kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного мероприятия "По следам мужества и стойкости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект внеклассного мероприятия приурочен к важной дате в истории России -27 января 1944 года Дню снятия Блокады Ленинрада.В нем рассказано о тяжелой жизни подростков в данное время со слов оставшихся в живых.О том, как продолжали учиться дети в таких условиях. Зачитывается дневник Тани Савичевой. В завершении классного часа проводится небольшой устный опрос по тому, о чем рассказано классу на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "По следам мужества и стойкости"»

По следам мужества и стойкости…

Внеклассное мероприятие……………………

Форма: литературно- музыкальная …. с использованием ИКТ

Цели:

  1. Познакомить учащихся с трагическими событиями жизни блокадного Ленинграда;

  2. Рассказать о жизни детей в дни блокады;

  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда ;



Задачи:

  1. Организовать поисковую деятельность учащихся по теме «Дети блокадного Ленинграда»

  2. Получить опыт реализации гражданской и патриотической позиции.

  3. Развитие социальной компетенции, умение слушать, вступать в диалог.

  4. Познакомить с примерами исполнения гражданского и патриотического долга героями-блокадниками.



Ход мероприятия

Звучит песня «Священная война»


Вступительное слово учителя- ведущего:

- Здравствуйте, дата 27 января увековечена в Российской Федерации как День снятия блокады города Ленинграда. Именно этому событию и посвящено наше мероприятие. Мы назвали его «По следам мужества и стойкости..»

Учитель:

- Опять война,

Опять блокада,-

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

“Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».


27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Помнить о тех страшных днях – значит не допустить их повторения, значит уважать тех, кто помог городу выстоять, значит ценить мирную жизнь.

Вы знаете о блокаде по книгам и фильмам, по воспоминаниям очевидцев. Сегодня вы услышите, что помогало вашим сверстникам выстоять.

Городу Ленинграду фашисты готовили ужасную участь. Гитлер решил стереть его с лица земли: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город…»

В сентябре 1941 года фашистам удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. На тот момент в городе проживало около 3 миллионов человек. Немцы обстреливали город днем и ночью. Рушились здания, гибли люди.

Фашисты рассчитывали захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны, но этим планам не суждено было сбыться. И начались долгие дни осады. Несмотря на суровую обстановку фронтового города, в городе Ленинграде оставалось много детей и было принято решение продолжать обучение детей.

1 ученик :

- Из дневника учителя истории 239-й ленинградской школы. Осень 1941 года:

«К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1—6 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домов, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тысяч учащихся старших классов.

Что поражает в воспоминаниях блокадников, переживших лихолетье в юном возрасте – непостижимая тяга к книгам, несмотря на жестокие испытания. За чтением проводили долгие блокадные дни.

Валентина Полякова, блокадница, вспоминает, как проходили уроки в блокадном Ленинграде. Учились в подвале школы. Учитель встречал детей лучиной в руках. Дежурный стоял с зажженной палочкой, освещая доску, у которой учитель писал задачи и стихи. В полутьме писать ученикам было трудно, поэтому уроки заучивали наизусть. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Трудно было держать ручки в закоченевших пальцах, трудно переносить постоянное чувство голода.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить детей преодолевать трудности. Нередко во время урока раздавался вой сирены: начинался обстрел. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один — для работы в нормальных условиях, другой — на случай бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно интереснее.

Учитель:

- Несмотря на все трудности, город не просто жил, он работал. Предприятия города перешли на выпуск вооружения. Полуголодные рабочие, порой сутками не выходили из своих цехов, выполняя оборонные задания. Дети работали наравне со взрослыми. Они были тружениками – юные ленинградцы.

2 ученик :

- «Мы трудились порой до изнеможения — вспоминает кузнец Кировского завода Михаил Серафимович. — Бывало, в глазах все потемнеет — и упадешь тут же, обессиленный. Товарищ подойдет, даст нюхнуть нашатырного спирту, отведет в столовую, там получишь немного чего-нибудь горячего — снова вроде бы ожил. Опять идешь в цех и становишься к своей машине».

Вместо мужчин, ушедших на фронт, к станкам встали женщины и подростки. Детям пришлось становиться на подставки, чтобы достать до рычагов станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

Юные ленинградцы вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металл, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Школьники собирали сотни писем и посылок для бойцов.

Многие школы были переоборудованы в госпитали. Подростки дежурили там, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов, выступали перед ними с концертами.

Тех, кто дежурил на чердаках и крышах домов, гася зажигательные бомбы, называли «часовыми ленинградских крыш».

В помощь нашим чекистам были созданы специальные комсомольско-пионерские группы разведчиков и связистов. Во время воздушных налетов они выслеживали вражеских агентов, которые с помощью ракет показывали немецким летчикам цели для бомбометания.

Учитель:

Очень тяжелой была для ленинградцев первая блокадная зима. Морозы доходили до 40 градусов. Почти полностью прекратили подвоз продовольствия. А главные запасы были уничтожены вражеской авиацией. Не работали городской транспорт, водопровод. За водой ходили на набережную Невы, часто под обстрелами.

Ленинградцы устанавливали в домах железные печки – времянки, жгли в них мебель. Целые семьи гибли от голода и холода.

3 ученик Голод в Ленинграде :

- С 20 ноября стало трудно с продовольствием. Были введены карточки на продукты. Ежедневная норма хлеба для рабочих составляла 250 граммов, для остальных жителей – 125 граммов. Главный продукт питания, хлеб, состоял из ржаной муки и различных примесей (отрубей, жмыха, пищевой целлюлозы).

В Ленинграде наступил голод. Варили и употребляли в пищу ремни, куски кожи, клей, несли домой землю, в которой осели частицы муки из разбомбленных немцами продовольственных складов. В ноябре ударили морозы. В дома не подавали тепло. В квартирах на стенах выступал иней, обледенели потолки. Начался блокадный ад.
Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и нерасчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города– детские саночки. На них везли вещи из разбитых домов, мебель для отопления, воду на проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).

Из воспоминаний блокадника: «Мы были настолько истощены, что не знали, уходя за хлебом или за водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз, его занесло снегом. Сестра стала его искать, но не нашла. Никто не знал, что с ним случилось. Весной, когда растаял снег, мальчика нашли. В его сумке лежал хлеб и хлебные карточки».

Из писем, изъятых военной цензурой:

«… Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из неё делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».

«.. В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья
"…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".


Учитель:
- С ноября 1941 года начала действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру. Она помогла выжить многим ленинградцам. По ней доставляли продукты, лекарства, горючее и боеприпасы для осажденного города. Рейсы на Ленинград были подвигом для каждого водителя.

Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь городу.

Песня Розенбаума «На дороге жизни»

Учитель:

-В музее истории Ленинграда в Санкт-Петербурге хранится дневник Тани Савичевой. Его копия выставлена в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся тысячи горожан, погибших во время 900-дневной блокады.

Имя юной лениградки стало известно всему миру. Тане было 11 лет, когда началась война. Записную книжку Таня получила в наследство от старшей сестры Нины. С одной стороны он был исписан замечаниями Нины к своей работе, а с другой стороны Таня начала вести дневник. Мама, брат Леонид (Лёка), сестры Женя и Нина, два дяди, Василий и Алексей. Все жили и работали в блокадном Ленинграде.

Блокадный дневник Тани Савичевой отразил участь тысяч семей, погибших в осаждённом городе. Первая запись в ее дневнике появилась 28 декабря 1941 году:

Читает учитель (фото семьи Савичевых – 20 сек):

«Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год»

«Мама - весёлый, добрый и гостеприимный человек. Сильный и выносливый. Всё всегда у неё ладится, всё получается. И вот теперь её нет. Как трудно, как страшно писать слово "умерла" - «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Учитель:

- В августе 1942 года Таню Савичеву вместе с другими детьми эвакуировали. Девочка попала в детский дом № 48. Но поправиться она так и не смогла. Она умерла в июле 1944 года. Но ее дневник остался в память будущим поколениям, как напоминание об ужасах жизни в блокадном Ленинграде.

Заключение.

Учитель:

… И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети. Плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!


-Блокада Ленинграда одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Ленинградцы - символ мужества и стойкости!

По последним данным блокада унесла жизни более миллиона человек! Вдумайтесь в эти цифры.

Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до Победы. Но город выстоял.

Вечная память всем погибшим в блокадном Ленинграде, всем ее защитникам, всем, кто погиб, сражаясь за Родину. Прошу почтить их память минутой молчания.

Давайте еще раз с вами вспомним основные события этих страшных дней. Эти даты и события должен знать и помнить каждый из нас, поскольку, как известно, без прошлого – нет настоящего и будущего.

1.Какое звание было присвоено городу Ленинграду за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны? (Учитель даёт развёрнутый ответ: За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание "Город-герой".)

2. Кто такая Таня Савичева? Благодаря чему она стала известна во всем мире? Именем Тани Савичевой названа планета (Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем ТАНЯ. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой».)

3.Кто похоронен на Пискарёвском мемориальном кладбище в Петербурге? (Пискаревское мемориальное кладбище - самое большое кладбище жертв Второй Мировой войны. В 186 братских могилах покоятся 420 тысяч жителей города, погибших от голода, бомбежек, обстрелов и 70 тысяч воинов-защитников Ленинграда.)

4. Какова была суточная норма хлеба в блокадном Ленинграде?

5. Как называлась знаменитая симфония Шостаковича, написанная в блокадном Ленинграде? Седьмая симфония Шостаковича.( Исполнению симфонии, которая впоследствии была названа «Ленинградской», придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране)

6. Какие книги о блокаде вы знаете? (……………………………………………………………………)

Для справки:

*В Петербурге построен «Зелёный пояс Славы» («Зелёный пояс Славы» — комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград в 1941—1944 годах, созданный в 1965—1968 гг. с целью увековечить память его героических защитников. Инициатором создания этого комплекса был поэт Михаил Дудин. В основу планировки «Зелёного пояса Славы» положен рубеж обороны, на котором в сентябре 1941 года были остановлены войска противника.)

*Установлен Монумент «Героическим защитникам Ленинграда» ( Представлены вещественные экспонаты, отражающие подвиг защитников города - воинов и мирного населения в годы 900-дневной блокады.)

Дата 27 января вошла в историю как День снятия блокады Ленинграда. Мы понимаем, что Блокада Ленинграда – это лишь веха в истории Великой отечественной войны – веха очень значительная и памятная.



Город выстоял! Он выжил. Память о героических защитниках Ленинграда навсегда вписана в историю.

Мы, старшее поколение уверены, что говорить о войне, о блокаде надо. Память должна жить и передаваться следующим поколениям. Надеюсь, что сегодня вы узнали для себя что-то новое, и наша встреча была не напрасной.

Благодарю всех за внимание.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект внеклассного мероприятия "По следам мужества и стойкости"

Автор: Степаненко Светлана Михайловна

Дата: 22.01.2022

Номер свидетельства: 598509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект внеклассного  мероприятия " У войны не детское лицо..." "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-u-voiny-nie-dietskoie-litso"
    ["file_id"] => string(6) "111210"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407229924"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "конспект мероприятия " У войны не детское лицо..." "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-mieropriiatiia-u-voiny-nie-dietskoie-litso"
    ["file_id"] => string(6) "111206"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407227688"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства