| Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.
 Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
 Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста
 Количество участников: 12 - 15  чел.
 Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
 Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
 Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
 Ход мероприятия:
 - Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай. (Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")
 
 - Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
 - Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
 (Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
 - Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!
 
 - А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)
 
 - Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!
 - А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.
 
 - А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
 Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится?  (Ответы детей).
 (Слайд № 4 или отрывок  из м/ф "Нехочуха")
 
 - Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.
 
 - Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
 - Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.
 
 - А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.
 
 - Но не бывает прав без обязанностей.
 Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
 У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
 Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.
 
 - Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни.
 - А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
 - Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
 - А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда  и т.д.).
 (Слайды № 5 и 6)
 
 - Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
 Слайд № 7 Правила поведения в школе
 
 - А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.
 
 Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
 - Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
 -У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
 -Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
 -После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
 -После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
 После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог  предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.
 
 Задание № 2. Определите, что  является обязанностью школьника
 -Школьник обязан выполнять все требования учителя
 -Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
 -После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
 -Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
 -Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
 Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).
 
 - А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).
 
 - Каждый из вас имеет право на семью. А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей)  (слайд 11).
 
 - Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также  Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
 А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.
 
 Подведение итогов мероприятия. Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
 Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых  , потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.
 |