Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие посвященное "Дню космонавтики"»
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Занятие посвященное
«12 апреля»
Объединение
«Начальное техническое моделирование»
Педагог дополнительного образования:
Литвинкович Светлана Петровна
г.о. Коломна
2009 г.
Приложение № 4
«ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»
РАКЕТА
Раз, два – стоит ракета (Выпрямиться).
Три, четыре – самолет (Руки в стороны).
Раз, два – хлопок в ладоши (Над головой).
А потом на каждый счет (Четыре хлопка перед собой.).
Руки выше (Руки вверх – потянуться).
Плечи шире (Руки в стороны, предплечья вверх).
Раз, два, три, четыре – (Ходьба на месте).
И на месте походили (Следить за осанкой).
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
(Руки вверх, ладони соединить – «купол ракеты»).
На носочки поднялись, быстро, быстро руки вниз.
(Правую руку вниз, левую руку вниз).
Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!
(Потянули голову к верху, плечи вниз).
Руки в стороны и в бок ( Руки на пояс).
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед.
Левое крыло вперед.
(Повороты туловища прямо и направо).
Раз, два, три, четыре – прилетел наш самолет.
(Шагаем на месте, туловище прямо, голова вверх, плечи и руки вниз).
Сделал мягкую посадку
И моторы заглушил.
(Сесть за парту, сложить руки)
Разминка закончена
Приложение № 4 ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ РУК «КОЛОКОЛЬЧИК»
В прятки пальчики играют
(сжимать, разжимать пальцы рук)
И головки убирают,
(открывать и закрывать глаза)
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
(сводить и разводить пальцы «веером»)
На верху качаются,
(качание кистей влево, вправо)
Низко наклоняются.
(наклоны кистей вниз – вверх)
Колокольчик голубой
Поклонился, повернулся к нам с тобой.
(круговые движения кистями)
Колокольчики – цветы
Очень вежливы, а ты?
(повороты кистями вправо – влево, ладони вверху, опустить на парту)
Разминка закончена
Приложение № 2
План изготовления ракеты
- Раскрашивание деталей модели.
- Вырезание деталей.
- Сгибание деталей и клапанов для склеивания по линиям сгиба.
- Склеивание и сборка модели.
1. Склеивание корпуса.
2. Склеивание конусного обтекателя.
3. Склеивание стабилизаторов.
4. Приклеивание стабилизаторов к корпусу.
5.Поиклеивание конуса к корпусу.
6. После приклеивания всех деталей, можно приступать к конструкторскому решению.
Модель готова.
План изготовления ракеты
- Раскрашивание деталей модели.
- Вырезание деталей.
- Сгибание деталей и клапанов для склеивания по линиям сгиба.
- Склеивание и сборка модели.
1. Склеивание корпуса.
2. Склеивание конусного обтекателя.
3. Склеивание стабилизаторов.
4. Приклеивание стабилизаторов к корпусу.
5.Поиклеивание конуса к корпусу.
6. После приклеивания всех деталей, можно приступать к конструкторскому решению.
Модель готова.
План изготовления ракеты
- Раскрашивание деталей модели.
- Вырезание деталей.
- Сгибание деталей и клапанов для склеивания по линиям сгиба.
- Склеивание и сборка модели.
1. Склеивание корпуса.
2. Склеивание конусного обтекателя.
3. Склеивание стабилизаторов.
4. Приклеивание стабилизаторов к корпусу.
5.Поиклеивание конуса к корпусу.
6. После приклеивания всех деталей, можно приступать к конструкторскому решению.
Модель готова.
Изготовление модели: «РАКЕТА»
Цель: - познакомить учащихся с ракетомоделированием, с историей развития ракетной техники, составными частями и их названиями.
Задачи: - научить изготавливать модель ракеты из бумаги, обогатить трудовой опыт детей;
- расширить кругозор о ракетостроении, дать представление о названиях деталей модели,
- развивать глазомер, координацию рук, художественный вкус, развить навыки и умения конструирования;
- воспитывать умение работать в коллективе, аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование: - демонстрационный материал (модели ракет)
- выкройки модели (приложение №1) – 12 экз.
- простой карандаш – 12 шт.
- ножницы – 12 шт.
- клей-карандаш –12 шт.
- клеенка –12 шт.
- план изготовления (на листке) – 12 шт. приложение №2
линейка – 12 шт.
копировальная бумага – 12 шт.
скрепка – 1 коробка
ручка с не пишущим стержнем – 12 шт.
цветные карандаши – 12 уп.
выкройка модели на листах ф. А3
инструкция по охране труда и поведению в кабинете – 6 шт.
термины и понятия названий деталей (приложение №3)
физминутки (приложение №4)
- кроссворд (приложение № 5)
План проведения масте-класса:
Организационный момент.
Проверка готовности рабочих мест.
Правила ораны труда при работе с колющим и режущим инструментом.
Сообщение темы и целей мастер-класса.
Объяснение материала.
Практическая работа.
Подведение итогов.
уборка рабочих мест.
Ход проведения масте-класса:
Организационный момент.
Педагог приветствует учащихся. Учащиеся занимают рабочие места за учебными столами.
Педагог: Здравствуйте ребята, я вас приветствую в «ЦВР». Сегодня мы проводим для вас мастер-класс, который связан с техническим видом транспорта. Проведу его для вас я, педагог – организатор Литвинкович Светлана Петровна. Изготавливать мы будем модель летательного аппарата, а как он называется, вы узнаете, если разгадаете кроссворд. Все слова написаны по горизонтали, а название модели мы прочитаем по вертикали.
КРОССВОРД
1. Летательный аппарат на котором летали герои в сказках. (ковер-самолет)
2. Летит птица-кобылица, а внутри народ сидит. (самолет)
3. Летательный аппарат на котором летают инопланетяне. (тарелка)
4. Заворчу, зажужжу, в небеса улечу. (вертолет)
5. Первый искусственный космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году. (спутник)
6. Летательный аппарат на котором летала Баба- Яга. (ступа)
К
О
В
Е
Р
-
С
А
М
О
Л
Е
Т
С
А
М
О
Л
Е
Т
Т
А
Р
Е
Л
К
А
В
Е
Р
Т
О
Л
Е
Т
С
П
У
Т
Н
И
К
С
Т
У
П
А
Молодцы ребята, кроссворд мы отгадали, и у нас получилось слово по вертикали РАКЕТА, ее-то вы и будете изготавливать.
Беседа: «На пути к звездам».
Первый искусственный спутник Земли вышел на орбиту 4 октября 1957 года. Спутник вывел на орбиту ракета-носитель «М1-1СП» в 22 часа 28 минут по московскому времени. С максимальным удалением от Земли 947 километров. На каждый виток Земли он тратил 96 минут 10,2 секунды. Так началась эра освоения космоса.
Впервые в истории человечества 3 ноября 1957 года в космический полет отправилось живое существо. Это была собака Лайка. Вскоре в космос отправились уже две собаки – Белка и Стрелка. Через сутки они благополучно возвратились на Землю.
12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА – этот день стал для советских, ныне российских людей, стал считаться ДНЕМ КОСМОНАВТИКИ. В этот день космический корабль «ВОСТОК» стартовал в космос. На нем взлетел первый человек - советский космонавт ЮРИЙ ГАГАРИН. Он пробыл всего 108 минут. За это время космонавт № 1 облетел вокруг Земли один раз – сделал один виток.
16 ИЮНЯ 1963 ГОДА на борту корабля «ВОСТОК», первая женщина-космонавт ВалентинаТерешкова облетела Землю 48 раз, проведя в космосе 71 час – больше чем все астронавты NASA вместе взятые к тому времени.
В МАРТЕ 1965 ГОДА космический корабль «ВОСХОД – 2» отправился с космодрома «БАЙКОНУР» в космос. На его борту находился летчик-космонавт Алексей Леонов. Это первый в истории Земли человек, который вышел в открытое космическое пространство.
Светлана Савитская, вторая женщина, отправившаяся в космический полет, до того как стать космонавткой, установила три мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 48 авиационных рекордов на реактивных самолетах.
В 1984 году С. Савитская первой из женщин вышла в открытый космос, проработав за пределами станции «САЛЮТ – 7» 3 часа 35 минут.
Космическую технику приходится не только выводить в космос, но и возвращать на Землю. Спускаемые аппараты с экипажем и приборами на борту приземляются на парашютах. Попытки «спасти» отработанные первые ступени, оснастив их крыльями или парашютами, успехом не увенчались: системы после полета и приземления становятся ненадежными.
Поэтому избрали другой путь – создание аппаратов многоразового использования.
В нашей стране был построен корабль «БУРАН», в США – серия космических челноков типа «ШАТЛ» различного назначения.
Старт космических ракет происходит на космодроме, космодром – это целый город со сложными техническими сооружениями для подготовки ракет и людей к полету.
Прежде чем приступить к работе, проверим, все ли есть для работы.
Проверка готовности рабочих мест.
Педагог: Приготовьте свои рабочие места. (Учащиеся, которые принесли с собой чертежные инструменты и материалы раскладывают их на рабочих столах.)
Все, что нужно для работы на мастер-классе лежит у вас на столах. Давайте проверим: лист с выкройкой модели, копировальная бумага 1 лист, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш, план изготовления (на листке), клеенка, скрепки, не пишущая ручка, линейка, цветные карандаши.
Правила ораны труда при работе с колющим и режущим инструментом.
Педагог: Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила безопасной работы и техники безопасности.
-начинать работу с разрешения педагога;
-соблюдать в кабинете порядок и дисциплину;
-аккуратно обращаться с инструментом;
-работать только исправным инструментом;
-о неисправности инструмента немедленно сообщить педагогу;
-по окончании работы убрать свое рабочее место.
4. Сообщение темы и целей мастер-класса.
Педагог: Тема мастер-класса: - Изготовление модели «РАКЕТА».
Цель: познакомить учащихся с таким видом технического творчества, как ракетомоделирование, с историей создания ракетной техники, составными частями и их названиями.
Задача: научить изготавливать модель ракеты.
Объяснение материала.
Педагог: Посмотрите на модель ракеты. (Педагог показывает образец готового изделия модели ракеты. Учащиеся рассматривают образец.) Корпус ракеты и обтекатель шестигранные, то есть имеет шесть граней. Это облегчает склеивание модели.
Ракетасостоит из корпуса, стабилизаторов 4 штуки, конуса. На столе у каждого лежит план изготовления модели. Послушайте внимательно порядок изготовления модели.
- Раскрашивание деталей модели. Раскрашивать нужно аккуратно, без пробелов. Клапаны для склеивания заштрихованы, их раскрашивать не надо.
- Вырезание деталей. Раскрасив детали модели, можно приступать к вырезанию. При этом не забывайте о правилах безопасной работы с ножницами. При вырезании следует поворачивать лист бумаги, а не ножницы. Обрезки и вырезанные детали складывайте отдельно друг от друга.
- Сгибание деталей и клапанов для склеивания по линиям сгиба. Чтобы линии получались ровными и четкими, можно использовать линейку и не пишущую ручку, для продавливания линий.
Склеивание и сборка модели.
Склеивание корпуса.
Склеивание стабилизаторов.
Склеивание конуса.
Приклеивание нижних стабилизаторов к корпусу.
Приклеивание верхних стабилизаторов к корпусу.
Приклеивание конуса к корпусу.
После приклеивания всех деталей на плоскость можно приступать к конструкторскому решению.
Модель готова.
Приступаем к работе:
Повторим правила безопасной работы и техники безопасности.
-начинать работу с разрешения педагога;
-соблюдать в кабинете порядок и дисциплину;
-аккуратно обращаться с инструментом;
-работать только исправным инструментом;
-о неисправности инструмента немедленно сообщить педагогу;
-по окончании работы убрать свое рабочее место.
Физ. минутка.Приложение № 4
«РАКЕТА»
Практическая работа.
Педагог: Если у кого-то будут вопросы, или что-то не понятно поднимите руку як вам подойду и помогу. Рабочий афоризм: Если будете стараться, все вам может удаться.
В середине практической работы проводится разминка. (№2.2).
Подведение итогов.
Педагог: Молодцы ребята! Справились с заданием. У каждого из вас получилась модель особенная, ни на чью не похожая. Аккуратно подпишите свою модель и поставьте на один общий стол.
Уборка рабочего места.
Педагог: Обрезки сложить в коробочку для мусора, карандаши в коробочку, клей, линейку, скрепки, ножницы на край стола.
Обобщающая беседа: С чего началось покорение космоса человеком? Какое живое существо первым полетело в космос? Какой ученый-конструктор изобрел искусственный спутник? О каких покорителях космоса вы можете рассказать? Назовите основные части ракеты? Какую роль играет космонавтика в жизни человека?
Беседа: «На пути к звездам».
Первый искусственный спутник Земли вышел на орбиту 4 октября 1957 года. Спутник вывел на орбиту ракета-носитель «М1-1СП» в 22 часа 28 минут по московскому времени. С максимальным удалением от Земли 947 километров. На каждый виток Земли он тратил 96 минут 10,2 секунды. Так началась эра освоения космоса.
Впервые в истории человечества 3 ноября 1957 года в космический полет отправилось живое существо. Это была собака Лайка. Вскоре в космос отправились уже две собаки – Белка и Стрелка. Через сутки они благополучно возвратились на Землю.
12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА – этот день стал для советских, ныне российских людей, стал считаться ДНЕМ КОСМОНАВТИКИ. В этот день космический корабль «ВОСТОК» стартовал в космос. На нем взлетел первый человек – советский космонавт ЮРИЙ ГАГАРИН. Он пробыл всего 108 минут. За это время космонавт № 1 облетел вокруг Земли один раз – сделал один виток.
16 ИЮНЯ 1963 ГОДА на борту корабля «ВОСТОК», первая женщина-космонавт ВалентинаТерешкова облетела Землю 48 раз, проведя в космосе 71 час – больше чем все астронавты NASA вместе взятые к тому времени.
В МАРТЕ 1965 ГОДА космический корабль «ВОСХОД – 2» отправился с космодрома «БАЙКОНУР» в космос. На его борту находился летчик-космонавт Алексей Леонов. Это первый в истории Земли человек, который вышел в открытое космическое пространство.
Светлана Савитская, вторая женщина, отправившаяся в космический полет, до того как стать космонавткой, установила три мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 48 авиационных рекордов на реактивных самолетах.
В 1984 году С. Савитская первой из женщин вышла в открытый космос, проработав за пределами станции «САЛЮТ – 7» 3 часа 35 минут.
Космическую технику приходится не только выводить в космос, но и возвращать на Землю. Спускаемые аппараты с экипажем и приборами на борту приземляются на парашютах. Попытки «спасти» отработанные первые ступени, оснастив их крыльями или парашютами, успехом не увенчались: системы после полета и приземления становятся ненадежными.
Поэтому избрали другой путь – создание аппаратов многоразового использования.
В нашей стране был построен корабль «БУРАН», в США – серия космических челноков типа «ШАТЛ» различного назначения.
Старт космических ракет происходит на космодроме, космодром – это целый город со сложными техническими сооружениями для подготовки ракет и людей к полету.
Приложение № 5 КРОССВОРД
1. Летательный аппарат на котором летали герои в сказках. (ковер-самолет)
2. Летит птица-кобылица, а внутри народ сидит. (самолет)
3. Летательный аппарат на котором летают инопланетяне. (тарелка)
4. Заворчу, зажужжу, в небеса улечу. (вертолет)
5. Первый искусственный космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году. (спутник)
6. Летательный аппарат на котором летала Баба- Яга. (ступа)
Молодцы ребята, кроссворд мы отгадали, и у нас получилось слово по вертикали РАКЕТА
К
О
В
Е
Р
-
С
А
М
О
Л
Е
Т
С
А
М
О
Л
Е
Т
Т
А
Р
Е
Л
К
А
В
Е
Р
Т
О
Л
Е
Т
С
П
У
Т
Н
И
К
С
Т
У
П
А
1.
-
2.
3.
4.
5.
6.
Приложение № 5
КРОССВОРД
1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках.
2. Летит птица-кобылица, а внутри народ сидит.
3. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне.
4. Заворчу, зажужжу, в небеса улечу.
5. Первый искусственный космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году.
6. Летательный аппарат, на котором летала Баба- Яга.