Комплексно-целевая программа «Организация отдыха занятости и оздоровления детей и подростков в летний период «Веселое лето – 2021» (далее Программа)
Наименование программы
«Организация отдыха занятости и оздоровления детей и подростков в летний период»
«Веселое лето – 2021»(далее Программа)
Основания для разработки программы
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
Конституцией РК;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Законом РК "Об образовании";
Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан»
Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности»
Постановлением акимата Мендыкаринского района за № 93 от 01 июня 2021 года
Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребенка в летний период, укрепления здоровья детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЙОННАЯ ПРОГРАММА «Веселое лето – 2021»»
РАЙОННАЯ ПРОГРАММА
«Веселое лето – 2021»
Комплексно-целевая программа «Организация отдыха занятости и оздоровления детей и подростков в летний период «Веселое лето – 2021» (далее Программа)
Наименование программы
«Организация отдыха занятости и оздоровления детей и подростков в летний период»
«Веселое лето – 2021»(далее Программа)
Основания для разработки программы
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
Конституцией РК;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Законом РК "Об образовании";
Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан»
Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности»
Постановлением акимата Мендыкаринского района за № 93 от 01 июня 2021 года
Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребенка в летний период, укрепления здоровья детей.
Цели и задачи программы
Создание условий для активного отдыха и развития учащихся, занятости их трудовой, экологической и спортивной деятельностью; укрепление здоровья детей в летний период; осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха. Максимальный охват детей, подростков летним отдыхом и занятостью.
Сроки, этапы реализации программы
Апрель-сентябрь 2021 года. I этап - организационно-методический. Апрель-май. II этап - содержательно-деятельностный. Июнь-август. III этап - контрольно-аналитический. Август-сентябрь.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация программы позволит:
Создать условия по обеспечению оздоровительного процесса обучающихся, их трудовой, досуговой занятости
Увеличить охват детей и подростков организованными формами отдыха
Поднять творческую активность детей, уровень саморазвития ребенка в творческой деятельности;
Развить навыки управления и взаимопомощи в ходе деятельности разновозрастных отрядов;
Снизить социальную напряженность среди семей и детей, входящих в группу повышенного социального риска;
Снизить случаи детского дорожно-транспортного травматизма;
Снизить детской безнадзорности и беспризорности.
Контроль за реализацией Программы
Оперативный контроль руководителей организации образования;
Открытый просмотр реализации программных мероприятий;
Оперативная информация;
Отчет начальника штаба "Жаз-2021»
Пояснительная записка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летний период. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок на каникулах был занят какой-либо деятельностью.
Система образования по-прежнему остается главным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей. Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей, трудовые объединения школьников. Такие формы занятости играют важную роль в системе оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Совместная деятельность способствуют формированию у ребят коммуникативных навыков.
Цель на предстоящее лето - сохранение, стабилизация и дальнейшее развитие системы детского отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, максимальное удовлетворение потребности в оздоровлении и организованной занятости детей учреждении образования в период летних каникул.
Комплексная Программа «Веселое лето – 2021» подготовлена отделом образования акимата Мендыкаринского района в соответствии с постановлением Костанайской области и предусматривает комплексное решение поставленных задач через разнообразные формы занятости детей с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, интересов и возможностей, а также равномерное планирование деятельности лицея во время всех трех месяцев летних каникул.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей школьного возраста была вызвана:
Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
Обеспечением преемственности в работе летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей предыдущих лет;
Модернизацией старых форм работы с детьми в каникулярный период и введением новых;
Необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации целей и задач программы.
Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:
1) физическое оздоровление школьников; 2) сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья школьников; 3)обеспечение занятости в каникулярное время.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием и трудовых объединений.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в период летних каникул и рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, детей- сирот и опекаемых, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Программа «Веселое лето – 2021» ставит в центр своей деятельности личность ребенка и его здоровье, развитие учащихся, поиск новых методических решений в воспитательной работе, разнообразных форм, увлекающих детей и включающих их в активную деятельность. Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по организации отдыха и деятельности обучающихся в летний период:
Художественно-эстетическое;
Спортивно-оздоровительное;
Гражданско-патриотическое;
Трудовое.
С целью организации летнего отдыха детей на базе учреждении образования, дополнительного образования создаются:
Летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей;
Трудовые объединения школьников;
Дворовые площадки.
Цель Программы
Комплексное решение организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время; создание благоприятных условий для получения полноценного отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков, в том числе детей группы "риска", учащихся, состоящих на учете в ГЮП, учащихся из неблагополучных и социально - незащищенных семей, опекаемых детей.
Задачи Программы
1.Создание благоприятных условий для организованного отдыха детей. 2. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию детей. 3. Организация работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; профилактика безнадзорности и правонарушений. 4. Привлечение родителей и общественных организаций к организации летнего отдыха и занятости учащихся. 5. Организация ежедневных мероприятий для детей и подростков. 6. Приобщение детей к культурным ценностям, вовлечение их в досуговую деятельность. 7. Приобщение школьников к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. 8. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организации летней кампании. 9. Обеспечение мер безопасности при организации летней работы. 10. Оформление информационного стенда «Веселое лето – 2021»
Программа основана на следующих принципах:
1. Принципы дифференциации и интеграции различных форм оздоровительной и воспитательно-образовательной работы.
2. Принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха. 3. Принцип успеха и поддержки - создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием. 4. Принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач). 5. Принцип демократизации деятельности детских объединений.
СПЕЦИФИКА ПРОГРАММЫ
Основные направления реализации программы
Несмотря на то, что в основу программы положено сохранение и укрепление здоровья школьников, создание условий для здорового образа жизни в период летних каникул, по своей направленности Программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
Тематическая направленность мероприятий на 2021
30 -летие Независимости Республики Казахстан
180 – летие Ыбырая Алтынсарина
Массовые мероприятия:
1июня - День защиты детей.
4июня - День Государственных символов РК; 17 июня – вечер выпускников «Ак жол»
6 июля - День Астаны. 30 августа- День Конституции РК
Приоритеты отдаются гражданско-патриотическому, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому и трудовому воспитанию.
Основные направления воспитания детей и подростков в летний период:
Направление
Формы деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру
Торжественная линейка (4июня , День Государственных символов РК), Линейка Памяти (22 июня, День Памяти), Встречи с ветеранами, участниками ВОВ. Викторины, беседы (6июля, День Астаны); Брейн –ринг (30августа- День Конституции РК).
Художественно-эстетическое воспитание
Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Это направление должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни.
*Беседы, викторины по истории родного края, школы, символике РК;
*Линейки;
*Конкурсы;
Праздники, утренники;
Конкурсы рисунков, плакатов;
Литературные конкурсы;
Посещение музеев, выставок.
Спортивно-оздоровительное воспитание
В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику
Ежедневная утренняя зарядка;
Спортивные соревнования, праздники в школе и в районе;
Работа спортивных секций на базе ДЮСШ, спортивного зала, спортивной площадки;
Беседы, конкурсы, викторины по спорту;
Конкурсы плакатов о ЗОЖ, на тему противопожарной безопасности;
Встречи с инспектором по ПДД, медицинским работником;
Экскурсии в пожарную часть
Трудовое воспитание
Это направление занимает особое место в системе воспитания. Именно в процессе трудовой деятельности происходит физическое и умственное развитие, воспитание аккуратности, желание поддерживать чистоту и порядок. В трудовом воспитании школьников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд: уборка помещения, работа на пришкольном участке, в библиотеке, компьютерном классе, живом уголке.
Работа на пришкольном участке;
Работа по благоустройству и озеленению школьного двора;
Работа в библиотеке; Работа в компьютерном классе.
Обеспечение программы
Методическое обеспечение
Методические журналы.
Пособия, где предлагаются программы различной направленности.
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность пришкольного лагеря, трудовых объединений. В реализации программы участвуют опытные педагоги, социальные педагоги, психологи, библиотекари школ, учителя физической культуры, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Руководитель трудового объединения несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно - воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках Программы, анализирует деятельность отрядов.
Специальные кадры (библиотекарь, физкультурный работник, социальный педагог, музыкальный работник) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.
Педагоги дополнительного образования отвечают за содержание деятельности своих кружков, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке массовых мероприятий.
Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются специалисты, методисты отдела образования района, педагогические коллективы школ, педагоги дополнительного образования.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей в летний период.
Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей.
Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летней кампании в организациях образования, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием.
Предусматриваются мероприятия по созданию "методической копилки".
Этапы реализации Программы
1. Организационно-методический (апрель-май):
Изучение интересов детей и их родителей, учет результатов работы в предыдущем сезоне;
Выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей;
Сбор информации по летней занятости обучающихся школ;
Подбор руководящих кадров, воспитателей для работы с детьми;
Подготовка материальной базы;
Проведение инструктивно-методических совещаний;
Создание нормативной базы летней оздоровительной кампании;
Координация деятельности с различными ведомствами, организациями, учреждениями;
2. Содержательно-деятельностный этап (июнь-август):
Непосредственное проведение летней оздоровительной кампании согласно плану мероприятий по реализации программы, плану трудовых объединений;
Создание методических пособий и программных средств по организации летнего труда и отдыха учащихся.
3. Контрольно - аналитический этап (август-сентябрь):
Анализ работы учреждении образования, дополнительного образования, выявление инновационных подходов;
Анализ деятельности отдела образования по реализации Программы.
Комплекс мер по реализации программы:
Условия реализации Программы
Подбор педагогических кадров. 2. Разнообразие видов деятельности, создающих ситуацию развития каждого. 3. Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных и психологических особенностей детей и подростков.
Формы занятости учащихся в летний период
Программа предусматривает следующие формы занятости учащихся летом:
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания с питанием, без питания.
Занятость школьников:
работа на пришкольном участке
бригада по благоустройству и озеленению территории школы
Творческие объединения (кружки) по интересам, спортивные секции;
Походы, экскурсии
Занятость учащихся в спортивном зале, на дворовых площадках;
Занятость учащихся группы "риска" (состоящие на учете в ГЮП, неблагополучные семьи);
Занятость опекаемых детей, детей-сирот;
Занятость детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей;
Ожидаемы результаты
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве пришкольного
лагеря
3. Укрепление здоровья обучающихся.
4. Развитие творческой активности каждого ребенка.
5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.