Просмотр содержимого документа
«Программа по кружку "Декоративно-прикладное творчество"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании УМО преподавателей Директор ______________А.А. Филоновский
иностранных языков и филологических
дисциплин
«______» ___________ 2022 г.
Протокол №__ от «___»_______2022г. Приказ № _________ от ___________
Председатель УМО
________________Л. Е. Мартынюк
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Направленность социально-педагогическая
Вид программы Модифицированная
Уровень Базовый
Рассчитана на обучающихся от 15 до 20 лет
Срок реализации 1 год (144 часа)
Разработчики:
Овчаренко Н.Е., преподаватель иностранного языка
г. Усть-Лабинск, 2022
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
Современная система дополнительного образования активно участвует в подготовке новой формации людей, имеет непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем, без исключения, обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи посильно дополнительному образованию, которое имеет свободный, широкий выбор деятельности и использование всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Программа имеет художественную направленность,так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Но, не менее важной в ней является социально-педагогическая направленность, так как реализация ее задач направлена на развитие коммуникативных способностей, повышение самооценки обучающихся.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах декоративно-прикладного искусства, знакомит с различными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Программа предусматривает непосредственное знакомство учащихся с народным творчеством, обогащает их творческую фантазию, способствует воспитанию национального самосознания и патриотических чувств, любви к родной земле, уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1 год обучения – 144 часа;
Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы – 15-20 лет.
Состав группы - обучающиеся I - II курсов.
Количество воспитанников в группе:
1 год обучения – 15 человек;
2 год обучения – 12-13 человек.
Программа предусматривает свободный набор обучающихся без предварительной подготовки.
Формы проведения занятий: лекции, рассказы, развлекательные игры, викторины, конкурсы, соревнования, праздники, беседы, дискуссии, коллективные творческие дела, консультации, встречи, совместная деятельность педагога и обучающихся по разработке презентаций, самостоятельная работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Форма организации занятий
Программа предусматривает групповую форму организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
словесные (устное изложение, беседа),
наглядные (демонстрация презентаций)
практические (выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
репродуктивные (воспроизводящий);
частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
3) По степени самостоятельности:
работа под непосредственным руководством педагога;
совместная работа;
самостоятельная работа.
1.2 Цель и задачи программы:
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе с природными, подручными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
Цель программы – формирование культуры творческой личности, приобщение ее к ценностям через собственное творчество и освоение опыта общечеловеческого прошлого, создание условий для реализации творческих способностей обучающихся, содействие их эмоциональному раскрепощению, формированию у них коммуникативных способностей, художественного воображения средствами декоративно-прикладного творчества.
Цель будет достигнута при решении следующих задач.
Задачи программы.
Обучающие:
-углубленное изучение конкретных видов народных ремесел, формирование умений по изготовлению художественных
изделий;
-знакомство учащихся с основными видами народных промыслов края;
-привлечение учащихся к разным видам деятельности, связанных с народным творчеством;
-формирование у детей трудовых умений, основ культуры труда, умений подбирать материалы и инструменты для изготовления творческих изделий;
-знакомство с новыми техниками и технологиями изготовления художественных изделий;
- возрождение национальных традиций в народном творчестве, воспитание духовности, культуры;
- использование нетрадиционных техник в самостоятельной деятельности учащихся;
- овладение учащимися элементарными основами реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества.
Развивающие:
- развитие у детей творческих способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного;
- пробуждение любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства;
-формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитывающие:
- воспитание интереса и любви к искусству;
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения;
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе;
- осуществление трудового, политехнического и эстетического воспитания школьников;
-воспитание в детях любви к своей Родине, к традиционному народному искусству;
Основы технологии изготовления розы из гофрированной бумаги.
Изготовление декоративных композиций из искусственных цветов с использованием основ из природных материалов.
Раздел 8. Оригами. Квиллинг. Киригами.
Теория: Оригами. Квиллинг, Киригами.
Теоретические сведения о технике оригами. Демонстрация образцов изделий.
Основы техники оригами. Материалы, инструменты для работы
Практика: Основные приемы техники оригами. Изготовление изделий в технике оригами (птицы, животные , цветы).
Основы техники квиллинг. Материалы, инструменты для работы.
Основные приемы техники квиллинг. Изготовление изделий в технике квиллинг (декоративные композиции, панно).
Основные приемы киригами. Освоение приемов.
Изготовление изделий в технике киригами (новогодние игрушки, елочки и т.д.)
Раздел 9. Артишок
Теория: Теоретические сведения о технике артишок. Демонстрация образцов изделий в технике артишок.
Основы техники артишок. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике артишок.
Практика: Техника складывания треугольничков для изготовления изделий в технике артишок;
Подготовка треугольничков (бумажные, тканевые) для оформления изделий ( для наклеивания или прикрепления булавками к модулям-основам
Раздел 10. Канзаши
Теория: Теоретические сведения о технике канзаши.Демонстрация слайдов, образцов изделий в технике канзаши.
Основы техники канзаши. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике канзаши.
Практика: Нарезание квадратов из ленты, обжигание осыпающихся краев, формирование лепестков разной формы.
Сборка изделия (склеивание, соединение деталей изделия).
г) изготовление изделий в технике канзаши (броши, заколки для волос, новогодние игрушки и т.д.)
Раздел 11. Фелтинг
Теория: Теоретические сведения о технике фелтинг. Демонстрация слайдов, образцов изделий в технике фелтинг.
Основы техники фелтинг. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике фелтинг.
Практика: Способы валяния изделий из натуральной шерсти ( сухое и мокрое валяние), демонстрация приемов валяния.
Изготовление изделий по способу сухого валяния ( игрушки, цветы).
Изготовление изделий по способу мокрого валяния (игрушки, аксессуары, украшения)
.Раздел 12.Работа с природными материалами
Теория: Теоретические сведения о декоративных изделиях из природных материалов. Демонстрация образцов изделий.
Практика: Изготовление изделий из соломки, плетение из бумажной лозы, работа с материалом из леса
Раздел 13. Скрапбукинг
Теория: Демонстрация образцов изделий, слайдов в технике скрапбукинг.
Основы техники скрапбукинг. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий в технике скрапбукинг.
Скрапбукинг - своеобразный способ хранения историй (оформление фотоальбома).
Раздел 14. Алмазная мозаика
Практика: Техника выполнения алмазной мозаики.
Итоговое занятие: Подведение итогов реализации программы
1.4 Планируемые результаты
К концу обучения:
-Закрепить и расширить знания и умения о способах работы с бумагой, о возможностях её склеивания, способы работы с природным материалом, соломой.
-Уметь читать схемы и чертежи, работать по ним. Изготавливать по чертежу модели, художественно их оформлять.
-Изучить технологию получения объемных предметов из разных материалов, научиться выполнять работы по образцам, а затем самостоятельно изготавливать творческие работы из соломки, ткани , ниток, скорлупы, глины, пуха.
- Разрабатывать декоративные композиции для использования в оформлении изделия, исполнять декоративные аппликации, отделывать изделия орнаментом, мозаикой, бисером.
- Уметь самостоятельно составлять композиции из целых форм растений, из частей растений, других природных материалов, составлять рельефные аппликации.
-Выполнять творческие работы и оформлять выставки.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническая база:
учебный кабинет.
Перечень оборудования учебного кабинета:
классная доска,
парты для обучающихся;
стол и стул для педагога,
шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Материально-техническое обеспечение:
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран.
Для успешной реализации программы предлагается систематическое (начальное, промежуточное, итоговое) отслеживание результатов деятельности учащихся (диагностика).
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Формами подведения итогов работы по разделам, программе являются: открытое занятие, выставка рефератов, проведение конференции, создание альбома, выпуск газеты.
2.4. Мониторинг образовательных результатов:
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно пользоваться материалами и инструментами
Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знании по предмету.
Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями
Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительные материалы.
Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в показах.
Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4.Разнообразие творческих достижений
Высокий: регулярно принимает участие в выставках, показах, конкурсах в масштабе района, города.
Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи
Высокий: воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у обучающегося устойчивое внимание.
Средний: репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий: не всегда может сформулировать ответ на вопрос, воображение репродуктивное.
Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: аккуратно с осторожностью пользуется инструментами и приспособлениями.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с компьютером, во время занятий в кабинете без напоминания преподавателя.
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.
Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.
3. Характер отношений в коллективе.
Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим обучающимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением.
Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.
Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий.
4. Отношение к преподавателю.
Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.
Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.
Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.
Диагностическая карта мониторинга качества реализации программы дополнительного
образования детей
Ф.И.О.
УЧАЩЕГОСЯ
КРИТЕРИИ
Образовательные результаты
Эффективность воспитательных воздействий
Социально-
педагогические
результаты
Освоение детьми содержания образования
Детские практические и творческие достижения.
Разнообразие умений и навыков
Глубина и широта знаний по предмету
Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).
Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание).
Культура поведения ребенка
Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте.
Наличие стремления доводить начатое дело до конца
Выполнение санитарно-гигиенических требований
Выполнение требований техники безопасности.
Характер отношений в коллективе
Отношение к преподавателю.
2.6. Список литературы для педагога.
1. Основы художественного ремесла, часть 1. В.А. Барадулина и О.В. Танкус
Москва, «Просвещение»,1986.
2. Основы художественного ремесла, часть 2. В.А. Барадулина и О.В. Танкус
Москва, «Просвещение»,1987.
3. Вторая жизнь вещей Н.П. Коноплева, Киев, «Техника»,2004.
4. Плетение из лозы Т.М. Фисанович, «Феникс», Москва,2007
5. Рукоделие в начальных классах.А.М.Гукасова, Москва, «Просвещение»,1984.
6. Альбом «Вязание. А.С.Огурцова,Москва, Легпромбытиздат,1987.
7.История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
8. Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
9.Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
10.Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php
11.Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm