Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современное учебное заведение должно давать обучающимся определенный объем знаний, умений и навыков в области охраны и укрепления здоровья.
Создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья учащихся. Биологическая реакция организма учащегося зависит от его адаптационных возможностей и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья учащихся.
Именно поэтому разработанная программа клуба «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и на развитие валеологического образования.
Можно сформулировать ряд правил на основании которых разработана программа клуба:
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Кроме того программа направлена на создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса:
- разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся;
- использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий.
2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися и преподавателями:
- конференции, лектории, викторины, конкурсы, классные часы, КВНы, акции для учащихся на валеологические темы;
- профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма, употребления энергетиков и других вредных веществ;
- профилактические мероприятия по сохранению здоровья семьи.
3. Профилактика и коррекция здоровья:
- проведение дней здоровья, спортивно-массовых мероприятий.
· администрация ОУ.
№ п/п | Наименование темы | Теоретическая часть | Практическая часть | Должен знать |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Охрана труда. | Техника безопасности и поведения в кабинете. | Просмотр видеоролика о правилах техники безопасности. | Технику безопасности поведения в кабинете. |
2 | Диагностика «Если хочешь быть здоров». | Изучить методы диагностирования организма. | Продиагностировать организм по различным видам методик. Оформление книжной выставки «Здоровым быть здорово!». | Знать состояние собственного организма. |
3 | Физические упражнения по сохранению здоровья. | Классификация физических упражнений, направленных на сохранение собственного здоровья. | Подобрать комплекс физических упражнений, соответствующей результатам диагностики организма. Конкурс комплексов утренней гимнастики. | Методы сохранения здоровья с помощью физических нагрузок. |
3.1 | Критерии утомления при физической активности | Характеристика критериев утомления при физической активности. | Продиагностировать свое физическое утомление после физической нагрузки. | Методы диагностирования физического утомления. |
3.2 | Критерии утомления при умственной активности | Характеристика критериев утомления при умственной активности. | Продиагностировать утомление после значительной умственной активности. | Методы диагностирования умственного утомления. |
3.3 | Критерии психического утомления. | Характеристика критериев утомления при психической активности. | Продиагностировать психическое утомление. | Методы диагностирования психического утомления. |
3.4 | Повышение работоспособности. | Общие и характерные симптомы утомления. Главные причины, вызывающие утомление. | Подобрать и применить подходящий для каждого учащегося метод повышения работоспособности. Тренинг с элементами дыхательной гимнастики. | Способы повышения работоспособности. |
3.5 | Активизация восстановительных процессов | Классификация методов повышения восстановительных процессов в организме. | Написать и применить на практике комплекс физкультурных минуток и физкультурных пауз. | Знать наиболее эффективные методики активизации восстановительных процессов. |
3.6 | Диагностика работоспособности. | Методика определения работоспособности. | Продиагностировать себя и кого-либо из членов семьи. | Диагностика уровня собственной работоспособности. |
4 | Гармоничная семья. | Определение и характеристика гармоничной семьи. | Составить эмблему гармоничной семьи. | Методика профилактики дисгармоничных отношений в семье. |
4.1 | Меры по сохранению семьи. | Семья – как социальная ячейка общества. | Эссе «Моя гармоничная семья», «Гармоничная семья моих друзей» | Профилактические меры по сохранению семьи. |
4.2 | Функции семьи | Основные функции семьи: репродуктивная, воспитательная, сфера духовного общения, эмоциональная, социально – статусная, досуговая. | Составить рассказ «Как я реализую свои интересы в кругу семьи». | Факторы, влияющие на выполнение семьей своих основных функций. |
4.3 | Подготовленность к воспитанию детей. | Признаки подготовленности родителей к материнству и отцовству. | Взять интервью у педагогов и учащихся по теме «Я - родитель!», оформить в виде плаката. | Профилактика сиротства. |
5 | Методы профилактики табакокурения. | Влияние табакокурения на родительские функции организма. | Анкетирование учащихся по теме «Твое отношение к курению». | Положительные стороны отказа от табакокурения. Способы лечения табачной зависимости. |
5.1 | Влияние курения на организм человека. | Пагубное воздействие табакокурения на организм человека. | Проведение акции «Сигарета – это яд, лучше кушать шоколад!» | Негативное воздействие никотина. |
5.2 | Последствия курения на развитие плода, роста ребенка. | Отрицательное воздействие табакокурения на развитие плода и ребенка. | Оформление стенда. | Влияние никотина на развитие плода и ребенка. |
6 | Профилактика злоупотребления энергетическими напитками. | Значение энергетических напитков для здоровья человека. | Составление комикса на тему. | Меры профилактики злоупотребления энергетическими напитками. |
7 | Профилактика злоупотребления алкоголя. | Негативное воздействие алкоголя на возможность иметь семью и полноценное потомство. | Написание сочинения на заданную тему. | Профилактика злоупотребления алкоголем. |
7.1 | Влияние употребления алкоголя на организм человека. | Влияние алкоголя на организм человека в целом. | Акция «ЗОЖ – это модно!». Конкурс презентаций. | Отрицательное воздействие алкоголя на организм. |
7.2 | Последствия употребления алкоголя на развитие плода, роста ребенка. | Отрицательное воздействие алкоголя на процесс материнства и отцовства. | Провести анкетирование учащихся по теме «Твое отношение к употреблению алкоголя». | Профилактика алкоголизма беременными женщинами. |
8 | Профилактика употребления наркотических средств. | Основные виды наркотических средств и их влияние на организм человека. | Составить четверостишие, написать песню. | Профилактические меры против злоупотребления наркотических средств. |
8.1 | Влияние употребления наркотических средств на организм человека. | Последствия употребления наркотических средств на организм человека. | Классные часы «Наркотики: между жизнью и смертью». | Несовместимость таких понятий как здоровая семья и наркотики. |
8.2 | Последствия употребления наркотических средств на развитие плода, роста ребенка. | Влияние наркотических средств на репродуктивные функции организма. Отрицательное воздействие наркотических средств на развитие плода и ребенка. | Сделать компьютерную презентацию. | Профилактика наркозависимости. |
9 | Профилактика заболеваний передающихся половым путем. | Классификация заболеваний передающихся половым путем. | Создание итоговой фотогазеты «ЗОЖ – это модно!». | Профилактические мероприятия против заболеваний, передающихся половым путем. |
№ п/п | Наименование темы | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Охрана труда. | 3 | - | 3 |
2 | Диагностика. «Если хочешь быть здоров!» | 3 | 3 | 6 |
3 | Физические упражнения по сохранению здоровья. | 3 | 33 | 36 |
3.1 | Критерии утомления при физической активности | 3 | 3 | 6 |
3.2 | Критерии утомления при умственной активности | - | 6 | 6 |
3.3 | Критерии психического утомления. | - | 6 | 6 |
3.4 | Повышение работоспособности. | - | 6 | 6 |
3.5 | Активизация восстановительных процессов | - | 6 | 6 |
3.6 | Диагностика работоспособности. | - | 6 | 6 |
4 | Гармоничная семья. | 9 | 18 | 27 |
4.1 | Меры по сохранению семьи. | 3 | 6 | 9 |
4.2 | Функции семьи | 3 | 6 | 9 |
4.3 | Подготовленность к воспитанию детей. | 3 | 6 | 9 |
5 | Методы профилактики табакокурения. | 6 | 24 | 30 |
5.1 | Влияние курения на организм человека. | 3 | 12 | 15 |
5.2 | Последствия курения на развитие плода, роста ребенка. | 3 | 12 | 15 |
6 | Профилактика злоупотребления энергетическими напитками. | 3 | 30 | 33 |
7 | Профилактика злоупотребления алкоголя. | 6 | 27 | 33 |
7.1 | Влияние употребления алкоголя на организм человека. | 3 | 12 | 15 |
7.2 | Последствия употребления алкоголя на развитие плода, роста ребенка. | 3 | 15 | 18 |
8 | Профилактика употребления наркотических средств. | 6 | 36 | 42 |
8.1 | Влияние употребления наркотических средств на организм человека. | 3 | 18 | 21 |
8.2 | Последствия употребления наркотических средств на развитие плода, роста ребенка. | 3 | 18 | 21 |
9 | Профилактика заболеваний передающихся половым путем. | - | 6 | 6 |
| Итого | 66 | 150 | 216 |