kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий мероприятия "Права, обязанности и ответственность подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие для подростков 4-5 классов.Мероприятие способствует формированию правовой грамотности воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "Права, обязанности и ответственность подростков"»

Сценарий мероприятия на тему:

«Права, обязанности и ответственность подростков».


Цель: Формирование правовой грамотности воспитанников. Формировать умение по соблюдению и выполнению прав, обязанностей и ответственности за свои поступки.

Задачи:

  1. Знакомить с основными правами, обязанностями и видами несовершеннолетних посредством игры;

  2. Воспитывать толерантное отношение к окружающим;

  3. Уметь применять знание прав и обязанностей на практике.

  4. Помочь несовершеннолетним осознать, что нет прав без обязанностей, обязанностей без прав.

  5. Закрепить знания о правах, обязанностях, ответственности.

  6. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Оборудование: Плакат с расшифровкой аббревиатур «права», «обязанности». «ответственность»; Всеобщая декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, ручки, листы с заданиями, буклеты с правами и обязанностями, ситуации виды наказаний.


Ход мероприятия.

1. Организационный момент

Добрый день!

Я рада видеть всех вас в этом зале. Я прошу вас разделиться на две команды, для этого выберите из этой коробки жетон. Выбравшие, красный жетон располагайтесь за первым столом, синий за вторым.

2.Сообщение темы занятия.

Сегодня наша встреча посвящена теме "Права, обязанности и ответственности несовершеннолетних". Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

Наше занятие мне хотелось бы начать строками стихотворения 10-летнего мальчика из г. Старый Оскол Давыдова Димы:


«Право выбора»

В нашем мире существует множество слов.

Есть свобода и совесть, права и любовь,

Есть желанья и чувства, надежды, мечты,

За которыми можем мы долго идти.

Есть дела, за которые благодарят,

Есть поступки, которые душу щемят.

Есть дороги по всем направленьям судьбы

Лишь тебе выбирать, по какой пойдёшь ты!

Только помни всегда! Заучи наизусть-

«Мир открыт для добра и искренних чувств».


  1. Работа по теме.

- Что такое Право?

Права – это правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.

Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимое для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права?

Конечно - же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся с вами. Это родители, классные руководители, воспитатели, психолог, социальный педагог. Но о детях так же заботятся общественные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является организация объединенных наций (ООН).

10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека (показ документа). Всеобщая декларация прав человека полезный и нужный документ, но в ней говорится о людях, ни слова о детях. А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, заботе и защите. Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (показ документа).

Конвенция – это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботится а вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

- Какие права ребенка вызнаете?

Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

      В Конвенции 54 статьи, с некоторыми из них мы сейчас познакомимся, которые вы должны знать.

  • Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 возраста

( статья 1).

  • Право на жизнь (статья 6).

  • Право на имя при рождении (статья 7), эти сведения записываются в специальном документе, который называется свидетельство о рождении. В этом документе записывают дату и год вашего рождения, где вы родились и кто ваши родители. А когда вам исполняется 14 лет, вы получаете другой документ.

- Как он называется?

  • Право на медицинскую помощь.

  • Право на образование (статья 28), поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

  • Право на отдых и досуг (статья 31), к сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются только во благо своих интересов, не считаются с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому- то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться правами только тогда, когда не нарушаете права других. Вы обязаны уважать права других людей.

  • Право на индивидуальность.

  • Право свободно выражать свое мнение (статья13), ребенок может высказать вслух все, что думает. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.

  • Право на специальную охрану и защиту.

  • Право на заботу и воспитание родителями.

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

  • Право на защиту от эксплуатации (статья 32), когда вас просят вынести мусор, это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание. Дети с 14-16 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 4 часа в день; с 16-18 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 6 часов в день с согласия родителей или законных представителей.

  1. Работа по сюжету сказки.

Сейчас я предлагаю вам определить какие права главного героя сказки нарушены.

  1. Команда сказка «Буратино»;

  2. Команда сказка «Дюймовочка»;


Сейчас я вам предлагаю угадать сказочного персонажа, который нарушил права сказочных героев.

  1. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.

  1. Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.

  1. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев.

  1. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.

  1. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.

  1. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

  1. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.

  1. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду.

  1. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.

  1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

Скажите, пожалуйста, если вдруг кто-то нарушил ваши права, куда вы обратитесь?

Вы можете обратиться к родителям, психологу, администрации школы социальному педагогу. Молодцы ребята, вы все хорошо знаете свои права. Но еще нужно помнить о том, что человек имеет и обязанности.


5. Второй слово в нашей теме это обязанности.

- Что такое обязанности?

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Вспомним высказывание известного политического деятеля К. Маркса

«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

- Ребята, а какие обязанности есть у вас?

Главный закон нашей страны называется Конституцией Российской Федерации, вот в ней-то об обязанностях и написано. Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в конституцию РФ.

- соблюдать законы

- охранять природу

- защищать отечество

- заботится о родителях

- получить образование

Каждый из вас кроме прав имеет и обязанности, и с каждым годом, по мере вашего взросления их становится все больше и больше.

- Где могут быть записаны обязанности учеников? (показ Устав школы), так вот в уставе записаны

Обязанности школьника:

- добросовестно учиться, не пропускать занятия без уважительных причин

- беречь школьное имущество

- уважать учеников и работников школы

- выполнять устав школы

- выполнять правила внутреннего распорядка

        Главная ваша обязанность хорошо учиться, уважать права других людей. Помните золотое правило «Никогда не делай другим того, чего не пожелал бы себе» эти слова принадлежат древнему философу-мыслителю Китая Конфуцию.

        Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями. Какая обязанность вытекает из данных прав. Я зачитываю право, а вы по очереди называете обязанность.

  • Право на образование – каждый обязан учиться.

  • Уважение личного достоинства и защита своих прав – уважать достоинства других людей и их права.

  • На свободу выражения своих мыслей – уважать и прислушиваться к мнению других.

  • На заботу и уважение со стороны родителей – заботиться и уважать своих и чужих родителей.

  • На свои интересы и увлечения – уважать других за их увлечения.

  • Гордиться своей культурой и религией -  уважать культуру и религию других.

  • Право на ошибку – учиться избегать ошибок.

  • На чистую окружающую среду – не загрязнять окружающую среду.

  • Жить без насилия – не применять насилия к другим.

-Чем отличаются права и обязанности ?

Права нужно знать, а обязанности выполнять.

Сейчас каждая команда получит перечень прав и обязанностей, разделите их на две части.

Распредели в два столбика права и обязанности школьника:

  1. Получение бесплатного общего образования (Право)

  2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

  3. Соблюдение Устава школы (Обязанность)

  4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

  5. Уважение человеческого достоинства (Право)

  6. Добросовестно учиться (Обязанность)

  7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

  8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

  9. Выбор формы образования (Право)

  10. Носить школьную форму (Обязанность)

  11. Посещать мероприятия в школе (Право)

12. Не пропускать занятия без уважительных причин

    • Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности

    • вести себя корректно на переменах и уроках


Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.

6. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности за совершенные поступки.

- Что такое ответственность?

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

- Ребята, какие виды ответственности вы знаете?

1.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.


Административная ответственность – наказание за действия, запрещенные административным кодексом. Наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители)

Перечень нарушений:

  • жестокое обращение с животными

  • повреждение транспортных средств

  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах

  • нарушение правил дорожного движения

  • нарушение устава школы

  • мелкое хулиганство

Уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.

- Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

4. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

С 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение следующих преступлений:

- убийство

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

- похищение человека

- изнасилование

-кража, грабеж

- вымогательство

-терроризм

- заведомо ложное сообщение

-вандализм

-приведение в негодность транспортных средств

Виды наказаний назначаемым несовершеннолетним:

  • штраф;

  • лишение права заниматься определенной деятельностью;

  • обязательные работы;

  • исправительные работы;

  • ограничения свободы;

  • лишение свободы на определенный срок.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются в суде и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред

 

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.


Задания для команд. 

 

1 Разбор ситуации:

 

1. Группа подростков сильно избили своего одноклассника, который написал про них в контакте не правду.

 

2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

 

3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

 

4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?




Наше мероприятие подошло к концу. Я хочу пожелать вам, чтобы никто не нарушал ваши права, и вы тоже, не нарушали права других.

Чтобы вы знали и выполняли свои обязанности. И чтобы вы совершали поступки, за которые вас только благодарили.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Сценарий мероприятия "Права, обязанности и ответственность подростков"

Автор: Фарафонтова Любовь Александровна

Дата: 21.08.2019

Номер свидетельства: 518046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методические разработки по преподаванию предпрофильного курса «Школа юного организатора досуга» с использованием информационно-методических ресурсов "
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskiie-razrabotki-po-priepodavaniiu-priedprofil-nogho-kursa-shkola-iunogho-orghanizatora-dosugha-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-mietodichieskikh-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "126857"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415216983"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства