«__»_____________ 2024 г. «__»_____________ 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Медиаценр»
Срок реализации - 1 год
Целевая аудитория: обучающиеся: 10 - 17 лет
Составитель:
Добашина О.Ю., педагог доп. образования
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Направленность программы
Программа имеет техническую направленность.
Она ориентирована на:
- формирование исполнительского мастерства обучающихся;
- развитие исполнительских навыков и умений, творческого самовыражения и на расширение кругозора.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиацентр» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10).
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467);
Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);
Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (разд.VI.) «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества» Переволоцкого района Оренбургской области №978-п от 14 октября 2015 г.
Уровень освоения программы
Программа имеет базовый уровень усвоения.
Базовый уровень
Содержательно-тематическое направление программы «Медиацентр» помогает расширить знания, умения и навыки воспитанников в области медиатехнологий.
Реализация программы на данном уровне освоения предполагает развитие творческих способностей детей, расширение информированности обучающихся в области информационных технологий, обогащение навыками общения и умениями.
Адресат
Данная программа предназначена для детей в возрасте от 10-17 лет. Группы имеют постоянный состав. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей.
Объем и сроки освоения программы
Программа базового уровня, рассчитана на 1 год обучения.
Объём учебных часов составляет 176 часов (2 раза в неделю по 2 и 3 часа в день).
Формы организации образовательного процесса
Форма обучения– очная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Основными формами организации образовательного процесса являются: групповые.
При работе с медиоматериалами будет использоваться оборудование центра «Точка Роста» (фотоаппарат, ноутбуки, проектор, телевизор, видеокамера, микрофоны).
Виды занятий:
Формы организации программы: программа «Медиацентр» нацелена на творческую самореализацию воспитанников. В ней использованы эффективные формы и методы работы с детьми:
- творческие проекты;
- круглые столы;
- тренинги «Берем интервью»;
- конкурс видеороликов;
- мастер-классы, дискуссии для юных журналистов;
- контрольные: прием видеороликов и другой медиапродукции.
Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по два и три академических часа.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей личности посредством овладения технологиями средств массовой информации.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся на платформе ВК.
2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
5. Создать живую, активно работающую информационную среду.
2. Развивать и стимулировать активность воспитанников, их творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации.
Воспитывать дисциплинированность.
Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
В процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Медиацентр» обучающиеся приобретут:
Личностные результаты:
- развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;
-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога, а далее самостоятельно;
- выстраивать проблемный диалог при изучении нового материала;
- учиться совместно с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
- получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации творческого проекта и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент, фотограф, монтажер и др.).
Предметные результаты:
Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной возможности проявить обучающимися свои возможности в избранной области деятельности, создать условия для профессионального самоопределения и подготовки будущих корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров.
Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества) в любой ситуации.
Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта, умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях. Благодаря техническому оснащению центра «Точка Роста» воспитанники смогут ближе ознакомиться с фотоаппаратом, ноутбуком, проектором, телевизором, видеокамерой и микрофоном.
В результате реализации программы у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны коммуникации, дети будут демонстрировать такие качества личности как: лидерство, творческий подход к труду, товарищество, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление реализовать себя в профессиональном плане.
1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Краткое введение в историю журналистики
15
15
-
2
Основы журналистики
30
10
20
3
Художественно-техническое оформление издания
30
15
15
4
Редакционно-издательская деятельность
30
10
20
5
Мир через объектив
33
15
18
6
Видеомонтаж. Кадр за кадром
38
15
23
ИТОГО
176
80
96
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»
МБОУ СОШ № 4 с. Малые Ягуры
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
руководитель центра «Точка Роста» директор МБОУ СОШ №4
«__»_____________ 2024 г. «__»____________ 2024 г.
Календарно – тематическое планирование
центра образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка Роста»
«Медиацентр»
для обучающих
на 2024 - 2025 учебный год
Составитель:
Добашина О.Ю., педагог доп. образования
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание работы
Дата по плану
Дата по факту
Краткое введение в историю журналистики (15 часов)
1-2
Вводное занятие.
Знакомство с понятием «журналистика»
2
Ознакомление с программой. Знакомство с журналистикой: а)журналистика как профессия и общественная деятельность; б)профессиональные качества журналиста.
2.09
2.09
3-5
Газетный мир
3
Журналистика и литература. Этимология слов «газета» и «журнал»
5.09
5.09
5.09
6-7
Как и почему возникла журналистика
2
Период пражурналистики.
Устный обмен информацией в Древней Греции, Риме. Рукописные издания. «Анналы» - первые периодические издания – ежегодники. «Большие анналы» - прообраз современной газеты.
9.09
9.09
8-10
Из истории детской прессы
3
Понятие «детская журналистика». Особенности периодических изданий для детей и подростков. Первые детские издания Европы и России.
12.09
12.09
12.09
11-12
Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ
2
Особенности современных детскоюношеских изданий: информационные, информационно-развлекательные, литературно-художественные, экологические, церковные и проч.
16.09
16.09
13-15
Знакомство с законами о СМИ
3
Изучение законов связанных со средствами массовой информации
19.09
19.09
19.09
Основы журналистики (30 часов)
16
17
18
19
20
Публицистика.
Дерево жанров.
Статья
Заметка
Интервью
5
а)Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты. б)Система жанров в литературе и журналистике в)Античный театр как предтеча жанров журналистики. г)Газетно-журнальные жанры. Использование оборудования центра «Точка Роста».
в) Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок.
г) Правила построения информации. д) Методы получения информации.
7.10
7.10
10.10
10.10
10.10
31-32
33-35
Фельетон
Памфлет
5
а) Что такое фельетон и памфлет.
б) Элементы и разновидности фельетона.
в) Фельетоны Зощенко, Ильфа и Петрова.
г ) Фельетон в современной прессе
14.10
14.10
17.10
17.10
17.10
36-37
38-40
Социология
Социология как составная часть журналистских знаний
5
а) Правила составления анкеты. Её виды.
б) Правила проведения опроса.
в) Методики опроса: мониторинг, документ.
г ) Рейтинг.
21.10
21.10
24.10
24.10
24.10
41-42
43-44
45
Культура речи
Требования к языку СМИ
Газетные штампы.
5
Знакомство с термином «газетный язык».
Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и др.
Лексические и синтаксические особенности газетного языка.
Лексические, логические и синтаксические ошибки в тексте.
28.10
28.10
31.10
31.10
31.10
Художественно-техническое оформление издания (30 часов)
46-50
Структура издания
5
Колонтитул и его роль в издании.
Композиция издания: вертикальная и горизонтальная.
Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов.
Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление.
7.11
7.11
7.11
11.11
11.11
51-52
53-54
55
Делаем газету.
Знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка».
Приёмы макетирования.
5
Вёрстка, основные её правила.
Виды вёрстки. Знакомство с программой Microsoft Publisher , её назначение, краткая характеристика.
Вёрстка статьи. Форма текста, размер материала.
Использование оборудования центра «Точка Роста».
14.11
14.11
14.11
18.11
18.11
56-57
58
59-60
Заголовки и иллюстрации
Роль и функции фотоиллюстраций.
Фотонаполнение номера.
5
Заголовок. Его основные функции и виды.
Сокращения в заголовках и ошибки.
Работа с цветом.
Подготовка подписей к снимкам.
21.11
21.11
21.11
25.11
25.11
61-62
63-64
65
Типы и виды школьных газет.
Боевой листок «Молния»
5
Боевой листок, «молния», фотогазета, «живая газета», приложение, фигурная, объёмная, уикендовый номер и проч. Школьная газета и веб – сайт.
28.11
28.11
28.11
2.12
2.12
66
67
68
69
70
«Живая газета» Газета-приложение
Газета-фигурная
Газета-объёмная Уикендовый номер
5
Эвристическая лекция, творческая работа по созданию газеты, обсуждение материалов школьных газет, поиск школьных изданий в интернете, экскурсия
5.12
5.12
5.12
9.12
9.12
71-72
73-74
75
Формат издания и количество колонок.
Виды формата.
Постоянные элементы издания.
5
Колонтитул и его роль в издании.
Композиция издания: вертикальная и горизонтальная.
Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов.
Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление.
12.12
12.12
12.12
16.12
16.12
Редакционно-издательская деятельность (30 часов)
76-77
78-79
80
Особенности журналистского труда.
Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, её особенности.
5
Кто и что делает в редакции. Творческая и техническая части редакции, их функции. Редакционный портфель.
Работа над концепцией газеты. Пресс – документы и пресс – мероприятия.
19.12
19.12
19.12
23.12
23.12
81-82
83-85
Редакционный коллектив.
Редакция.
5
Эвристическая лекция, деловая игра, творческая лаборатория, кофе – брейк. Текст к занятию: К.Чапек. Как делается газета (из книги «Как это делается»).
Использование оборудования центра «Точка Роста».
26.12
26.12
26.12
30.12
30.12
86-87
Редактирование материалов разных форм и жанров.
Общее понятие о редактировании.
2
Цели правки текста и её виды: сокращение, рубка хвоста, переделка и др.
Требования к журналистскому (авторскому) материалу.
9.01
13.01
88-89
Редакторская правка.
Ошибки в статье.
2
Эвристический семинар с элементами лекции, практикум
16.01
20.01
90-91
Реклама редакционно-издательской деятельности.
Знакомство с историей рекламы
2
Создание рекламного текста, его язык (экологическая реклама, её виды).
23.01
27.01
92-93
Реклама в школьном издании.
Репортёр.
2
Семинар, проект, «круглый стол», акция
Использование оборудования центра «Точка Роста».
30.01
3.02
Мир через объектив (40 часов)
94-95
Основные правила фотосъёмки.
Подбор сюжетов к теме.
2
Наличие сюжета.
Наличие фона.
Наличие гармонии цветов.
Наличие асимметрии. Наличие уравновешенности композиции.
6.02
10.02
96-97
Камера обскура.
Первая в мире фотография "Вид из окна".
2
С чего началась, как продолжилась и чем сейчас является фотография. Фотография в России. Цветная фотография
Использование оборудования центра «Точка Роста».
13.02
17.02
98-99
Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом.
Особенности съёмки.
2
Виды фотоаппаратов. Профессиональные и непрофессиональные (любительские). Цифровые и пленочные. Зеркальные и незеркальные. Со сменной оптикой и с несменной оптикой (со встроенным объективом).
20.02
27.02
100-101
Компенсация экспозиции.
Фокус.
2
Следите за фокусом.
Фокусируйтесь на движущихся объектах
Правильно настройте баланс белого.
3.03
6.03
102-103
Типы объективов.
Фотовспышка.
2
Изучаем фотоаппарат. Что внутри? Эвристическая беседа, творческая работа.
Использование оборудования центра «Точка Роста».
13.03
17.03
104-105
Масштаб изображения.
Изображение пространства.
2
Чем дальше предмет, тем меньше он кажется;
Все горизонтальные параллельные линии (дорога, улица, рельсы), уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта.
20.03
24.03
106-107
Пейзаж.
Фотосъёмка природы.
2
Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды.
Ночной пейзаж
27.03
31.03
108-109
Искусство портретной съёмки.
Секреты выразительности фотопортрета.
2
В современном фотоискусстве фотопортрет – это один из наиболее востребованных жанров фотографии.
Художник должен увидеть образ, проникнуть в его суть, передать увиденное и прочувствованное жестами рук, наклоном головы и выражением глаз модели.
3.04
7.04
Видеомонтаж. Кадр за кадром (38 часов)
110-111
Общие вопросы фото-видеосъёмки, свет, цвет и их измерения.
Оперативная съёмка.
2
Химия и физика фотопроцессов.
Экспозиция, методы экспонометрии.
Знакомство с различными фотоаппаратами и видеокамерами. Свойства света.
Осветительные приборы
10.04
14.04
112-113
Аппаратура, принадлежности и материалы. Оперативная съёмка.
2
Общая характеристика фото-видеоаппаратуры, основные технические параметры, особенности выбора аппаратуры.
Бытовая и профессиональная аппаратура, их возможности.
17.04
21.04
114-115
Фотоаппарат, видеокамера, устройство, съёмка.
Аналоговая и цифровая фото-видеотехника.
2
Зарядка аккумулятора. Правила работы с видеокамерой «Canon». Её устройство и возможности. Перезапись изображения на компьютер. Преимущества и недостатки аналоговой и цифровой фото-видеотехники.
Использование оборудования центра «Точка Роста».
24.04
28.04
116-117
Золотое сечение.
Компазиционное решение.
2
Понятие о композиции.
Кадр. Правила компоновки кадра (правило «двух третей». Как нельзя снимать человека в кадре. Положение головы человека в кадре. Сюжетно-важная часть в кадре. Виды планов: дальний, средний, крупный, очень крупный, «макросъёмка». Фокусировка изображения.
5.05
8.05
118-119
Фото-видеосъемка в помещении.
Баланс белого.
2
Особенности работы в помещении, на натуре, при искусственном освещении.
Осветительные приборы. Вспышка, жёсткий и мягкий свет. Как избежать появление «красных глаз». Внутрикадровое движение, работа с освещением, штативом. Выбор точки съёмки, организация пространства и времени. Переход с одной съёмочной точки на другую. Стабильность кадра.
15.05
19.05
120
121
Непрерывная фотосъёмка.
Оперативная съёмка.
2
Движение камеры. Съёмка в режиме «стоп-движение». Монтажный план и монтажная фраза.
Точка съёмки, ракурс, перспектива. Глубина резкости. Понятие о глубине резко-изображаемого пространства. Изменение фокусировки при видеосъёмке.
22.05
26.05
122-123
Эффекты в «vsds free video editor x32».
Эффекты, переходы в программе «windows movie maket 2.6».
2
Основные возможности редактирования фото-изображения в программе «VSDS FREE VIDEO EDITOR X32». Коррекция яркости, контраста, цвета. Кадрирование (обрезка) изображения. Различные виеоредакторы, их возможности. Знакомство с видеоредактором «WINDOWS MOVIE MAKET 2.6». Ввод отснятого видеоматериала, соединение видеокамеры с компьютером, карта ввода, слоты ввода.
Использование оборудования центра «Точка Роста».
27.05
29.05
Материально-техническое обеспечение
Помещение для проведения занятий, столы, стулья; реквизиты для фото- и видеосъемки: видеокамера, телефон, микрофон, ноутбук.
Информационные ресурсы: компьютер с выходом в Интернет.
2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.
3. Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. Упражнения и задания. (Сетевой ресурс http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=21)
4. Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс http://aldedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)
5. Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002. 6. Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс http://planetahr.ru/publication/2019)
7. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.
8. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
9. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004. 10.Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.
11.Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
12.Материалы журнала «Журналист».
13.Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
14. Профориентационные игры. В помощь психологу. (Сетевой ресурс http://www.psiholognew.com/igra01.html)
15.Роль школьной газеты в процессе социализации подростка. - Самарский внешкольник, информационно-методический журнал. (Сетевой ресурс http://sam-vneshkolnik.narod.ru/page3.htm) 16.Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс http://festival.1september.ru/articles/310091/)
17.Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2009. 18.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
19.Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.
20. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997 21.Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.