kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Во славу Отечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий игры где участники должны показать свои знания о нашей стране, ее прошлом, об отдельных событиях и замечательных людях России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Во славу Отечества"»

12


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

"Починковский Центр дополнительного образования"







Методическая разработка

"Во славу Отечества"


игра-викторина






Автор: педагог-организатор

МБОУ ДО "Починковский ЦДО"

Сущенкова Анастасия Ивановна















Починки, 2022




"Во славу Отечества"

Цель: формирование патриотических чувств юных граждан на основе исторических ценностей, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.


Задачи:

- воспитание патриотических чувств, уважения к военным за их  подвиг, верность и преданность Родине;

- развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей, умения работать в команде;
- развитие ловкости, мышления, воображения, внимания.


Ведущий: - Какой праздник отмечается сегодня? (4 ноября – день народного единства). Этот праздник отмечается в нашей стране с 2005 года, но связан он с событиями, которые происходили в нашей великой стране несколько столетий назад.

После смерти царя Ивана Грозного в Русском государстве началось страшное время, которое назвали Смутой. Один за другим появлялись Лжецари – самозванцы. И Россия чуть было не стала частью Польского Королевства. Тогда и наступил конец терпению народа. Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся в Москву. Патриарх Гермоген обратился к народу с призывом защитить русскую землю. Этот призыв облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин отдал на ополчение все свое богатство. Жители Нижнего собрали большое войско, под предводительством князя Дмитрия Пожарского, и ополчение двинулось в Москву. 4 ноября 1612 года воины народного ополчения штурмом взяли Китай-город и освободили Москву от польских захватчиков.

С 1649 года указом царя Алексея Михайловича 4 ноября – день иконы Казанской Божией Матери был объявлен государственным праздником (в память избавления России от поляков) и отмечался он до 1917 года.

Родина, Отчизна, Отечество, Россия… Эти слова мы произносим с гордостью, часто пишем с большой буквы на уроках русского языка.

Народ России, а в прошлом Руси всегда славился своими ратными подвигами, богатырской силой. Я вам сегодня тоже предлагаю померятся силой, но не физической, а интеллектуальной.

Мы сейчас с вами проведем игру, которая называется "Во славу Отечества", вы должны показать свои знания о нашей стране, ее прошлом, об отдельных событиях и замечательных людях России.

Мы сейчас поделимся на 2 команды – 2 дружины

Первая - "поляне", вторая – "северяне".

За победу в отдельных конкурсах победители будут получать жетоны. А в конце игры посмотрим, чья дружина сегодня будет победителем. (Жюри попрошу вести подсчет правильных ответов).

Итак, первый конкурс называется Конкурс кроссвордов.

Для разгадывания кроссворда приглашаются 2 человека из каждой дружины.

В выделенных клеточках должно получится слово, очень знакомое для всех. 2 человека работают с листочками, остальные внимание на экран.

1) Первое, очень родное для всех слово надо “найти” в стихотворении русского поэта Ивана Никитина.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

2) О каком городе впервые упоминается в летописи в 1147 году. (Москва).

3) При каком князе Москва стала обладать достаточной мощью, чтобы возглавить общерусское выступление против Зоотой Орды? (Дмитрий)

4) Князь Дмитрий, собрав дружину для битвы, поехал за последним советом к старцу. “Если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо бороться с ними и кровь свою пролить,” – молвил старец Дмитрию. “А ты, Дмитрий, будешь жив. Иди на битву”. Он перекрестил князя и молвил: “Ты победишь!”. Назовите имя старца. (Сергий).

5) Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после Куликовской битвы. (Донской).

6) Чем закончилось для русских сражение с ордынцами на реке Дон. (Победа).

Проверим на экране правильные ответы.

Итак, в этом конкурсе победила Дружина …..

Второй конкурс называется "Былинные богатыри"

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина окиян – моря,

Быстры, светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси.

Сейчас вы по очереди должны называть былинных богатырей (см. картинки на экране)


1.Илья Муромец , 2. Добрыня Никитич, 3. Василий Буслаев 4 . Волх Всеславович 5. Никита Кожемяка 6. Святогор, 7. Алеша Попович, 8. Вольга Святославович, 9. Микула Селянинович, 10. Чурила Пленкович

Третий конкурс называется "Забытые слова"

Ведущий: Все предметы, действия, признаки имеют свое название. Проходят годы, столетия… Появляется в нашем языке множество новых слов. К сожалению, незаслуженно забываются хорошие старые слова, и уже мало кто знает их былое значение. Вот, например, волка в старину называли "бирюк", огонь называли "теплина", затупленный топор – "тупица", а паутину – "мережка". Вот сейчас вам предстоит вспомнить старинные названия. Я буду называть слово и три варианта его толкования. А вы должны по очереди каждая дружина давать ответы (кто первый в дружине поднимет руку) самые активные получат жетончик.

  • Кувятка

  1. Инструмент

  2. Головной убор

  3. Новорожденный

  • Пыжик

  1. Маленький зверек

  2. Малорослый, пухлый человек

  3. Необработанная шерсть

  • Макляк

  1. Ягода морошка

  2. Маленький топорик

  3. Парень-гуляка

  • Рачить

  1. Очищать

  2. Пастись

  3. Стараться

  • Кныш

  1. Лепешка на масле

  2. Сварливый человек

  3. Сор, хлам

  • Кокуй

  1. Женский головной убор

  2. Красный суконный сарафан

  3. Птица

  • Мизгирь

  1. Дровосек

  2. Блюститель порядка

  3. Злой паук, тарантул

  • Желвь

  1. Рыболовная снасть

  2. Черепаха

  3. Брюзжание, лай (собачий)

  • Ендова

  1. Широкий сосуд для разлива напитков

  2. Накидная петля, аркан

  3. Низший полицейский чин в Русском государстве

  • Цельба

  1. Яство, еда

  2. Лекарство, снадобье

  3. Военный окоп, редут

Четвертый конкурс называется "Собери воина"

Из разрезанной картинки собрать целое – воин (кто быстрее) по 2 человека.

Пятый конкурс называется "Бей ответом прямо в цель"

По очереди команды отвечают на вопросы викторины.

1) Назовите первую столицу русского государства. (Киев).

2) В каком году киевский князь крестил своих подданных (988 г.)

3) Как звали киевского князя? (Владимир “Красное солнышко”).

4) Назовите русских князей, которые получили прозвища по названию рек. (Александр Ярославович Невский 1240г. и Дмитрий Донской 1380 г.).

5) Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? (Речь Посполитая)

6) Кто возглавил первое ополчение 1611 года? (Прокопий Петрович Ляпунов)

7) Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?

(Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город)

8) Кому принадлежат слова призыва: "...буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать..."? (Козьме Минину)

9) Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву. (Ярославль)

10) Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"? (Лжедмитрия II)

11) В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? (Казанский собор на Красной площади в Москве).

12) С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? (С воцарением Михаила Романова)

13) В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября? (в 1649 г.)

14) Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? (День народного единства)

Шестой конкурс называется "Историческое лото"

Славяне отличались отвагой, смекалкой, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили “Да будет мне стыдно!” И слова своего не нарушали. Все это отразилось в пословицах. Предлагаю составить целые пословицы из частей.(Найди вторую часть пословицы) приглашаются по 2 человека от дружины.

1. Не силой борются,

1… а товарища выручай

2. Сам пропадай,

2…хвались с боя

3. Враг боек,

3… там победа

4. Не хвались в бой идучи ,

4…а умением

5. Лучше смерть,

5… да русский стоек

6. Где смелость,

6…чем позор

Ответы: 1–4, 2–1, 3–5, 4–2, 5–6, 6–3.

Проверим ответы на экране.

Седьмой конкурс называется "Темная лошадка"

Этот конкурс называется "Темная лошадка". Вы должны отгадать русского правителя. Я даю вам три подсказки, факты из его биографии. Вы должны отгадать имя Великого Князя или Императора Российского, догадавшейся, о ком идет речь, поднимает руку. Вопросы дружинам задаются по очереди. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

1.Колоритной фигурой в русской истории был Великий Князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.

2.Умный и хитрый, упорный в достижении своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского Княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. В этом, между прочим, он получал помощь от Золотой Орды. Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.

3.Не зря прозвали его "кошелем", "денежной сумой".

Ответ: ИВАН КАЛИТА

1.Он был сыном Великого Князя Всеволода Ярославича, а прозван по имени матери – дочери византийского императора.

2.Большой его заслугой стало прекращение больших междоусобиц, сплочение сил Руси для отпора ее врагам-половцам. Он стал и военным руководителем походов против них в 1103, 1107 и 1111 годах. Благодаря ряду побед над половцами они надолго оставили в покое Русскую землю.

3.С его именем связано появление первой короны русских царей, одна из которых хранится и ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

Ответ: ВЛАДИМИР МОНОМАХ

1.Он был сыном Николая I. А воспитателем императора "с младых ногтей" стал знаменитый поэт, друг Пушкина, В.Жуковский

2.Несмотря на консервативные взгляды, он был вынужден провести ряд важных, поистине исторических реформ. Важнейшей реформой была отмена в 1861 году крепостного права, положившая конец рабству в России. В день своей коронации царь объявил об амнистии декабристам.

3.В 1877 году царь начал войну с Турцией за влияние на Балканах. В результате ее, к России были присоединены Крым, Бесарабия, Южная Украина и ряд других земель.

Ответ: Александр II

1.Уже в юности он с жестоко расправлялся с неугодными ему временщиками и враждующими группировками Шуйских и Бельских. Как государственный деятель, он стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы.

2.Он присоединяет к России казанское ханство, а позже – и Астраханское. Берется курс на доведение до конца борьбы против преемников Золотой Орды, расширение на восток, а также на овладение Балтийским морем.

3.Он усилил социальный гнет. При нем был отменен Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.

Ответ: ИВАН ГРОЗНЫЙ

1.Он был великим князем Владимирским сыном Юрия Долгорукого.

2.При нем территория Владимиро-Суздальского княжества расширилась на восток (походы на волжских булгар и мордву в 1183 и 1186 годах). В княжестве продолжался расцвет культуры Владимирского княжества. В 1185-89 годах был расширен Успенский собор, в 1193-97 годах выстроен Дмитровский собор. Развилось летописание.

3.Прозвище получил за многодетность (8 сыновей и 4 дочери)

Ответ Всеволод III Большое гнездо.

1.Великой эту императрицу называли не случайно. Обладая железной волей, недюжинным умом и способностями, она, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для нее стране.

2.Вскоре после замужества с императором Петром III, она свергла его, и сама заняла русский престол.

3.Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потемкина, Кутузова. Россия была утверждена на черном море.

Ответ: Екатерина II

Восьмой конкурс называется "Путешествие по золотому кольцу"

Золотое кольцо – ожерелье древних русских городов на северо-востоке России. Старинные русские города земли залесской – Владимир, Суздаль, волжские твердыни – Ярославль, Кострома, а также Ростов Великий и Загорск образовали своеобразный туристический маршрут, на котором все встречают жемчужины русского зодчества, свидетели славы русской.

"Что ни город – то свой норов!" - говорит пословица. Веками складывались ансамбли этих городов, и каждое поколение зодчих вносило свой вклад в создание их неповторимого архитектурного облика.

Итак, следующий конкурс – "Путешествие по золотому кольцу". Вы видите изображения шести городов золотого кольца. Я буду задавать вопрос о каком-либо городе, а ваша задача узнать о каком городе идет речь.

1.Загорск, 2. Владимир, 3. Ярославль, 4. Кострома, 5. Ростов Великий, 6. Суздаль

Вопросы:

  1. Стены Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре украшены росписью знаменитого Андрея Рублева. Собор был построен в середине XIV века как символ борьбы за независимость и единение русских земель. В каком городе он находится? (Загорск, №1)

  2. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) – основатель Троице-Сергиева монастыря, учил личным примером справедливости, жизни в труде и молитвах. Русской православной церковью он причислен к лику святых. В каком городе он родился? (Ростов Великий, №5)

  3. В Спасо-Ефимиевом монастыре похоронен предводитель народного ополчения героического 1612 года – князь Дмитрий Пожарский, которому в сквере перед монастырем в 1955 году поставлен памятник. В каком городе находится этот монастырь? (Суздаль, №6)

  4. В этом городе одной из главных достопримечательностей является Ипатьевский монастырь, который был некоторое время резиденцией первого царя из династии Романовых Михаила. Впоследствии Романовы, полагавшие Ипатьевский монастырь своей святыней, постоянно оказывали ему щедрую материальную помощь. О каком городе идет речь? (Кострома, №4)

  5. В XV веке московский великий князь Иван III пригласил в Москву итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, в качестве образца для Кремлевского собора князь указал на Успенский собор, построенный в XII веке, и прославленный итальянец оценил красоту творения русских зодчих. В каком городе находится этот Успенский собор, о котором идет речь? (Владимир, №2)

  6. Какие названия городов связаны с именами князей-строителей? (Ярославль, №3; Владимир, №2)

Девятый конкурс называется "История в символах и знаках"

На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа. Поскольку деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом.

Далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того как человек придумал эту удобную форму, он пользовался для расчетов теми предметами, которые представляли для него ценность.

В разных странах эти вещи были разными: ракушки- кауры; слоновая кость, шкурки куницы или белки, барабаны.

Постепенно торговля расширялась, и становилось все труднее использовать различные предметы при расчетах. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились.

В Древнюю Русь само слово деньги пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки.

Куны – это шкурки куницы, которые очень высоко ценились.

Ногаты, скорее всего, это более мелкая единица, часть шкурки, ланка животного.

Резаны – это обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.

Денежная система на Руси постепенно менялась..

Внимание конкурс. Дружины отвечают по очереди.

1.Как называлась медная трехкопеечная монета? (Алтын)

2.Как называлась серебряная 10-копеечная монета? (Гривенник)

3.Как называлась полкопейки? (Грош)

4.Как называлась половина гроша, то есть четверть копейки? (Полушка)

5.Серебряный или золотой слиток, первоначально около фунта весом? (Гривна)

6.Как называлась 15-копеечная монета (Пятиалтынный)

7.Что такое "семишник"? (2 копейки)

8.Как называлась серебряная монета достоинством в 50 копеек? (Полтина)

    1. полушки? (Копейка)

10.По реформе 1534 года началась чеканка общегосударственной монеты – копейки. Почему так назвали монету, "копейка"? (Потому, что на монетах того времени был изображен воин с копьем)

11.Что вы знаете о происхождении слова "рубль"? (Слово "рубль" происходит от глагола "рубить", что говорит о его происхождении, когда от большого слитка серебра "отрубали" часть).

12.В какое время была введена единая денежная система, при которой рубль стал основной единицей, содержащей 100 копеек? (При Петре I)


Ведущий: Итак, подведем итоги. Какая дружина дала больше правильных ответов. Слово предоставляется жюри.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка "Во славу Отечества"

Автор: Сущенкова Анастасия Ивановна

Дата: 21.12.2022

Номер свидетельства: 621153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка с использованием тренинга "День флага России""
    ["seo_title"] => string(67) "metodicheskaia_razrabotka_s_ispolzovaniem_treninga_den_flaga_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "556162"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1597979189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Методическая разработка "12 июня - День России""
    ["seo_title"] => string(46) "metodicheskaia_razrabotka_12_iiunia_den_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "554072"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1593090299"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка и презентация классного часа на тему: "День защитника Отечества" "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodichieskaia-razrabotka-i-priezientatsiia-klassnogho-chasa-na-tiemu-dien-zashchitnika-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "216937"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433179272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка празднования Дня Защитника Отечества Республики Казахстан"
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaiarazrabotkaprazdnovaniiadniazashchitnikaotiechiestvariespublikikazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "324704"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462611425"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока во 2 классе «Образы защитников Отечества в музыке» "
    ["seo_title"] => string(90) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-vo-2-klassie-obrazy-zashchitnikov-otiechiestva-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "214133"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432216794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства