- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
  Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим надо определить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.  
  - Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание.  
  - Подобрать учебные задания, целью которых является узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям.  
  - Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.  
  Для того, что эффективно осуществлять контроль учебной деятельности учащихся, необходимо продумать, что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля.  
     |   Принципы современного урока       |    1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.   |  
  |   2. Изменение содержания образования, форм, приемов, методов и технологий.   |  
  |   3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».   |  
  |   4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.   |  
  |   5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.   |  
  |   6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.   |  
  |   Типологию урока с точки зрения деятельностного подхода   |    - Урок «открытия» нового знания (имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний) - комбинированный урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный практикум.   |  
  |   - Урок отработки умений и рефлексии (имеет целью выработку умений по применению знаний) - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.   |  
  |   - Урок общеметодологической направленности (имеет целью обобщение единичных знаний в систему) - семинар, конференция, круглый стол, т.д.     |  
  |   - Урок развивающего контроля (имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками) - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний, т.д.     |  
  |   Требования к содержанию урока   |    - научность;    - воспитывающий и развивающий характер каждого урока;    - осуществление связи с жизнью, теории с практикой;    - сочетание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными;    - организация активной познавательной деятельности учащихся;    - сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике;    - оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.     |  
  |   Требования к методике проведения урока   |    - Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях.    - Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.    - Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт.    - Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.    - Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать разнообразные методы и приемы обучения.    - Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями.    - Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.    Конкретные методики, обучающие универсальным учебным действиям: экскурсии, поиск дополнительного материала на заданную тему, обмен мнениями, выявление спорных вопросов, построение системы доказательств, выступление перед аудиторией, обсуждение в группах, др.     |  
  |   Методы, способы и технологии, позволяющие    достигать поставленных целей   |    - Технология «критического мышления»    - Технология продуктивного чтения    - Проектно-исследовательский метод    - Организация разнообразных форм диалога и дискуссий    - Методы формирования понятий    - Технология оценивания учебных успехов     |  
  |   Формы организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности   |    1. Самостоятельная индивидуальная работа, а также работа в группах или с партнером.  2. Планирование своей работы – учащихся приучают самостоятельно определять, чем они хотят заниматься, выбирать способы и формы работы, хотят они работать самостоятельно или в группах, какие результаты они предполагают получить.    3. Проектная работа – ориентирована на создание коллективного продукта (развиваются навыки проектного мышления, исследовательские умения, научное мышление).  4. Дискуссионный клуб (мастерская) – направлена на овладение различными коммуникативными умениями, на развитие рефлексивной и понимающей способности.  5. Работа в учебных мастерских. Основной принцип – свободная работа над определенным заданием (учащийся сам может сформулировать себе задание).    6. Наличие способов и процедур самооценки учащимися своих достижений, образовательных результатов (портфолио, понятные критерии оценки);    7. «Продуктивное учение», когда учащиеся получают опыт конкретной деятельности на конкретном реальном месте работы в конкретном учреждении.  8. Проблемное обучение – учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения.   |  
  |   Образовательные ситуации с целью создания развивающей среды   |    1. Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.    2. Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации,    проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).    3. Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы, т.д.).    4. Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).    5. Участие учащихся в различных формах дискуссии.    6. Формирование понятий и организации на их основе своих действий.     7. Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.     |  
  |   Типологию учебных ситуаций   |    - Ситуация - проблема (прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения).    - Ситуация – иллюстрация (прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал - визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ).     - Ситуация – оценка (прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение)   - Ситуация - тренинг (прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по ее решению).    - Классическая ситуация (дается четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной).     - Живая ситуация (берется событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило).     - Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту (учащимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение).     |  
  |   Действия учителя, направленные на создание развивающей среды     |    - Демонстрировать учащимся, что осознание того, что «я чего-то не знаю, не умею или не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».  - Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.    - Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.    - Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.    - Побуждать к выражению своей точки зрения отличной от окружающих.    - Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.    - Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.     - Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.     - Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.    - Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.    - Учить задавать вопросы и высказывать предложения.    - Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.    - Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.    - Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по критериям.    - Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.    - Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.    - Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.    - Делится с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.     - Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.     - Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.     |  
  |   Этапы современного урока и действия учителя и ученика       |    На каждом этапе урока предполагается организация познавательной деятельности учащихся:    1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо:  - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);  - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);  - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).   |  
  |   2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.  Для этого необходимо, чтобы учащиеся:  - воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;  - активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, т.д.) и познавательные процессы (внимание, память, т.д.);  - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);  - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;  - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.   |  
  |   3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:  - проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;  - зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);  - соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа (причина затруднения).   |  
  |   4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.  Для этого необходимо:  - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;  - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;  - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;  - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.   |  
  |   Профессиональные позиции учителя   |    Организатор деятельности, консультант, тьютор, организатор рефлексии, эксперт, партнер.     |  
  |   Позицию учителя и ученика в ходе урока   |    Учитель и ученик должны стать партнерами в образовательном процессе.   |  
  |   Динамичную структуру современного урока   |    Учителем должны использоваться разнообразные операции, объединенные в целесообразную деятельность.   |