Инклюзивное образование " Использование социо -игровой технологии"
Инклюзивное образование " Использование социо -игровой технологии"
Методика и технология занятия по теме : социо-игровой технологиии.
Занятие рассчитано на разные категории детей и разный уровень подготовки к занятию Такое занятие можно проаводить привлекая детей с ограниченными возможностями здоровья. Методика прекрасно подходит для проведения такого вида занятий. с детьми и подростками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным
– первоначальная задача обучения»
К.Д.Ушинский
2слайд
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дополнительного образования.
Современное социо-экономическое и духовное состояние нашего общества требует особого внимания к вопросам совершенствования системы дополнительного образования. Развитие растущего человека как социально-ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия, традиций своего народа. Необходимо отметить, что характеристикой современного этапа развития дополнительного образования является активизация поисков в направлении социально-личностного и познавательно-речевого развития.
3слайд
Дополнительное образование- это добровольное обучение наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая.
4слайд
В.М. Букатов, один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения,
5слайд
Режиссер и арт-директор КлассТЕАТРа.
Старший научный сотрудник, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии профессионального образования.
Ведущий сотрудник Лаборатории Театра Института художественного образовании РАО.
Известный специалист социо-игрового стиля обучения и исследователь психологии дидактических игр. Создатель новой области художественной и общей педагогики – драмогерменевтики.
Редактор газеты “Первое сентября”. Ведет постоянную страницу “Режиссура урока".
Режиссер-постановщик ряда спектаклей КлассТЕАТРа.
В сентябре 2001 года В. М. Букатов защитил диссертацию на соискание степени доктора педагогических наук . Тема диссертации: "Театральные технологии в гуманизации процесса обучении школьников".
В.М. Букатов является обладателем Почетного приза Национальной премии имени Л.Н. Толстого в области литературы для детей (2002 год) в Номинации "Педагогический и библиотечный опыт": книга "Домашняя Азбука" (соавторы М.Ганькина и Т.Ярыжникова)
6слайд
Вячеслав Михайлович Букатов, доктор педагогических наук, известен педагогической общественности как разработчик и пропагандист методов "режиссуры урока". В его педагогической копилке есть методы и приемы, которые с успехом применяют педагоги
Он предлагает педагогам осваивать достижения театральной и народной педагогики для преобразования практики занятий , активно сочетать традиционные и инновационные подходы в работе с детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских). Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.
«Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, наверняка станет талантлив и сам. Данное высказывание относится как к детям, так и к самому воспитателю» - В.М. Букатов.
7слайд
Что такое социгровая технология?
Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.
Социоигровая педагогика - основа современной дидактики. Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное - здоровье. Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что он примет осознанно.
Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
8слайд
Основа социоигровой технологии заложена в словах:
«Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов)
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
9слайд
Суть социоигровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей.
2 правило: «смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
10слайд
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки)
что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности
11слайд
5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности
что в современных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более
интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя
новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
12слайд
законы социоигрового общения:
- Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- Не ворчать, не ныть, не бурчать;
- Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- Будьте взаимно вежливы, терпимыми, и сдержанными.
- Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- Поддержи, помоги подняться и победить;
- Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;
- Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.
13слайд
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания школьников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Принципы:
Педагог– равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках пространства
Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
Движение и активность
14слайд
Различия традиционной и социоигровой педагогике.
СОЦИО-ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА
ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата.
Воспитанники оторваны друг от друга, загружены требованием программ.
Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект-субъектные отношения.)
Диктат воспитателя (субъект-объектные отношения).
Развитие самостоятельности.
Послушное повторение формулировки.
Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом).
Наличие дискретности – дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты).
Занятие – игра – жизнь между микро группами ( малыми социумами – отсюда термин «социо-игровая»).
Занятие никак не располагает к свободному творчеству в игре.
Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе.
Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть.
Равноправие детей и взрослых – основа социо-игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.
Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивать свою точку зрения.
Плюсы социо- игрового стиля:
- Отношения: «ребенок - сверстники»;
- Педагог является равноправным партнером;
- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными
исполнителями указаний педагога;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль
слушающих);
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
- Социо -игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
15слайд
«У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле… » В.М.Букатов.
Рефлексия .
Как вы чувствовали себя на занятии ?
Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?