Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "Донская казачка"»
План – конспект открытого мероприятия «Донская казачка»
Цель: сохранение старинных казачьих обрядов и традиций на Дону.
Задачи:
совершенствование знаний о традициях и культуре Донского края,
создать условия для углубленного знакомства с народными, обрядами донских казаков;
развивать стремление к освоению культурных традиций качества и желание применять их в современных условиях, формирование знаний о быте и развитии культуры кухни Дона;
воспитание чувства уважения к делам и традициям донского казачества, прививать интерес к культуре, обрядам и забавам донского казачества.
Педагог: Возрождение донской самобытной культуры в последнее время приобретает все большее значение.
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями - отруби их, и дерево погибнет».
Так и народ, не знающий своей истории и культуры обречен.
Пристальное внимание к прошлому, к давно уже исчезнувшему укладу народной жизни необходимо. Поэтому мы предлагаем вспомнить историю развития донского костюма, традиционные блюда донской кухни, значение вещей в интерьере казачьего жилища, забавы и обряды на Дону.
Ведущий: А сейчас, друзья, начинаем наш конкурс «Донская казачка», и посвящен он важной теме, сохранению и возрождению казачества на Дону. - Представляем участниц конкурса которым предстоит бороться за звание донская казачка.
1конкурс:«Загаристая казачка». В этом конкурсе мы поближе познакомимся с нашими участницами. Им было задано домашнее задание, придумать о себе рассказ, легенду, создать свой псевдоним и показать его. И сейчас мы посмотрим, как участницы справились с этим заданием.
2конкурс: «Додельная казачка». Кухня - это открывается заимствованиям область бытовой культуры. В приго-товлении пищи использовали опыт русской, украинской кухни и навыки кочевым степным и горским народам.
И сейчас давайте вспомним, какие блюда подавались на стол и как они назывались на Дону? Известно, что казаки всегда с радостью принимаем гостей, приглашали к столу.
Донцы свято соблюдали пост, питались постной пищей, но гостей, особенно в праздники, любили потчевать.
Участницам предлагается выбрать карточку-тест, определить правильный ответ и попробовать рассказать об этом блюде, что это такое.
3 конкурс:«Тайна казачьего сундука». Участницам предлагается на ощупь взять предмет из сундучка и рассказать об этом предмете, объяснить значение его в жизни казаков. (икона, конь, сабля, пояс, рукоделие, прялка, самовар, половики).
4конкурс:«Значение казацких слов». Изменение в положении казаков 18-19 в.привели к быстрому преобразо-ванию быта. Конец 19 в.- складывается облик селений Дона (хутор, слобода).
А вот 20 в.- бытовой уклад казаков сохранился лишь в сельской местности. В казачий быт внедрялись достижения цивилизации - водопровод, газопро-вод... Но многие слова живут и поныне. Участницам предлагается выбрать слово и объяснить его значение. (курень, щерба, венцерада, чирики, взвар, арьян, балясы, нардек).
5конкурс«Ты мне, я тебе». «Скажи скороговорку». Пока жюри подведут счет, а мы отдохнем, но за этот конкурс каждая участница может получить дополнительное очко.
Участницы выбирают скороговорку и предлагают любой из соперниц повторить ее. У кого лучше всего получится, заработает - 5 баллов, т.д. до 1 балла.
6конкурс«Казацкий говор». Сейчас участницы красочно воспроизведут казачью речь наших предков. Они прочтут отрывки из романа М. Шолохова «Тихий Дон» и ответят на 1 вопрос, что обозначает любое слово из текста выбранное педагогом. Участницы выбирают карточки с текстом и читают
7конкурс«Лучшая певунья». Во все времена, у всех народов, хорошая песня отражала самые сокровенные мысли, думы. Донской край испокон считался песенным краем. Песни пели и после работы вечерами в поле, и на гуляньях, в военных походах. О песнях казака говорили так в своих пословицах: Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев». На Дону казаку и камешек подпевает». Веселы привалы, где казаки запевалы».
Сейчас девочки посоревнуются в знании старинных казацких песен. По очереди напевают по 1 -2 строчки из песни, если кто молчит, из конкурса выбывает. Очки распределяются следующим образом: Кто первый выбыл - 1 балл, второй - 2 балла, третий - 3 балла и т.д.
8конкурс«Лучшая танцующая пара». Участницы выбирают пару, им завязывают глаза. Они расходятся по залу. По сигналу включается музыка, пары должны танцевальными движениями найти друг друга и начать танцевать вместе под музыку. Музыка меняется каждые 10-15 сек.
Игра:«Уж как я с веночком хожу». Все девочки с вьюнами на голове встают в круг, водят хоровод. Выбирается ведущая - она идет в круг, берет в руку платок, идет по кругу и поет: «Уж как я с вьюном хожу, с золотым хожу, Я не знаю куда вьюн положить, Положу, положу, положу я вьюн на правое плечо».
Подойдя к одной из девочек, кладет платок на плечо. Обе выходят в центр круга и танцуют под музыку.
Ведущий: Много обычаев и обрядов было у донских казаков. Это касается и полевых работ, и службы, и семейной жизни, рождение ребенка.
Ведущий: Мы познакомились с традициями, культурными особенностями донских казаков. Познакомились с костюмами, украшениями, бытом, обратились к старинной казачьей кухне. Накопленные веками традиции должны жить, нужно помнить о них и передавать следующим поколениям.