов 2010 года под редакцией В.В.Воронковой.
Список литературы.
1)Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) /(БгажноковаИ.М., Ульянцева МБ, Комарова СВ и др.); под ред. ИМ Бгажноковой. – М. Владос, (2007 – 239с)
2)Казакова ОВ, Сбоева НА, Гаврилкина НИ Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир + игровой материал» 2 класс – М. «Вако», (2006- 367с)
3)Маллер АР Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей – М. Просвещение, (1990-125с)