Большинство подростков знает, что употребление наркотиков причиняет вред их организму и даже может привести к смерти. Почему же они их употребляют? Может они становятся жертвами негодяев, которые их подталкивают к зависимости от наркотиков.
Необязательно. Чаше всего приобщение к этому пагубному пристрастию происходит в кругу друзей, в атмосфере приятельского общения. Марихуану и некоторые другие наркотики им нередко предлагают попробовать на вечеринках, когда трудно отказаться: ведь не хочется произвести впечатление человека неискушенного и слишком правильного. Многие молодые люди готовы подвергнуть собственную жизнь, если группа сверстников требует от них что – то сделать. Такая потребность в общественном одобрении в большинстве случаев играет основную роль в ситуации приобщения подростков к наркотикам.
Очень важно чтобы молодой человек, юноша это или девушка, осознавал давление со стороны группы еще до того, когда наступит ситуация его первой встречи с наркотическими средствами. Надо что – бы он знал как вести себя в подобной ситуации. А как ему помочь? А помочь ему в этом могут в первую очередь родители, школа, общество, которые могут разъяснить ему вопросы поведения в среде своих сверстников, приобрести уверенность в необязательном выполнении требований членов группы. Такая подготовка, конечно, не может служить гарантией его мужества, способности устоять в критической ситуации, однако позволит ему приобрести независимость в своих действиях.
Методические рекомендации.
Данное мероприятие требует некоторой предварительной подготовки. Необходимо перед проведением классного часа раздать студентам группы анонимные анкеты. Оформить аудиторию, согласно тематике классного часа, необходимы чистые листы бумаги, ручки, для записей. Кроме того необходимо подготовить вопросы тестирования для определения самооценки, как регулятора поведения каждого члена группы. Дать инструкцию по проведению тестирования. Подготовить доску, на которой отражены характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки. Для студентов это даст возможность проанализировать результаты своих тестов. Если учащимся не понятны значения некоторых терминов, преподаватель должен пояснить их. Перед проведением классного часа надо распределить роли и выбрать среди студентов группы - ведущих, участников разыгрываемых сценок.
План мероприятия
Тема: «Умей сказать: НЕТ!»
Цель: формирование культуры поведения, направленного на борьбу с вредными привычками; закрепить негативное отношение к употреблению наркотических средств.
Задачи: выяснить, какие качества личности повышают риск возникновения наркотической зависимости, а какие помогают воздерживаться от употребления дурманящих средств; показать роль самооценки в отказе от употребления наркотических веществ; научить ценить позитивные качества и достоинства своей личности.
Форма проведения: классный час.
Место проведения: аудитория.
Время проведения: внеаудиторное .
Оборудование: сценарий классного часа, информационное обеспечение, плакаты для художественного оформления аудитории, анкеты, тесты.
Сценарий классного часа «Умей сказать: НЕТ!»
Звучит музыка выходят ведущие
Ведущий 1: Добрый день дорогие друзья! Сегодня на классном часе мы поговорим о страшной беде, которая устойчиво обосновалась в нашем обществе – это наркомания. О причинах, которые заставляют людей употреблять наркотики.
Дается жизнь один лишь раз
И мой ты выслушай наказ;
Прекрасна жизнь, вкушай ее
И жизнь – игра, сыграй в нее.
Богатство – жизнь, ее беречь.
Лелеять надо. Горьких встреч,
Быть может, ты не избежишь,
Но коль ты жизнью дорожишь,
Превозмогай все на пути,
И шанса жить не погуби!
И тайна – ЖИЗНЬ, ее познай.
И жизнь как вызов, принимай!
Твори ее, но не теряй.
Превозмогай, преодолей.
И выжить все ж сумей, сумей!
Ведущий 2: Наркомания это страшная беда, которая по территории нашей страны распространяется очень стремительно. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о масштабах и глубине поражения наркоманией нашего общества: 2% населения страны имеют стойкую наркотическую зависимость. За последние 10 лет наркомания среди подростков возросла в 10 раз и сегодня насчитывается более полумиллиона детей наркоманов. Кроме того один наркоман «заражает» то есть привлекает к наркомании около 60 человек. Нигде в мире наркоманию не лечат и не умеют. Дело в том, что это не столько телесная болезнь, сколько духовная.
Ведущий 1: В чем же причина употребления наркотических средств молодежью. Скорее всего, это происходит потому, что в массовом сознании порастающего поколения существуют ложные мировоззренческие идеи в противовес традиционному, общественному мировоззрению. Как часто мы слышим от молодых такую фразу: «в жизни надо попробовать все». Эту фразу молодые, будучи максималистами, воспринимают буквально. Для них «все» - это значит испытать себя во всем и хорошем и плохом. Такое отношение очень опасно. Действительно, умный человек, произнося фразу «в жизни надо попробовать все», заранее подразумевает: «все кроме того-то и того-то». Ему и в голову не придет, что эту фразу можно истолковать буквально.
Ведущий 1: Давайте так же не будем забывать о сильном групповом давлении. Сейчас мы предложим вам посмотреть сценку, которая ярко иллюстрирует ситуацию, из которой видно как сложно сказать твердое - НЕТ.
Приятель – наркоман: Да ладно тебе, с одного раза ничего не будет, не понравится – бросишь.
Подросток: Ну, говорю же тебе - не хочу.
Приятель – наркоман: Да? А кто говорил : «Все в жизни надо попробовать». Сам же говорил.
Подросток: Ну… Я, вообще то не это имел в виду, не в этом смысле…
Приятель – наркоман: Ну, извини! Все, значит все, а то, как то нелогично получается. Короче сказал «все надо попробовать», вот и пробуй пока даю – НА - БЕРИ!
Подросток: Ну что ж ладно. Убедил.
Ведущий 1. Из этой сценки вы видите насколько сложно противостоять давлению и сказать – НЕТ. А как вы поступили бы в этой ситуации.
Студенты предлагают свои варианты отказа. На доске делается запись:
Никогда не колебаться, а решительно и твердо сказать: «НЕТ». При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.
Ведущий раздает студентам группы листы для проведения теста «Самооценка, как регулятор поведения», причем самим студентам не сообщается, что целью его проведения является определение самооценки.
На доске в столбик выписаны следующие качества:
Беспечность
Вспыльчивость
Жизнерадостность
Застенчивость
Капризность
Медлительность
Мнительность
Настойчивость
Нервозность
осторожность
Пассивность
Смелость
Терпеливость
Увлекаемость
Упрямство
Уступчивость
Холодность
Нерешительность
Энергичность
энтузиазм
После того как внимание студентов было привлечено к записям на доске, необходимо разъяснить им каким образом следует выполнить задание.
Ведущий 1: На доске приведен ряд положительных и отрицательных качеств личности. Разделите страницу на три колонки, следующим образом:
Идеал
Антиидеал
Я - Реальное.
В первую впишите из списка на доске те качества, которые, по вашему мнению, свойственны идеальной личности.
Во вторую – отрицательные качества
В третью – качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы.
Просьба работать самостоятельно, в данном случае важно ваше личное мнение, а не мнение соседа.
Студенты выполняют задание.
Теперь в третьей колонке знаком « +», обозначьте те качества, которые совпадают с идеалом, и знаком « - « те качества, которые совпадают с антиидеалом. Подсчитайте значения, и вычислите коэффициент К по формуле: К = Н: М где,
Н – количество качеств совпадающих с идеалом
М – количество слов в колонке «Идеал».
Выполнив все эти вычисления, вы определили свою самооценку. Осталось только узнать какова она:
Если К 0,5 самооценка завышена
Если К
Пределы нормы К от 0,45 до 0,55 – в этом случае самооценка адекватная.
Ведущий 2: Самооценка – оценка самого себя, как личности, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Самооценка – важный регулятор поведения личности. От нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
При заниженной самооценке человек:
Склонен в каждом деле находить непреодолимые препятствия;
Хуже приспосабливается к условиям жизни;
Трудно сходится со сверстниками;
Не уверен в себе, от критики приходит в отчаяние;
слишком критичен к себе
Имеет повышенный уровень к тревожности.
При заниженной самооценке наркотические вещества могут стать для человека возможностью самоутвердится, доказать себе и другим свою значимость.
Ведущий 1: Если самооценка завышена, то человек:
Слишком уверен в себе, своей правоте и исключительности;
Не проявляет критичности и требовательности к себе;
Ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;
Теряет внутренний стимул для развития личности.
К сожалению, завышенная самооценка тоже является фактором риска употребления наркотических веществ.
Если самооценка адекватна, то человек:
Делает ошибки и учится на них;
Принимает свой физический облик таким, как есть, даже если он несовершенен;
Исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;
Пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;
С уважением относится к другим;
Заботится о своем здоровье.
О такой самооценке можно сказать, что люди такого склада имеют самый низкий риск употребления наркотических средств.
Ведущий 2: У каждого человека есть все основания чувствовать к себе хорошее отношение. В демократическом обществе, человеку дозволено все, что не запрещено законом. В своих законах ООН запрещает наркотики. Даже самый безвредный из наркозависимых людей социально опасен в любой, даже самой демократичной стране.
Наркоман – субъективно и объективно плохой работник, так как физически и морально не готов работать.
Наркозависимый человек - создает невыносимые условия для своей семьи, лишая своих близких нормальной жизни.
Наркоманы совершают преступления по отношению к своему потомству, отравляя своих будущих детей.
В конце концов, употребление наркотиков безнравственно само по себе. Для наркомана понятия добра и справедливости утрачивают свою значимость.
Вот почему наркотикам надо сказать – НЕТ!
Ведущий 1:
Глупость ошибку повторит не раз,
Сделает это всем напоказ.
Глупость себя подведет и друзей,
Пусть поумнеет она поскорей.
Печально, коль тебе в делах,
Вдруг без причин мешает страх.
Но может страх от бед сберечь,
Тогда ему ты не перечь.
В беду попасть совсем не сложно,
Тем, кто забыл про осторожность.
Ты осторожностью своей,
Спасешь себя, спасешь друзей.
Ведущий 2: Вот и подошло к концу наше время. Мы надеемся, что мы с вами не зря его потратили. Хочется быть уверенными в том, что сумели убедить вас в выборе других жизненных ценностей, но не наркотиков. Впереди вас ждут - хорошие друзья, любовь, семья, свобода, интересная профессия. В заключении просмотрите пожалуйста еще раз ваши анкеты. Изменились ли ваши ответы на ее вопросы после нашей с вами беседы.
Благодарим за внимание. До свидания.
Заключение.
К сожалению, следует признать, что сократить потребление наркотиков только разъяснительными мерами невозможно. Большинство подростков знают о последствиях употребления наркотиков, пожалуй, даже лучше чем их родители, педагоги, но употреблять их начинают вопреки этому знанию.
Однако это не означает, что следует бросить заниматься профилактикой этого пагубного пристрастия. В создавшейся ситуации это пока единственная надежда. Как только употребление наркотиков станет чем –то позорным, не заслуживающим зависти и восхищения, эта эпидемия пройдет.