kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка для учителя, внедряющего ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. С чего надо начать подготовку к уроку?

- четко определить и сформулировать тему урока;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Зачем урок вообще нужен?

Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим надо определить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал. Что для этого надо?

- Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание.

- Подобрать учебные задания, целью которых является узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям.

- Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учителя, внедряющего ФГОС ООО»

Памятка для учителя, внедряющего ФГОС ООО


1. С чего надо начать подготовку к уроку?

- четко определить и сформулировать тему урока;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Зачем урок вообще нужен?

Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим надо определить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал. Что для этого надо?

- Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание.

- Подобрать учебные задания, целью которых является узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям.

- Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль деятельности учащихся на уроке.

Для того, что эффективно осуществлять контроль учебной деятельности учащихся, необходимо продумать, что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, компьютерной техники и т. д.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9. При подготовке к уроку учителю следует учитывать:


Принципы современного урока


1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования, форм, приемов, методов и технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Типологию урока с точки зрения деятельностного подхода

- Урок «открытия» нового знания (имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний) - комбинированный урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный практикум.

- Урок отработки умений и рефлексии (имеет целью выработку умений по применению знаний) - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

- Урок общеметодологической направленности (имеет целью обобщение единичных знаний в систему) - семинар, конференция, круглый стол, т.д.

- Урок развивающего контроля (имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками) - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний, т.д.

Требования к содержанию урока

- научность;

- воспитывающий и развивающий характер каждого урока;

- осуществление связи с жизнью, теории с практикой;

- сочетание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными;

- организация активной познавательной деятельности учащихся;

- сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике;

- оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.

Требования к методике проведения урока

- Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях.

- Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

- Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт.

- Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.

- Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать разнообразные методы и приемы обучения.

- Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями.

- Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.

Конкретные методики, обучающие универсальным учебным действиям: экскурсии, поиск дополнительного материала на заданную тему, обмен мнениями, выявление спорных вопросов, построение системы доказательств, выступление перед аудиторией, обсуждение в группах, др.

Методы, способы и технологии, позволяющие

достигать поставленных целей

- Технология «критического мышления»

- Технология продуктивного чтения

- Проектно-исследовательский метод

- Организация разнообразных форм диалога и дискуссий

- Методы формирования понятий

- Технология оценивания учебных успехов

Формы организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности

1. Самостоятельная индивидуальная работа, а также работа в группах или с партнером.

2. Планирование своей работы – учащихся приучают самостоятельно определять, чем они хотят заниматься, выбирать способы и формы работы, хотят они работать самостоятельно или в группах, какие результаты они предполагают получить.

3. Проектная работа – ориентирована на создание коллективного продукта (развиваются навыки проектного мышления, исследовательские умения, научное мышление).

4. Дискуссионный клуб (мастерская) – направлена на овладение различными коммуникативными умениями, на развитие рефлексивной и понимающей способности.

5. Работа в учебных мастерских. Основной принцип – свободная работа над определенным заданием (учащийся сам может сформулировать себе задание).

6. Наличие способов и процедур самооценки учащимися своих достижений, образовательных результатов (портфолио, понятные критерии оценки);

7. «Продуктивное учение», когда учащиеся получают опыт конкретной деятельности на конкретном реальном месте работы в конкретном учреждении.

8. Проблемное обучение – учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения.

Образовательные ситуации с целью создания развивающей среды

1. Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

2. Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации,

проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).

3. Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы, т.д.).

4. Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

5. Участие учащихся в различных формах дискуссии.

6. Формирование понятий и организации на их основе своих действий.

7. Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Типологию учебных ситуаций

- Ситуация - проблема (прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения).

- Ситуация – иллюстрация (прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал - визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ).

- Ситуация – оценка (прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение)

- Ситуация - тренинг (прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по ее решению).

- Классическая ситуация (дается четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной).

- Живая ситуация (берется событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило).

- Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту (учащимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение).

Действия учителя, направленные на создание развивающей среды

- Демонстрировать учащимся, что осознание того, что «я чего-то не знаю, не умею или не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

- Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

- Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

- Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

- Побуждать к выражению своей точки зрения отличной от окружающих.

- Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.

- Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

- Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

- Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

- Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.

- Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

- Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.

- Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

- Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по критериям.

- Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.

- Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

- Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

- Делится с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

- Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

- Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.

Этапы современного урока и действия учителя и ученика


На каждом этапе урока предполагается организация познавательной деятельности учащихся:

1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, т.д.) и познавательные процессы (внимание, память, т.д.);

- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа (причина затруднения).

4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Профессиональные позиции учителя

Организатор деятельности, консультант, тьютор, организатор рефлексии, эксперт, партнер.

Позицию учителя и ученика в ходе урока

Учитель и ученик должны стать партнерами в образовательном процессе.

Динамичную структуру современного урока

Учителем должны использоваться разнообразные операции, объединенные в целесообразную деятельность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Памятка для учителя, внедряющего ФГОС ООО

Автор: Ивлева Людмила Евгеньевна

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308843


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства