- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим надо определить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
- Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание.
- Подобрать учебные задания, целью которых является узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям.
- Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
Для того, что эффективно осуществлять контроль учебной деятельности учащихся, необходимо продумать, что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля.
Принципы современного урока | 1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной. |
2. Изменение содержания образования, форм, приемов, методов и технологий. |
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». |
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. |
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. |
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности. |
Типологию урока с точки зрения деятельностного подхода | - Урок «открытия» нового знания (имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний) - комбинированный урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный практикум. |
- Урок отработки умений и рефлексии (имеет целью выработку умений по применению знаний) - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. |
- Урок общеметодологической направленности (имеет целью обобщение единичных знаний в систему) - семинар, конференция, круглый стол, т.д. |
- Урок развивающего контроля (имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками) - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний, т.д. |
Требования к содержанию урока | - научность; - воспитывающий и развивающий характер каждого урока; - осуществление связи с жизнью, теории с практикой; - сочетание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными; - организация активной познавательной деятельности учащихся; - сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике; - оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся. |
Требования к методике проведения урока | - Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях. - Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными. - Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт. - Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда. - Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать разнообразные методы и приемы обучения. - Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями. - Всем учебным процессом на уроке управляет учитель. Конкретные методики, обучающие универсальным учебным действиям: экскурсии, поиск дополнительного материала на заданную тему, обмен мнениями, выявление спорных вопросов, построение системы доказательств, выступление перед аудиторией, обсуждение в группах, др. |
Методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей | - Технология «критического мышления» - Технология продуктивного чтения - Проектно-исследовательский метод - Организация разнообразных форм диалога и дискуссий - Методы формирования понятий - Технология оценивания учебных успехов |
Формы организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности | 1. Самостоятельная индивидуальная работа, а также работа в группах или с партнером. 2. Планирование своей работы – учащихся приучают самостоятельно определять, чем они хотят заниматься, выбирать способы и формы работы, хотят они работать самостоятельно или в группах, какие результаты они предполагают получить. 3. Проектная работа – ориентирована на создание коллективного продукта (развиваются навыки проектного мышления, исследовательские умения, научное мышление). 4. Дискуссионный клуб (мастерская) – направлена на овладение различными коммуникативными умениями, на развитие рефлексивной и понимающей способности. 5. Работа в учебных мастерских. Основной принцип – свободная работа над определенным заданием (учащийся сам может сформулировать себе задание). 6. Наличие способов и процедур самооценки учащимися своих достижений, образовательных результатов (портфолио, понятные критерии оценки); 7. «Продуктивное учение», когда учащиеся получают опыт конкретной деятельности на конкретном реальном месте работы в конкретном учреждении. 8. Проблемное обучение – учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения. |
Образовательные ситуации с целью создания развивающей среды | 1. Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности. 2. Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат). 3. Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы, т.д.). 4. Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов). 5. Участие учащихся в различных формах дискуссии. 6. Формирование понятий и организации на их основе своих действий. 7. Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их. |
Типологию учебных ситуаций | - Ситуация - проблема (прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения). - Ситуация – иллюстрация (прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал - визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ). - Ситуация – оценка (прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение) - Ситуация - тренинг (прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по ее решению). - Классическая ситуация (дается четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной). - Живая ситуация (берется событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило). - Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту (учащимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение). |
Действия учителя, направленные на создание развивающей среды | - Демонстрировать учащимся, что осознание того, что «я чего-то не знаю, не умею или не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю». - Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно. - Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей. - Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. - Побуждать к выражению своей точки зрения отличной от окружающих. - Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей. - Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность. - Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов. - Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений. - Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. - Учить задавать вопросы и высказывать предложения. - Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. - Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе. - Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по критериям. - Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы. - Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. - Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям. - Делится с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности. - Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. - Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними. |
Этапы современного урока и действия учителя и ученика | На каждом этапе урока предполагается организация познавательной деятельности учащихся: 1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). |
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; - активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, т.д.) и познавательные процессы (внимание, память, т.д.); - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. |
3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; - зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); - соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа (причина затруднения). |
4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. Для этого необходимо: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. |
Профессиональные позиции учителя | Организатор деятельности, консультант, тьютор, организатор рефлексии, эксперт, партнер. |
Позицию учителя и ученика в ходе урока | Учитель и ученик должны стать партнерами в образовательном процессе. |
Динамичную структуру современного урока | Учителем должны использоваться разнообразные операции, объединенные в целесообразную деятельность. |