kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по черчению "Основы графики и черчения"10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа элективного курса по черчению в 10 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по черчению "Основы графики и черчения"10 класс»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области








Программа элективного курса по черчению

«Основы графики и черчения»

10 класс








СОСТАВИТЕЛИ (РАЗРАБОТЧИКИ)

Должность: учитель изобразительного искусства

Ф.И.О. Комлик Людмила Евгеньевна














2020


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по черчению «Основы графики и черчения» для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования», образовательной программы для 10 классов ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы.

Элективный курс «Основы графики и черчениия» направлен на формирование графической культуры обучающихся, развитие технического мышления, пространственных представлений, а также творческого потенциала личности.

Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.

Учебно-воспитательные задачи элективного курса способствуют формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники, в том числе и сельскохозяйственной. Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом, широкое использование межпредметных связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению предмета и качество обучения.

Технический прогресс неразрывно связан с высокой графической культурой человека. Механизация и автоматизация производства коренным образом меняет не только характер трудовой деятельности, но и предполагает наличие определенных соответственных требований к технической подготовке обучающихся выпускников. Техническое графическое образование обучающихся связано с умениями и навыками свободного составления конструкторской документации и чтения чертежей. В свете требований современной науки и техники необходимо обратить внимание на улучшение графической подготовки обучающихся, оканчивающих общеобразовательную школу. При сокращении учебных часов в средней школе по основной программе курса «Черчение», сохраняется возможность продолжить графическое образование в рамках элективного курса.

В современном производстве к чертежу предъявляются большие требования. Знание их, умение понимать различные обозначения, принятые для выполнения чертежей, необходимы для широкого круга специалистов. Обучение в колледжах на машиностроительных специальностях также требует от обучающихся пространственного представления и мышления в процессе выполнения различных курсовых графических работ.

Цели и задачи курса

Программа ставит целью научить учащихся читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а так же применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приёмах выполнения технических рисунков;

- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;

- развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью учащихся;

- обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;

- привить учащимся культуру графического труда.

Содержание учебного предмета


Техника выполнения чертежей и правила их оформления

Основные теоретические сведения: краткая история графической деятельности человека; значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека; области применения графики и ее виды; основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график; виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей; понятие о стандартах; правила оформления чертежей; форматы, масштабы, шрифты, виды линий; применение ЭВМ для подготовки графической документации.

Практические работы: знакомство с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ); знакомство с видами графической документации; организация рабочего места чертежника; подготовка чертежных инструментов; оформление графической работы и основной надписи на формате А4; выполнение основных линий чертежа.

Варианты объектов труда: образцы графической документации; ЕСКД; формат А4 для чертежа.

Геометрические построения .

Основные теоретические сведения: графические способы решения геометрических задач на плоскости.

Практические работы: построение параллельных и перпендикулярных прямых; деление отрезка и окружности на равные части; построение и деление углов; построение овала; сопряжения.

Варианты объектов труда: изображения различных вариантов геометрических построений.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

Основные теоретические сведения: образование поверхностей простых геометрических тел; чертежи геометрических тел; развертки поверхностей предметов; формообразование; метод проецирования; центральное прямоугольное проецирование; расположение видов на чертеже; дополнительные виды; параллельное проецирование и аксонометрические проекции; аксонометрические проекции плоских и объемных фигур; прямоугольная изометрическая проекция; особенности технического рисунка; эскизы, их назначение и правила выполнения; электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.

Практические работы: анализ геометрической формы предмета; чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание; определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже; выбор главного вида и масштаба изображения; выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций; нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали; выполнение технического рисунка по чертежу; выполнение эскиза детали с натуры; чтение простой электрической и кинематической схемы.

Варианты объектов труда: чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы.

Сечения и разрезы

Основные теоретические сведения: наложенные и вынесенные сечения; обозначение материалов в сечениях; простые разрезы, их обозначения; местные разрезы; соединение вида и разреза; разрезы в аксонометрических проекциях.

Практические работы: вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами; выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.

Варианты объектов труда: модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.

Сборочные чертежи

Основные теоретические сведения: основные сведения о сборочных чертежах изделий; понятие об унификации и типовых деталях; способы представления на чертежах различных видов соединений деталей; условные обозначения резьбового соединения; штриховка сечений смежных деталей; спецификация деталей сборочного чертежа; размеры, наносимые на сборочном чертеже; деталировка сборочных чертежей.

Практические работы: чтение сборочного чертежа; выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей; выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.

Варианты объектов труда: сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей; чертежи деталей сборочных единиц; модели соединений деталей; изделия из 5-6 деталей.


Программа рассчитана на 1 год, 1 час в неделю, всего 34 ч.


Требования к уровню подготовки выпускников:


Учащиеся должны знать/уметь:

-основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений,

-изученные правила выполнения чертежей и приёмы построения основных сопряжений.

- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

- условные изображения и обозначения резьбы.

- рационально использовать чертёжные инструменты,

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам,

- анализировать графический состав изображений,

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов,

- выбирать необходимое число видов на чертежах,

-осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей,

-применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием. - выполнять необходимые разрезы и сечения;

- правильно выбирать главное изображение и число изображений;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;

- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;

- читать несложные строительные чертежи;

- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования)


Обучающиеся должны иметь понятие:

- об изображениях соединений деталей;

- об особенностях выполнения строительных чертежей.


№п/п

Разделы

Кол-во часов

Теория

Практика

Графические работы

1

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

6

1

4

1

2

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

15

3

8

4

3

Геометрические построения

13

2

10

1


Итого:

34

6

22

6

Учебно-тематический план



















Тематическое планирование

Название раздела, кол-во часов

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Примечание

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

(6 ч.)

1

Введение в курс черчения. Понятие о ГОСТе, инструменты, принадлежности.

Урок изучения нового материала.

Рассматривание и сравнение чертежей, эскизов, технических рисунков.

2-3

Линии чертежа. Формат. Рамка. Основная надпись.

выполнение графической работы

Графическая работа №1. Вычерчивание рамки и основной надписи на формате А4.

4

Некоторые сведения о нанесении размеров.

Объяснение нового материала

Сведения о нанесении размеров

5-6

Сведения о чертежном шрифте.

Практическое занятие по проверке творческих работ

Надписи букв и цифр чертежного шрифта.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (15 ч.)



7

Проецирование. Центральное и параллельное.

работа с учебниками и справочным материалом.

Проецирование. Центральное и параллельное.

8-9

Прямоугольное проецирование.

выполнение графической работы

Графическая работа №2.

10

Расположение видов на чертежах. Местные виды

работа с учебниками и справочным материалом

Фронтальное, горизонтальное , профильное проецирование

11

Моделирование по чертежу.

Практическое занятие по развитию познавательных умений.

Практическая работа №3

12

Аксонометрические проекции. Направление осей, показатели искажений, нанесение размеров.

Объяснение нового материала

Вычерчивание и построение изометрической и фронтальной димметрической осей.

13-14

Построение аксонометрических проекций плоскогранных проекций, плоских фигур.

Практическое занятие по развитию познавательных умений.

Практическая работа в тетради

15-16

Построение овала. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

работа с учебниками и справочным материалом.

Графическая робота А4

«Аксонометрия окружности»

17

Понятие о техническом рисунке.

выполнение графической работы

Графическая работа №4.

18-19

Порядок построения изображений на чертежах

работа с учебниками и справочным материалом.

Построение 3х проекций

20-21

Построение третьей проекции по двум данным.

выполнение графической работы

Графическая работа № 5.

Геометрические построения

(13 ч.)



22

Анализ геометрической формы предметов.

работа с учебниками и справочным материалом.

Анализ геометрической формы предмета по наглядному изображению. Чертеж группы геометрических тел

23

Нанесение размеров на чертежи с учетом формы предметов. Знак квадрата.

Практическое занятие по проверке творческих работ.

Чертеж с учетом формы предмета.

24

Развертки.

работа с учебниками и справочным материалом.

Развертка: куб, пирамида, конус, цилиндр

25

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

Объяснение нового материала

Практическая работа в тетради

26

Сопряжение.

Практическое занятие по развитию познавательных умений.

Чертеж сопряжения ф А4

27

Чертеж детали с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений.

выполнение графической работы

Графическая работа №6.

28

Порядок чтения чертежей.

Объяснение нового материала

Практическая работа в тетради

29

Чтение чертежей.

работа с учебниками и справочным материалом


30

Выполнение чертежа в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета).

Практическое занятие по проверке творческих работ.

Графическая работа по карточкам

31

Выполнение эскизов деталей.

Практическое занятие по проверке творческих работ.

Практическая работа в тетради

32

Эскиз и технический рисунок детали.

Объяснение нового материала

Чертеж детали со штриховкой

33

Выполнение чертежа детали с включением элементов контролирования.

Практическое занятие по проверке творческих работ.

работа по карточкам

34

Выполнение чертежа предмета.

обобщения и систематизации разделов и курсов черчения.

Итоговая аттестация

Итого: 34 часов



Список литературы

Для учителя:

1. Ботвинников А.Д. Черчение для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение. 2003 г.

2. Степакова В. В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. для учителя/.- М.: Просвещение, 2001.

3. Карточки-задания по черчению Часть 1 под редакцией В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2004

4. Карточки-задания по черчению Часть 2 под редакцией В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2004

5. Селевёрстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение . – М.: Просвещение, 1991

Для учащихся:

1.А. Д. Ботвинникова В. Н. Виноградова И. С. Вышнепольского Черчение М. «Просвещение» 2003.

2. «Методического пособия по черчению. Графические работы: Кн. для учителя» В. В. Степакова.- М.: Просвещение, 2010 г

3. Черчение. Программа для общеобразовательных учреждений. , – М; «Владос», 2004.

Критерии оценивания

«Зачтено» выставляется при выполнении следующих критериев:

1. правильность оформления чертежа (нанесение рамки, выполнение основной надписи на чертеже, начертание букв и цифр, нанесение размеров).

2. правильность построения чертежа: соблюдение проекционной связи при изображении внешней и внутренней формы детали; применение типов линий согласно их назначению; полнота и правильность ответа на графическое задание работы. - «зачет» ставится, если ученик получил 4-7 баллов; - «незачет» - если ученик получил 3 и менее баллов.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа элективного курса по черчению "Основы графики и черчения"10 класс

Автор: Комлик Людмила Евгеньевна

Дата: 27.06.2023

Номер свидетельства: 634513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа элективного курса "Черчение и графика" для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-chierchieniie-i-ghrafika-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "247864"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446638211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства