kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Не боли болячка - я казачка!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит сценарий конкурсно-развлекательной программы, посвященной Дню матери. Данная разработка нацелена на духовно-нравственное воспитание и личностно-ориентированное развитие школьников, изучение славной истории донского казачества. Мероприятие поможет по-новому взглянуть на прошлое наших предков, испытать чувство сопричастности к судьбе своей страны, своего народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "Не боли болячка - я казачка!"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Клетская средняя школа»

Клетского муниципального района Волгоградской области


















«Не боли болячка – я казачка!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

выполнена в рамках конкурса

«Образ матери – казачки»







Автор:

Капустина Ирина Николаевна,

учитель начальных классов










2016 год


Аннотация

Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит сценарий конкурсно-развлекательной программы, посвященной Дню матери. Данная разработка нацелена на духовно-нравственное воспитание и личностно-ориентированное развитие школьников, изучение славной истории донского казачества. Мероприятие поможет по-новому взглянуть на прошлое наших предков, испытать чувство сопричастности к судьбе своей страны, своего народа.

Непосредственно в соприкосновении к прошлому у ребенка развивается интерес к изучению истории своей страны, своего рода.

Учащиеся принимают активное участие в ходе мероприятия и представляют собственные материалы, которые они собрали в ходе подготовительной работы. Подготовительная работа не только позволяет выявить интересы ребенка, но и внести свой вклад в само мероприятие.

Введение

Актуальность: «Человек начинается с его отношения к матери и всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери» Ю. Яковлев.

Данная тема выбрана неслучайно, так как в современном мире высоких технологий серьёзно стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. У большинства детей ярко выражены чувства тревожности, эгоизма, злости и враждебности по отношению к окружающим. Это выражается в агрессивном поведении, высказываниях, немотивированных поступках. Дети часто не знакомы с такими понятиями, как забота, сочувствие, сопереживание, щедрость. Мама – самый родной и любимый человек на свете. Любовь к матери делает людей благородными, порядочными и достойными уважения. В связи с тем, что многие дети не имеют полной семьи, её роль выполняют одинокие мамы, которые заняты проблемами материального обеспечения своих детей. Уровень влияния бабушек на воспитание детей значительно снизился: «молодые» бабушки работают. Они не достигли пенсионного возраста. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребёнка оказывают средства массовой информации. Наблюдая демонстрируемые в СМИ сцены насилия, дети становятся нечувствительными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей младшего школьного возраста, школа должна направлять все свои усилия на формирование осознанного противостояния злу и способность проявлять радость за другого, любить и уважать свое окружение и заботливо относиться к матери и к своим родным.

У донских казаков сложилась своя традиция почитания матери-казачки, поэтому детей необходимо знакомить с этими традициями.

Новизна данной разработки заключается в том, что образ матери-казачки впервые раскрывается в развлекательно-познавательной форме, носящей соревновательный характер

Методическая цель : показать одну из форм проведения внеклассного мероприятия; освоить, повысить и закрепить знания учащихся по данной теме

Цель мероприятия: на материале истории донских казаков познакомить учащихся с образом матери-казачки и показать, что меняется в жизни людей, а что остается неизменным;

Задачи: познакомить учащихся с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся;

Условия применения: материал разработан для учащихся 1-5 классов и будет полезен учителям начальной школы, воспитателям группы продленного дня, классным руководителям 5 классов. Желательно предварительно посетить с детьми местный краеведческий музей, у нас это Музей истории донских казаков. Само мероприятие тоже можно провести в музее.



































Ход мероприятия


Казак:

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Казачка:

В донском краю шумят деревья.

Цветут сады, колышутся поля.

Очаровала ты меня навеки,

Моя станица, Клетская моя.

Учитель:

Наша станица находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки.

Станица Клетская, край донской - это наша с вами малая родина. Если ты родился и вырос на Дону, отсюда вступил в большую жизнь, ты никогда не перестанешь любить и гордиться этим необъятным краем.

Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон- батюшка - не сосчитать. И пусть мы, их потомки, не живем в куренях, не ходим в заморские походы, но должны чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязаны помнить и возрождать культурное наследие казаков.

Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ - казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью, а казачки прославились своей красотой, умом и хозяйственностью.

Казачка:

Во мне течет казачья кровь,

Мой род с фамилией казачьей,

И в глаз я говорю, не в бровь:

"Я настоящая казачка!"

Учитель:

Дорогие ребята! Сегодня мы решили провести конкурсную программу «Не боли болячка – я казачка!», где девочки нашего класса постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.

Внимание, внимание, внимание!

Солнце красное на небе поднимается,

А у нас на праздник казачки собираются!

На сцену приглашаются участницы конкурса.

(представление участниц конкурса)

А судить нас будет Клетская казачка, мастерица, песенница Гладченко З.Т. Дон издавна славился своим хлебосольством и гостеприимством, всех гостей на Дону принято встречать караваем в знак дружбы и пожелания богатства и благополучия.


Казачка:

Милости просим к нам на праздник!

(дети подают гостье хлеб-соль)

Гостью добрую встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Жива традиция — жива!

От поколенья старшего,

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.


Слово для приветствия предоставляется Гладченко З.Т.


Учитель:

Казаки всегда славились своей лихостью, отвагой и вечной неустрашимостью, а казачки – сильным неукротимым нравом, деловитостью, преданностью семейному очагу. Это верная, преданная жена, заботливая мать и экономная хозяйка. Она умела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.

Итак, 1 конкурс «Казачьему роду нет переводу!»

Каждой участнице предстоит представить в оригинальной форме свою визитную карточку (члены семьи могут помогать)

Учитель:

Казаки - народ исконно русских корней - за долгие века своего существования создали уникальную культуру и самобытный язык. Особенно колоритен говор донских казаков.

И 2 конкурс «Мысль быстра – казаку сестра».

Вам предстоит ответить на несколько вопросов на тему казачества

  1. Что такое курень? (ответ: казачий дом, где комнаты соединены между собой по кругу).

  2. Почему казачки всегда были одеты нарядно? (ответ: потому что, казак мог в любой момент вернуться из похода и хозяина надо было почётно встретить).

  3. Назовите предметы казачьего быта (н-р: цыбарка (ведро), скрыня (сундук), настольник (скатерть), рушник (полотенце), салотовка (пестик со ступкой), брыль (соломенная шляпа)

4. С какого возраста казаки учили своих детей владеть шашкой? ( ответ: с 10 лет).

5. Как казаки называли Дон? ( ответ: Тихий Дон-батюшка).

6. Скажите, что являлось центром жизни казачьей станицы? (ответ: Церковь)

7. Как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу? (ответ: Атаман)

8. Как вы понимаете выражение «Не боли болячка – я казачка? ( ответы детей могут быть различными).

9. Чем угощали казаки гостей на посиделках? (ответ: картошка, каши, соленые арбузы, арбузный мед, уха, тюря с квасом…)

10. Когда казаки праздновали День Матери-казачки? Назовите дату. (ответ: В православный праздник «введение во храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря у казаков появился обычай поклоняться матери-казачке. По сути это был первый женский праздник в России)

Учитель:

Имя матери бесценно, ей дано высокое предназначение на Земле. Она несет в мир жизнь, любовь, заботу, нежность и терпимость. Она растит детей, воспитывает их, создает семейное счастье и уют. Хорошее настроение в семье тоже зависит от мамы. Она всегда добра и приветлива.  Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Казачка умела все, что умел казак: скакать верхом, стрелять из лука или ружья, при случае и пику взять в руки и шашкой махать, землю пахать, охотиться, рыбу ловить. Большое значение имела женщина и в казачьей семье. Она умела посвящать себя семейной жизни и воспитывать в своих детях любовь к родной земле, родному краю, к своему народу. На долю казачки выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению. Об этом пелось в песнях, сказаниях, легендах и преданиях. С малых лет ребенок впитывал от матери чувства национальной гордости, чувство собственного достоинства, уважение к старшим.

Казачка, казачка»- желанное слово,

В нем музыка, радость, волненье и свет.

Пусть доля казачки бывает суровой,

Но слава не меркнет в мелькании лет.

Послушайте песню в исполнении Гладченко З.Т.

Звучит песня.

3 конкурс «Дело мастера боится» - актерское мастерство в чтении стихотворения донского поэта.

В просторах России-матушки

Так много морей и рек!

Красивей всех – Дон-батюшка,

Он в сердце моем навек!

Куда бы судьба не забросила,

Тропинка за мной следит.

По этой тропинке узенькой

Домой я вернусь хоть на миг.

Знайте: дороже золота

Мне батюшки Дона вода.

Милая моя родина,

Как я люблю тебя.


Донской край

Попов И.Н.

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки - мир его зовет.

Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.


Донские казаки
На плетнях развешана посуда:
Банки, склянки, толстые горшки.
Прибрано гумно, порядок всюду:
Здесь живут донские казаки.
Выбелены глиной пятистенки,
Крыши, чаканом покрытые, стоят.
Звяканье удил в порывах ветра,
Кони в холодке овёс едят.
Пахнет обмолоченной соломой,
Выбитый катками, дремлет ток.
Под навесом из доски дубовой
Бочка, в ней терновый бродит сок.
Куры роются в сухом навозе,
Призывает их к себе петух.
Молоко несёт хозяйка козье,
За ней сладковатый ползёт дух.
Спит станица в полудённом зное,
Величаво воды несёт Дон.
Неустанно трудятся лишь пчёлы:
Им неведом летом дневной сон.


А. Софронов

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли московской,

С Ивана-озера течет.

Века идут... Но не мелеет

Донское русло на пути;

И все мужает, все смелеет

Казачье воинство в степи.

Верно Кремлю и башням дивным,

Московской улочке любой,

В беде — словам земли призывным,

Зовущим за Россию в бой.

Зовущим в бой! Летят над степью

Конногвардейские полки.

И пыль вздымается, как пепел,

И кони рыжие легки...


Казак уходил на войну

На вольном, на синем, на тихом Дону

Походная песня звучала,

Казак уходил на большую войну,

Невеста его провожала.

-Мне счастья, родная, в пути пожелай,

Вернусь ли домой – неизвестно.-

Казак говорил, говорил ей: - Прощай!

- Прощай! – отвечала невеста.

Над степью зажёгся печальный рассвет,

Донская волна засверкала

- Дарю я тебе на прощанье кисет,

Сама я его вышивала;

Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,

За русскую землю сражайся

И помни про Дон, про невесту свою,

С победою ты возвращайся.

Учитель:

Казачки отличались особенной красотой, умом и силою. В красоте и внешности женщины-казачки отмечали такие особенности как стройность, гибкость, тонкий стан, прекрасные черты лица. Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках.

Поэтому 4 конкурс называется «Ай, да казачка, ай, да стать!» Просим наших конкурсанток выйти на сцену.

Дадим в руки коромысла да два ведра.

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет.

Учитель:

Особенно казачки славились кулинарным талантом приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. В некоторых казачьих областях казаки проводили по сегодняшним понятиям смотр-конкурс на лучшую встречу и угощение гостей – чья жена лучше умеет принять и угостить вкусной пищей. Из поколения в поколение передавалось казачке от матери и бабушки секреты каждой семьи: приготовление опары для теста под выпечку хлеба и других печных изделий.

5 конкурс «Хлеб да каша – пища наша»

Над куренем дымки плывут,

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

Конкурсантки вместе с мамами представляют блюда, приготовленные заранее.

Учитель:

Молодые казачки любили петь песни и под них танцевали и плясали. Пляска была похожа на русскую. В тёплое время девушки водили хоровод. Зимой катались на каталках.

6 конкурс «У наших ворот всегда хоровод»

Девочки водят хоровод, показывая свою стать.

Учитель:

Казачка всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему роду и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим.

7 конкурс «Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится»

(конкурс пословиц и поговорок о матери «Доскажи словечко»)

Нет такого дружка, как родная … матушка

Родительское благословение в огне не горит и в воде … не тонет

Казак на чужбине воюет, а жена дома … горюет

При солнышке тепло, при матери … добро

Материнская молитва со дна моря … поднимает

Птица радуется весне, а дитя - … матери

На свете все найдешь, кроме родной … матушки

Учитель:

Наш конкурс подошел к концу. Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов, награждение.










Заключение

Данная разработка была представлена на заседании методического объединения учителей начальных классов 12.12.2016г. и будет апробирована на внеклассном мероприятии в 1 «а» классе в марте 2017г.










































Оглавление

  1. Аннотация……………………………………………………………… 2

  2. Введение ………………………………………………………………. 2-3

  3. Сценарий

мероприятия…………………………………………………………… 4-9

  1. Заключение……………………………………………………………. 10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Не боли болячка - я казачка!"

Автор: Капустина Ирина Николаевна

Дата: 17.08.2017

Номер свидетельства: 425575


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства