Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов. Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права. Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста Количество участников: 12 - 15 чел. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду. Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников. Ход мероприятия: - Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай. (Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве") - Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.) - Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно. (Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли: - Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности! - А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино») - Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве! - А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей). - Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет. - А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия". Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей). (Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха") - Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности. - Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей). - Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством. - А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие. - Но не бывает прав без обязанностей. Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека. У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их. - Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни. - А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей). - Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье. - А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.). (Слайды № 5 и 6) - Право на образование подкрепляется обязанностью учиться. Слайд № 7 Правила поведения в школе
- А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.
Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах. - Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке. -У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество. -Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату. -После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию. -После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене. После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения. Задание № 2. Определите, что является обязанностью школьника -Школьник обязан выполнять все требования учителя -Ученик обязан посещать все занятия по расписанию -После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе -Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе -Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету. Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9). - А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10). - Каждый из вас имеет право на семью. А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11). - Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли. А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву. Подведение итогов мероприятия. Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности. Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых , потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям. |