Методическая разработка внеклассного мероприятия "Не боли болячка - я казачка!"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Не боли болячка - я казачка!"
Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит сценарий конкурсно-развлекательной программы, посвященной Дню матери. Данная разработка нацелена на духовно-нравственное воспитание и личностно-ориентированное развитие школьников, изучение славной истории донского казачества. Мероприятие поможет по-новому взглянуть на прошлое наших предков, испытать чувство сопричастности к судьбе своей страны, своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "Не боли болячка - я казачка!"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Клетская средняя школа»
Клетского муниципального района Волгоградской области
«Не боли болячка – я казачка!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
выполнена в рамках конкурса
«Образ матери – казачки»
Автор:
Капустина Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
2016 год
Аннотация
Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит сценарий конкурсно-развлекательной программы, посвященной Дню матери. Данная разработка нацелена на духовно-нравственное воспитание и личностно-ориентированное развитие школьников, изучение славной истории донского казачества. Мероприятие поможет по-новому взглянуть на прошлое наших предков, испытать чувство сопричастности к судьбе своей страны, своего народа.
Непосредственно в соприкосновении к прошлому у ребенка развивается интерес к изучению истории своей страны, своего рода.
Учащиеся принимают активное участие в ходе мероприятия и представляют собственные материалы, которые они собрали в ходе подготовительной работы. Подготовительная работа не только позволяет выявить интересы ребенка, но и внести свой вклад в само мероприятие.
Введение
Актуальность: «Человек начинается с его отношения к матери и всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери» Ю. Яковлев.
Данная тема выбрана неслучайно, так как в современном мире высоких технологий серьёзно стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. У большинства детей ярко выражены чувства тревожности, эгоизма, злости и враждебности по отношению к окружающим. Это выражается в агрессивном поведении, высказываниях, немотивированных поступках. Дети часто не знакомы с такими понятиями, как забота, сочувствие, сопереживание, щедрость. Мама – самый родной и любимый человек на свете. Любовь к матери делает людей благородными, порядочными и достойными уважения. В связи с тем, что многие дети не имеют полной семьи, её роль выполняют одинокие мамы, которые заняты проблемами материального обеспечения своих детей. Уровень влияния бабушек на воспитание детей значительно снизился: «молодые» бабушки работают. Они не достигли пенсионного возраста. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребёнка оказывают средства массовой информации. Наблюдая демонстрируемые в СМИ сцены насилия, дети становятся нечувствительными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей младшего школьного возраста, школа должна направлять все свои усилия на формирование осознанного противостояния злу и способность проявлять радость за другого, любить и уважать свое окружение и заботливо относиться к матери и к своим родным.
У донских казаков сложилась своя традиция почитания матери-казачки, поэтому детей необходимо знакомить с этими традициями.
Новизна данной разработки заключается в том, что образ матери-казачки впервые раскрывается в развлекательно-познавательной форме, носящей соревновательный характер
Методическая цель : показать одну из форм проведения внеклассного мероприятия; освоить, повысить и закрепить знания учащихся по данной теме
Цель мероприятия: на материале истории донских казаков познакомить учащихся с образом матери-казачки и показать, что меняется в жизни людей, а что остается неизменным;
Задачи: познакомить учащихся с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся;
Условия применения: материал разработан для учащихся 1-5 классов и будет полезен учителям начальной школы, воспитателям группы продленного дня, классным руководителям 5 классов. Желательно предварительно посетить с детьми местный краеведческий музей, у нас это Музей истории донских казаков. Само мероприятие тоже можно провести в музее.
Ход мероприятия
Казак:
Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Казачка:
В донском краю шумят деревья.
Цветут сады, колышутся поля.
Очаровала ты меня навеки,
Моя станица, Клетская моя.
Учитель:
Наша станица находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки.
Станица Клетская, край донской - это наша с вами малая родина. Если ты родился и вырос на Дону, отсюда вступил в большую жизнь, ты никогда не перестанешь любить и гордиться этим необъятным краем.
Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон- батюшка - не сосчитать. И пусть мы, их потомки, не живем в куренях, не ходим в заморские походы, но должны чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязаны помнить и возрождать культурное наследие казаков.
Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ - казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью, а казачки прославились своей красотой, умом и хозяйственностью.
Казачка:
Во мне течет казачья кровь,
Мой род с фамилией казачьей,
И в глаз я говорю, не в бровь:
"Я настоящая казачка!"
Учитель:
Дорогие ребята! Сегодня мы решили провести конкурсную программу «Не боли болячка – я казачка!», где девочки нашего класса постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.
Внимание, внимание, внимание!
Солнце красное на небе поднимается,
А у нас на праздник казачки собираются!
На сцену приглашаются участницы конкурса.
(представление участниц конкурса)
А судить нас будет Клетская казачка, мастерица, песенница Гладченко З.Т. Дон издавна славился своим хлебосольством и гостеприимством, всех гостей на Дону принято встречать караваем в знак дружбы и пожелания богатства и благополучия.
Казачка:
Милости просим к нам на праздник!
(дети подают гостье хлеб-соль)
Гостью добрую встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Жива традиция — жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Слово для приветствия предоставляется Гладченко З.Т.
Учитель:
Казаки всегда славились своей лихостью, отвагой и вечной неустрашимостью, а казачки – сильным неукротимым нравом, деловитостью, преданностью семейному очагу. Это верная, преданная жена, заботливая мать и экономная хозяйка. Она умела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.
Итак, 1 конкурс «Казачьему роду нет переводу!»
Каждой участнице предстоит представить в оригинальной форме свою визитную карточку (члены семьи могут помогать)
Учитель:
Казаки - народ исконно русских корней - за долгие века своего существования создали уникальную культуру и самобытный язык. Особенно колоритен говор донских казаков.
И 2 конкурс «Мысль быстра – казаку сестра».
Вам предстоит ответить на несколько вопросов на тему казачества
Что такое курень? (ответ: казачий дом, где комнаты соединены между собой по кругу).
Почему казачки всегда были одеты нарядно? (ответ: потому что, казак мог в любой момент вернуться из похода и хозяина надо было почётно встретить).
4. С какого возраста казаки учили своих детей владеть шашкой? ( ответ: с 10 лет).
5. Как казаки называли Дон? ( ответ: Тихий Дон-батюшка).
6.Скажите, что являлось центром жизни казачьей станицы? (ответ: Церковь)
7. Как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу? (ответ: Атаман)
8. Как вы понимаете выражение «Не боли болячка – я казачка? ( ответы детей могут быть различными).
9. Чем угощали казаки гостей на посиделках? (ответ: картошка, каши, соленые арбузы, арбузный мед, уха, тюря с квасом…)
10. Когда казаки праздновали День Матери-казачки? Назовите дату. (ответ: В православный праздник «введение во храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря у казаков появился обычай поклоняться матери-казачке. По сути это был первый женский праздник в России)
Учитель:
Имя матери бесценно, ей дано высокое предназначение на Земле. Она несет в мир жизнь, любовь, заботу, нежность и терпимость. Она растит детей, воспитывает их, создает семейное счастье и уют. Хорошее настроение в семье тоже зависит от мамы. Она всегда добра и приветлива. Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Казачка умела все, что умел казак: скакать верхом, стрелять из лука или ружья, при случае и пику взять в руки и шашкой махать, землю пахать, охотиться, рыбу ловить. Большое значение имела женщина и в казачьей семье. Она умела посвящать себя семейной жизни и воспитывать в своих детях любовь к родной земле, родному краю, к своему народу. На долю казачки выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению. Об этом пелось в песнях, сказаниях, легендах и преданиях. С малых лет ребенок впитывал от матери чувства национальной гордости, чувство собственного достоинства, уважение к старшим.
Казачка, казачка»- желанное слово,
В нем музыка, радость, волненье и свет.
Пусть доля казачки бывает суровой,
Но слава не меркнет в мелькании лет.
Послушайте песню в исполнении Гладченко З.Т.
Звучит песня.
3 конкурс «Дело мастера боится» - актерское мастерство в чтении стихотворения донского поэта.
В просторах России-матушки
Так много морей и рек!
Красивей всех – Дон-батюшка,
Он в сердце моем навек!
Куда бы судьба не забросила,
Тропинка за мной следит.
По этой тропинке узенькой
Домой я вернусь хоть на миг.
Знайте: дороже золота
Мне батюшки Дона вода.
Милая моя родина,
Как я люблю тебя.
Донской край
Попов И.Н.
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
Донские казаки На плетнях развешана посуда: Банки, склянки, толстые горшки. Прибрано гумно, порядок всюду: Здесь живут донские казаки. Выбелены глиной пятистенки, Крыши, чаканом покрытые, стоят. Звяканье удил в порывах ветра, Кони в холодке овёс едят. Пахнет обмолоченной соломой, Выбитый катками, дремлет ток. Под навесом из доски дубовой Бочка, в ней терновый бродит сок. Куры роются в сухом навозе, Призывает их к себе петух. Молоко несёт хозяйка козье, За ней сладковатый ползёт дух. Спит станица в полудённом зное, Величаво воды несёт Дон. Неустанно трудятся лишь пчёлы: Им неведом летом дневной сон.
А. Софронов
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли московской,
С Ивана-озера течет.
Века идут... Но не мелеет
Донское русло на пути;
И все мужает, все смелеет
Казачье воинство в степи.
Верно Кремлю и башням дивным,
Московской улочке любой,
В беде — словам земли призывным,
Зовущим за Россию в бой.
Зовущим в бой! Летят над степью
Конногвардейские полки.
И пыль вздымается, как пепел,
И кони рыжие легки...
Казак уходил на войну
На вольном, на синем, на тихом Дону
Походная песня звучала,
Казак уходил на большую войну,
Невеста его провожала.
-Мне счастья, родная, в пути пожелай,
Вернусь ли домой – неизвестно.-
Казак говорил, говорил ей: - Прощай!
- Прощай! – отвечала невеста.
Над степью зажёгся печальный рассвет,
Донская волна засверкала
- Дарю я тебе на прощанье кисет,
Сама я его вышивала;
Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,
За русскую землю сражайся
И помни про Дон, про невесту свою,
С победою ты возвращайся.
Учитель:
Казачки отличались особенной красотой, умом и силою. В красоте и внешности женщины-казачки отмечали такие особенности как стройность, гибкость, тонкий стан, прекрасные черты лица. Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках.
Поэтому 4 конкурс называется «Ай, да казачка, ай, да стать!» Просим наших конкурсанток выйти на сцену.
Дадим в руки коромысла да два ведра.
Пусть красавицы порадуют народ,
А в работе им гармошка подпоет.
Учитель:
Особенно казачки славились кулинарным талантом приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. В некоторых казачьих областях казаки проводили по сегодняшним понятиям смотр-конкурс на лучшую встречу и угощение гостей – чья жена лучше умеет принять и угостить вкусной пищей. Из поколения в поколение передавалось казачке от матери и бабушки секреты каждой семьи: приготовление опары для теста под выпечку хлеба и других печных изделий.
5 конкурс «Хлеб да каша – пища наша»
Над куренем дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Конкурсантки вместе с мамами представляют блюда, приготовленные заранее.
Учитель:
Молодые казачки любили петь песни и под них танцевали и плясали. Пляска была похожа на русскую. В тёплое время девушки водили хоровод. Зимой катались на каталках.
6 конкурс «У наших ворот всегда хоровод»
Девочки водят хоровод, показывая свою стать.
Учитель:
Казачка всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему роду и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим.
7 конкурс «Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится»
(конкурс пословиц и поговорок о матери «Доскажи словечко»)
Нет такого дружка, как родная … матушка
Родительское благословение в огне не горит и в воде … не тонет
Казак на чужбине воюет, а жена дома … горюет
При солнышке тепло, при матери … добро
Материнская молитва со дна моря … поднимает
Птица радуется весне, а дитя - … матери
На свете все найдешь, кроме родной … матушки
Учитель:
Наш конкурс подошел к концу. Слово предоставляется жюри.
Подведение итогов, награждение.
Заключение
Данная разработка была представлена на заседании методического объединения учителей начальных классов 12.12.2016г. и будет апробирована на внеклассном мероприятии в 1 «а» классе в марте 2017г.