kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инклюзивное образование " Использование социо -игровой технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика и технология занятия по теме : социо-игровой технологиии.

Занятие рассчитано на разные категории детей и разный уровень подготовки  к занятию Такое занятие можно проаводить привлекая детей с ограниченными возможностями здоровья. Методика прекрасно подходит для проведения такого вида занятий. с детьми и подростками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование " Использование социо -игровой технологии"»

Социо-игровая хнология занятия.



Автор : Лучезарнова Ирина Ваисовна

Задачи:

  1. Сформировать представление  о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

  2. Обучить приемам социо-игровой технологии;

  3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

  4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оснащение: слайдовая презентация, листы бумаги , карточки , карандаши ручки, песочные часы.).

1слайд

«Социо - игровая педагогика  

 «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным

–  первоначальная задача обучения»

 К.Д.Ушинский

2слайд

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дополнительного образования.

Современное социо-экономическое и духовное состояние нашего общества требует особого внимания к вопросам совершенствования системы дополнительного образования. Развитие растущего человека как социально-ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия, традиций своего народа. Необходимо отметить, что характеристикой современного этапа развития дополнительного образования является активизация поисков  в направлении социально-личностного и познавательно-речевого развития.

3слайд

Дополнительное образование- это добровольное обучение наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая.

4слайд

В.М. Букатов, один  из главных  разработчиков  социо-игрового стиля обучения, 



5слайд

Режиссер и арт-директор КлассТЕАТРа.

Старший научный сотрудник, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии профессионального образования.

Ведущий сотрудник Лаборатории Театра Института художественного образовании РАО. 

Известный специалист социо-игрового стиля обучения и исследователь психологии дидактических игр. Создатель новой области художественной и общей педагогики – драмогерменевтики. 

Редактор газеты “Первое сентября”. Ведет постоянную страницу “Режиссура урока".

Режиссер-постановщик ряда спектаклей КлассТЕАТРа.

В сентябре 2001 года В. М. Букатов защитил диссертацию на соискание степени доктора педагогических наук . Тема диссертации: "Театральные технологии в гуманизации процесса обучении школьников".

В.М. Букатов является обладателем Почетного приза Национальной премии имени Л.Н. Толстого в области литературы для детей (2002 год) в Номинации "Педагогический и библиотечный опыт": книга "Домашняя Азбука" (соавторы М.Ганькина и Т.Ярыжникова)



6слайд

Вячеслав Михайлович Букатов, доктор педагогических наук, известен педагогической общественности как разработчик и пропагандист методов "режиссуры урока". В его педагогической копилке есть методы и приемы, которые с успехом применяют педагоги

Он предлагает  педагогам осваивать достижения  театральной  и  народной  педагогики   для преобразования практики  занятий , активно  сочетать традиционные  и  инновационные  подходы  в  работе  с  детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских). Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей. 

«Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантлив и сам. Данное высказывание относится как к детям, так и к самому воспитателю» - В.М. Букатов.

7слайд

Что такое социгровая технология?

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

Социоигровая педагогика - основа современной дидактики. Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное - здоровье. Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что он примет осознанно. 

Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. 

8слайд     

Основа    социоигровой технологии заложена в словах:

«Не учить, а налаживать  ситуацию, когда их участникам хочется доверять  и друг другу,  и своему собственному опыту,  в результате чего  происходит эффект   добровольного обучения, тренировки и научения»  (В. М. Букатов) 

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания  сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. 

Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются. 

Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это  та деятельность, которой  ребенок хочет заниматься и в которой он:  делает, слушает, смотрит и говорит.

9слайд

 Суть социоигровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»

 Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей.          

          

          

                                        

2 правило: «смена лидерства».                                                   

       Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

10слайд

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки)

 что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети  не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: смена темпа и ритма.       

 Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности



11слайд

5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности

что в современных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.   

 6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более  

интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя

новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.  

 

12слайд

законы социоигрового общения:

 -  Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

 -  Не ворчать, не ныть, не бурчать;

 -  Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

 -  Будьте взаимно вежливы, терпимыми, и сдержанными.

 -  Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

 -  Поддержи, помоги подняться и победить;

 -  Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

 -  Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

 -  Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.



13слайд

 Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания школьников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Принципы:

Педагог– равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках пространства

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

Движение и активность



14слайд

Различия традиционной и социоигровой педагогике.

СОЦИО-ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА

ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата.

Воспитанники оторваны друг от друга, загружены требованием программ.

Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект-субъектные отношения.)

Диктат воспитателя (субъект-объектные отношения).

Развитие самостоятельности.

Послушное повторение формулировки.

Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом).

Наличие дискретности – дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты).

Занятие – игра – жизнь между микро группами ( малыми социумами – отсюда термин «социо-игровая»).

Занятие никак не располагает к свободному творчеству в игре.

Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе.

Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть.

Равноправие детей и взрослых – основа социо-игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивать свою точку зрения.





 Плюсы социо- игрового стиля:

 - Отношения: «ребенок - сверстники»;

 -  Педагог является равноправным партнером;

 - Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

 -  Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными

    исполнителями указаний педагога;

 -  Дети самостоятельны и инициативны;

 -  Дети сами устанавливают  правила игры;

 -  Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

 -  Дети  договариваются, общаются (выполняют   роль и говорящих и роль

    слушающих);

 - Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

 - Дети  помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

 - Социо -игровой стиль  учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.



15слайд

«У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле… » В.М.Букатов.



Рефлексия .

  1. Как вы чувствовали себя на занятии ?

  2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

  3. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инклюзивное образование " Использование социо -игровой технологии"

Автор: Лучезврнова Ирина Ваисовна

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 304038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_zaderzh"
    ["file_id"] => string(6) "588031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633423477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства