Ознакомление с коррекционно – образовательной программой для детей с умеренным и тяжелым нарушениями интеллекта.
Ознакомление с коррекционно – образовательной программой для детей с умеренным и тяжелым нарушениями интеллекта.
Предмет коррекционной педагогики –процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление у них отклонений в развитии и поведении. Задачи. Диагностические: организовать комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребенка для уточнения диагноза, динамическое наблюдение его продвижения в образовательном процессе, определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка. Воспитательные: обеспечить условия для социализации, повышения самостоятельности ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров деятельности и поведении. Коррекционно-развивающие: формировать способы усвоения умственно отсталым опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; Образовательные:формировать у детей систему знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности; - развивать познавательную активность всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода; Принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:
формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) умственно отсталым ребенком как одна из ведущих задач обучения, иначе говоря - ключ к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей; учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде; деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия; единство диагностики и коррекции отклонений в развитии; анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи; развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития; включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс; расширение традиционных видов деятельности и обогащение их новым содержанием; формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми; реализация личностио-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы; стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование для их развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения; расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; определение базовых достижений умственно отсталого ребенка-дошкольника в каждом возрастном периоде в целях планирования и осуществления коррекционно-развивающего воздействия, направленного на раскрытие его потенциальных возможностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с коррекционно – образовательной программой для детей с умеренным и тяжелым нарушениями интеллекта. »
Ознакомление с коррекционно – образовательной программой для
детей с умеренным и тяжелым нарушениями интеллекта.
Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. Correctio) Коррекция –система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекцией называют как специфические педагогические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так и составную часть учебно –воспитательного процесса, направленную на изменение формирующейся личность ребенка.
Предмет коррекционной педагогики –процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление у них отклонений в развитии и поведении.Задачи. Диагностические: организовать комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребенка для уточнения диагноза, динамическое наблюдение его продвижения в образовательном процессе, определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка. Воспитательные: обеспечить условия для социализации, повышения самостоятельности ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров деятельности и поведении.
Коррекционно-развивающие: формировать способы усвоения умственно отсталым опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; Образовательные: формировать у детей систему знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности; - развивать познавательную активность всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода;
Принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:
формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) умственно отсталым ребенком как одна из ведущих задач обучения, иначе говоря - ключ к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей; учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде; деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия; единство диагностики и коррекции отклонений в развитии; анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи; развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития; включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс; расширение традиционных видов деятельности и обогащение их новым содержанием; формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми; реализация личностио-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы; стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование для их развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения; расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; определение базовых достижений умственно отсталого ребенка-дошкольника в каждом возрастном периоде в целях планирования и осуществления коррекционно-развивающего воздействия, направленного на раскрытие его потенциальных возможностей.
Содержание. Реализации коррекционно образовательного процесса, представлен в рамках шести разделов. В первом разделе - «Здоровье» - внимание участников образовательного процесса привлекается к соматическому здоровью детей и его взаимосвязи с физическим, психическим и духовным здоровьем. В данном разделе определены следующие направления коррекционной работы, каждое из которых решает свои специфические задачи: - «Путь к себе» (формирование у детей образа «Я»); - «Мир моих чувств и ощущений» (знакомство с основными средствами познания мира - зрением, слухом, кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями); - «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» (формирование представлений о единстве человека и природы); - «Движение - основа жизни» (формирование представлений о значении двигательной активности в жизни человека); «Человек есть то, что он ест» (формирование представлений о полноценном, здоровом и сбалансированном питании); «Советы доктора Айболита: (формирование представлений о возможностях традиционного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма, обучение приемам элементарной медицинской помощи); - «Здоровье - всему голова» (закрепление представлений о здоровье и здоровом образе жизни как об одной из важнейших жизненных ценностей человека). Второй раздел - «Социальное развитие» Ориентирован на формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, способов усвоения и присвоения общественного опыта. Он содержательно организован в соответствии с тремя базовыми концентрами, значимыми для развития личности ребенка: - «Я сам» (формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе); - «Я и другие» (развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности);
- «Я и окружающий мир» (формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям). Задачами третьего раздела - «Физическое развитие и физическое воспитание» на всех годах обучения являются: - совершенствование функций формирующегося организма ребенка; - полноценное развитие основных движений и разнообразных двигательных навыков; совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации. Пятый раздел - «Формирование деятельности» формирование игровой деятельности; - продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд); элементов трудовой деятельности (культурно-гигиенические навыки, ручной и хозяйственно-бытовой труд). Эстетическое развитие» - шестой раздел программы, в котором самостоятельными направлениями коррекционно-развивающей работы авторы выделяют: ознакомление с художественной литературой; - эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Таковы основные направления корррекционно –образовательной программы для детей с умеренным и тяжелым нарушениями интеллекта.