Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №12
Приказ от__________ №________
Подпись_____________ Тимофеев А.А.
Программа
по профилактике безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних
Паспорт
профилактической программы
Наименование программы
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основание для разработки Программы
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Областная целевая Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области »
«Конвенция о правах ребёнка»
Конституция Российской Федерации
Разработчики программы
Социально-педагогическая служба
МБОУ СОШ № 12
Местонахождение
образовательного учреждения (адрес, телефон, E-mail)
Ростовская область, Белокалитвенский район, посёлок Коксовый, ул. Щаденко 5
Цель программы
Формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений детей, их социальной реабилитации в современном обществе.
Задачи
программы
Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.
Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.
Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.
Формировать морально-волевые качества школьников.
Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал щколы.
Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.
Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.
Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Сроки реализации программы
2018-2019 годы
Исполнители программы
Заместитель директора школы по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, Совет профилактики равонарушений
Система организации контроля за исполнением программы
Контроль за исполнением осуществляет директор школы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Создание системы профилактической работы в школе.
Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического самоуправления.
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся.
Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.
Снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.
Уменьшение числа «трудных» подростков в школе.
Активное и результативное участие учащихся в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.
Создание здоровой и безопасной среды в школе.
Оценка эффективности реализации Программы
Мониторинг результатов воспитания
Обоснование выбора проблематики.
“Правонарушения, преступления” – с этими словами связано представление о запрещенных законом деяниях, которые причиняют тяжкий вред государству, обществу, отдельным гражданам. Вор, хулиган, убийца – наш общий враг. Еще более страшно, когда им становится подросток. Известно, что подросток совершает правонарушение или преступление не сразу, не вдруг, этому предшествует определенный период деморализации его личности, когда он совершает аморальные поступки, незначительные правонарушения, мелкие кражи, хулиганские поступки, драки, употребляет спиртные напитки, наркотики и так далее. Безнадзорность несовершеннолетних обоснованно считается одним из основных условий, способствующих совершению ими правонарушений и преступлений. Из СМИ мы слышим всем хорошо известную и понятную истину: «Наше будущее - в детях, в подрастающем поколении». И сейчас государством делается многое, чтобы предупредить рост преступности среди несовершеннолетних. Но тем не менее факт остается фактом: дети, подростки, молодежь оказались наименее защищенной частью общества. Развал СССР, потеря идеалов в обществе, падение статуса семьи и семейных ценностей сделали свое дело. В чем же причины этих проблем?
Во – первых, кризис семьи и семейных ценностей.
Сегодня в российских семьях появились типичные проблемы, связанные с попаданием большинства семей в условия затяжного социально- экономического кризиса. Даже в российской глубинке, которая издавна славилась устойчивостью и стабильностью духовных жизненных ценностей идет разлад. Среди молодежи изменилось отношение к браку. Снижение уровня духовности, четких нравственных ориентиров и ценностей приводит к тому, что во многих семьях присутствует окрик, телесные наказания, грубость и насилие над детьми. Вот по этому дети и бегут из дома, попадают в детские дома, под влияние улицы ( алкоголизм, наркомания, токсикомания), становятся малолетними преступниками.
Во - вторых, рост социально - психологической напряженности в обществе и как следствие- межнациональные и этнические конфликты, вооруженные столкновения, убийства на национальной почве. В наш быт прочно вошли такие трагические понятия, как беженцы, мигранты и эмигранты ( в том числе и дети), геноцид, шовинизм, расизм, фашизм. Гибнут люди, памятники культуры, материальные и духовные ценности. И все чаще в этих бесчинствах принимают участие несовершеннолетние.
В–третьих, неправильное, несбалансированное питание и обострение экологической ситуации в стране.
В – четвертых, низкий уровень правовой грамотности и культуры школьников, родителей, социума в целом.
В–пятых, ошибки воспитания. Часто родители не понимают, что главное для ребенка в семье - это знать правильное, отвечающее формирующемуся стремлению к самостоятельности место, почувствовать себя уважаемым человеком, личностью.
Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, ранней алкоголизации, наркомании, токсикомании. Обучающиеся из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Для того чтобы эта работа имела системный характер, дала положительные результаты, встала необходимость создать программу, которая помогла бы нам в нашей работе. Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически и нравственно здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений. Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность детей, родителей, педагогов, социальных структур, заинтересованных в благополучии подрастающего поколения. В результате чего программа получила название
«БУДУЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ».
Ъ
Общая схема программы
Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры воспитательно - образовательного процесса:
Городская центральная библиотека
УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ
РОДИТЕЛИ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Участники реализации программы профилактики правонарушений
«Будущее для всех»
ОДН, КДН и ЗП
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГБУЗ
«ИЦРБ»
Организации дополнительного образования
Клубы по месту жительства
ЦДО
Комплексный центр социального обслуживания населения
Центр развития физкультуры и спорта
ДЮСШ
ЦИТ
Военныйкомиссариат города Искитима
Искитимский районный центр занятости населения.
Администрация школы
Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей, работает с их родителями. Заботится о получении учащимся необходимого образования. Организует дополнительные занятия по предметам, работает по вовлечению в кружки, клубы и секции. корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка. Сотрудничает со специалистами субъектов городской системы профилактики, семьей. Организует работу с «трудными» подростками. Заботится о микроклимате в школе.
Классный руководитель
Решает проблемы в воспитании, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе, группе. Хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам.
Социально- психологическая служба
Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Анализирует результаты воспитания. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в социально-психолого-педагогической помощи.
Учителя - предметники
Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.
Родители
Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для нормального содержания, обучения, здоровья, досуга, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов на улице, не допускают безнадзорного бродяжничества. Тесно сотрудничают с учреждением образования.
Инспектор по делам несовершеннолетних
Оказывает помощь при работе с «трудными» детьми, следуя своим должностным обязанностям
Организации дополнительного образования
Создают условия для творческого, физического, нравственно – духовного, интеллектуального развития детей
Районный центр занятости населения.
Оказывает услуги в трудоустройстве подростков в свободное от учебы время.
Консультирует по профессиональному ориентированию несовершеннолетних.
Комплексный центр социального обслуживания населения
Предоставляет путевки в загородные оздоровительные лагеря
Районный военкомат
Совместно со школой организует профориентационную работу, оказывает содействие в организации мероприятий патриотической направленности.
Вовлечение детей группы «риска» в кружки, секции, общественно полезную деятельность.
По необходимости помочь в переориентации интересов.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей группы «риска» и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Организация педагогической помощи
Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
Снятие "синдрома неудачника".
Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи детям в выполнении общественных поручений.
Организация медицинской помощи
Проведение систематического диспансерного осмотра врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической и т.д
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Половое просвещение подростков.
Организация социально- психолого- педагогической помощи
Изучение психологического своеобразия подростков.
Выявление проблем семейного воспитания.
Социально-психолого- педагогического консультирования с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
Организация свободного времени школьников
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. Необходимо помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Работа с родителями
Правовой всеобуч: консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания и родительские лектории.
Вовлечение родителей в общественную жизнь школы.
Работа родительского комитета.
Рейды в семьи
Контроль
Индивидуальные карточки учета
Рейды в семьи ( повторные )
Рейды в вечернее время суток в места массовых пребываний подростков
Подготовка материалов на подростков, состоящих на учете в отдел образования района, ОДН, КДН и ЗП
Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
Проверка занятости во внеурочное время
Дежурство на общешкольных мероприятиях в вечернее время
Анализ социального паспорта учащихся школы
Отчет классного руководителя за полугодие
Для достижения положительного результата действия программы необходимо использовать следующие технологии:
Оказание помощи школьнику в организации жизнедеятельности:
а) планирование режима дня
б) контроль посещения школы
в) организация досуга
Постоянно
Родители
Педагоги
14
Мероприятия по профилактике употребления ПАВ:
а) посещение врача-нарколога
б) информационная деятельность (лекции, фильмы, индивидуальные беседы и т.д.)
По выявлению
Врач-нарколог
15
Формирование навыков отказа от употребления ПАВ:
а) пропаганда позитивной стороны отсутствия ПАВ в организме
б) встречи с бывшими наркоманами
в) консультации по ведению здорового образа жизни всеми членами семьи
г) помощь школьнику в выборе занятий по интересам
Постоянно
Родители
Классные руководители
Мед.работники
Соц.педагог,
Педагог- психолог
16
Социально-педагогическое взаимодействие всех специалистов школы с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта
а) совместное планирование
б) координация деятельности всех заинтересованных сторон
В течение года
Инспектор ОДН
Классные руководители
Мед.работник
Соц.педагог,
Педагог-психолог
ПЛАН РАБОТЫ С ОПЕКАЕМЫМИ ДЕТЬМИ
№
Содержание работы
Исполнитель
Сроки
1
2
3
4
1
Изучение положения в семьях и социального состава учащихся; уточнение списка детей, находящихся под опекой
Кл. руководители
Соц.педагог
Сентябрь, январь
2
Посещение семей на дому
Кл. руководители
Соц.педагог
В течение года
3
Отчет о летнем отдыхе
Кл. руководители
Соц.педагог
Сентябрь
4
Регулярное информирование педагогического коллектива на совещаниях, заседаниях педсовета о состоянии работы с опекаемыми детьми
Соц.педагог
В течение года
5
Отчет о проведенной работе по изучению положения детей в их семьях
Соц.педагог
В течении и года
6
Отчет о контрольной проверке условий жизни и воспитания детей в подопечных семьях
Соц.педагог
7
Участие в работе по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, переданных одному из родителей
Соц.педагог
В течение года
8
Весеннее обследование условий жизни и воспитания подопечных. Отчет в городском отделе образования.
Соц.педагог
Май
9
Организация летнего отдыха и труда подопечных детей
Кл. руководители
Соц.педагог
Май, июнь-август
10
Отчеты родителей-опекунов о расходовании опекунских пособий, пенсий
Родители-опекуны
Кл. руководители
Соц.педагог
Раз в квартал
11
Работа с неблагополучными опекаемыми семьями
Кл. руководители
Соц.педагог
В течение года
12
Контроль посещения школы и успеваемости опекаемых учащихся
Кл. руководители
Соц.педагог
В течение года
13
Поддержание телефонной связи с родителями-опекунами
Кл. руководители
Соц.педагог
Постоянно
14
Консультация родителей-опекунов по вопросам воспитания
Соц.педагог
Психолог
По мере необходимости
15
Защита прав и интересов опекаемых детей в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, ГДН, КДН и ЗП)
Соц.педагог
По мере необходимости
16
Помощь выпускникам в подготовке к поступлению в учебные заведения
Кл. руководители
Соц.педагог
Май-сентябрь
17
Контрольное обследование жилищно-материальных условий
Кл. руководители
Соц.педагог
Сентябрь- март
18
Индивидуальная работа с опекаемыми
Кл. руководители
Соц.педагог
Постоянно
19
Организация внеурочной занятости опекаемых
Кл. руководители
Соц.педагог
Постоянно
20
Работа с классными руководителями, в чьих классах есть опекаемые дети
Педагог- психолог
Соц.педагог
Постоянно
21
Работа с муниципальными органами опеки (отчеты,акты,медосмотр,документация,алименты)
Соц.педагог
Постоянно
22
Анализ успеваемости опекаемых
Кл. руководители
Декабрь-май
23
Собеседование с родителями по представлению классных руководителей
Соц.педагог
Педагог- психолог
постоянно
24
Отчет классных руководителей о работе с опекаемыми детьми и учащимися из неблагополучных семей
Кл. руководители
Декабрь-май
25
Организация летней занятости опекаемых
Кл. руководители
Соц.педагог
Май, июнь
Предполагаемый результат
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:
социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность и общешкольные праздники;
снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников;
стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни.