Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по черчению "Основы графики и черчения"10 класс»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
Программа элективного курса по черчению
«Основы графики и черчения»
10 класс
СОСТАВИТЕЛИ (РАЗРАБОТЧИКИ)
Должность: учитель изобразительного искусства
Ф.И.О. Комлик Людмила Евгеньевна
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по черчению «Основы графики и черчения» для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования», образовательной программы для 10 классов ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы.
Элективный курс «Основы графики и черчениия» направлен на формирование графической культуры обучающихся, развитие технического мышления, пространственных представлений, а также творческого потенциала личности.
Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.
Учебно-воспитательные задачи элективного курса способствуют формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники, в том числе и сельскохозяйственной. Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом, широкое использование межпредметных связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению предмета и качество обучения.
Технический прогресс неразрывно связан с высокой графической культурой человека. Механизация и автоматизация производства коренным образом меняет не только характер трудовой деятельности, но и предполагает наличие определенных соответственных требований к технической подготовке обучающихся выпускников. Техническое графическое образование обучающихся связано с умениями и навыками свободного составления конструкторской документации и чтения чертежей. В свете требований современной науки и техники необходимо обратить внимание на улучшение графической подготовки обучающихся, оканчивающих общеобразовательную школу. При сокращении учебных часов в средней школе по основной программе курса «Черчение», сохраняется возможность продолжить графическое образование в рамках элективного курса.
В современном производстве к чертежу предъявляются большие требования. Знание их, умение понимать различные обозначения, принятые для выполнения чертежей, необходимы для широкого круга специалистов. Обучение в колледжах на машиностроительных специальностях также требует от обучающихся пространственного представления и мышления в процессе выполнения различных курсовых графических работ.
Цели и задачи курса
Программа ставит целью научить учащихся читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а так же применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приёмах выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью учащихся;
- обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
- привить учащимся культуру графического труда.
Содержание учебного предмета
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Основные теоретические сведения: краткая история графической деятельности человека; значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека; области применения графики и ее виды; основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график; виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей; понятие о стандартах; правила оформления чертежей; форматы, масштабы, шрифты, виды линий; применение ЭВМ для подготовки графической документации.
Практические работы: знакомство с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ); знакомство с видами графической документации; организация рабочего места чертежника; подготовка чертежных инструментов; оформление графической работы и основной надписи на формате А4; выполнение основных линий чертежа.
Варианты объектов труда: образцы графической документации; ЕСКД; формат А4 для чертежа.
Геометрические построения .
Основные теоретические сведения: графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Практические работы: построение параллельных и перпендикулярных прямых; деление отрезка и окружности на равные части; построение и деление углов; построение овала; сопряжения.
Варианты объектов труда: изображения различных вариантов геометрических построений.
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем
Основные теоретические сведения: образование поверхностей простых геометрических тел; чертежи геометрических тел; развертки поверхностей предметов; формообразование; метод проецирования; центральное прямоугольное проецирование; расположение видов на чертеже; дополнительные виды; параллельное проецирование и аксонометрические проекции; аксонометрические проекции плоских и объемных фигур; прямоугольная изометрическая проекция; особенности технического рисунка; эскизы, их назначение и правила выполнения; электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.
Практические работы: анализ геометрической формы предмета; чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание; определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже; выбор главного вида и масштаба изображения; выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций; нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали; выполнение технического рисунка по чертежу; выполнение эскиза детали с натуры; чтение простой электрической и кинематической схемы.
Варианты объектов труда: чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы.
Сечения и разрезы
Основные теоретические сведения: наложенные и вынесенные сечения; обозначение материалов в сечениях; простые разрезы, их обозначения; местные разрезы; соединение вида и разреза; разрезы в аксонометрических проекциях.
Практические работы: вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами; выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.
Варианты объектов труда: модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.
Сборочные чертежи
Основные теоретические сведения: основные сведения о сборочных чертежах изделий; понятие об унификации и типовых деталях; способы представления на чертежах различных видов соединений деталей; условные обозначения резьбового соединения; штриховка сечений смежных деталей; спецификация деталей сборочного чертежа; размеры, наносимые на сборочном чертеже; деталировка сборочных чертежей.
Практические работы: чтение сборочного чертежа; выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей; выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.
Варианты объектов труда: сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей; чертежи деталей сборочных единиц; модели соединений деталей; изделия из 5-6 деталей.
Программа рассчитана на 1 год, 1 час в неделю, всего 34 ч.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Учащиеся должны знать/уметь:
-основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений,
-изученные правила выполнения чертежей и приёмы построения основных сопряжений.
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условные изображения и обозначения резьбы.
- рационально использовать чертёжные инструменты,
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам,
- анализировать графический состав изображений,
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов,
- выбирать необходимое число видов на чертежах,
-осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей,
-применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием. - выполнять необходимые разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования)
Обучающиеся должны иметь понятие:
- об изображениях соединений деталей;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
№п/п
Разделы
Кол-во часов
Теория
Практика
Графические работы
1
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
6
1
4
1
2
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем
15
3
8
4
3
Геометрические построения
13
2
10
1
Итого:
34
6
22
6
Учебно-тематический план
Тематическое планирование
Название раздела, кол-во часов
№ п/п
Тема занятия
Форма проведения занятия
Примечание
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
(6 ч.)
1
Введение в курс черчения. Понятие о ГОСТе, инструменты, принадлежности.
Урок изучения нового материала.
Рассматривание и сравнение чертежей, эскизов, технических рисунков.
2-3
Линии чертежа. Формат. Рамка. Основная надпись.
выполнение графической работы
Графическая работа №1. Вычерчивание рамки и основной надписи на формате А4.
4
Некоторые сведения о нанесении размеров.
Объяснение нового материала
Сведения о нанесении размеров
5-6
Сведения о чертежном шрифте.
Практическое занятие по проверке творческих работ
Надписи букв и цифр чертежного шрифта.
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (15 ч.)
1.А. Д. Ботвинникова В. Н. Виноградова И. С. Вышнепольского Черчение М. «Просвещение» 2003.
2. «Методического пособия по черчению. Графические работы: Кн. для учителя» В. В. Степакова.- М.: Просвещение, 2010 г
3. Черчение. Программа для общеобразовательных учреждений. , – М; «Владос», 2004.
Критерии оценивания
«Зачтено» выставляется при выполнении следующих критериев:
1. правильность оформления чертежа (нанесение рамки, выполнение основной надписи на чертеже, начертание букв и цифр, нанесение размеров).
2. правильность построения чертежа: соблюдение проекционной связи при изображении внешней и внутренней формы детали; применение типов линий согласно их назначению; полнота и правильность ответа на графическое задание работы. - «зачет» ставится, если ученик получил 4-7 баллов; - «незачет» - если ученик получил 3 и менее баллов.