Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Дети группы риска"»
Классный час на тему:«Дети группы риска»
Легче найти ученика, который совсем не совершил безнравственного поступка, чем найти такого, который совершил бы его только один раз. Проявления отклоняющегося поведения настолько разнообразны, что учителю бывает очень трудно разглядеть за ними общие признаки.
Перефразируя классика, можно сказать:
«Все счастливые дети счастливы одинаково, каждый несчастный ребенок несчастен по-своему»
В психиатрии есть термин «саморазрушающее поведение» - т.е. не что иное, как наркомания, алкоголизм, бродяжничество, отказ от образования.
Сюда же можно отнести и «обеднение» родного языка – набор слов в бытовой и профессиональной речи год от года сокращается.
Есть ли выход из создавшейся ситуации? Возможна ли вообще профилактика аномального поведения подростков?
Думается, что в этой связи возможны два подхода:
ПЕРВЫЙ: - возрождение и активизация различных молодежных клубов, студий, секций по интересам
(т.е занятость детей в общешкольной, внеурочной и кружковой деятельности)
Интерес вызовет тягу, желание, потребность заниматься тем или иным видом общественно – полезной, творческой деятельностью – можно с пользой приложить свой ум, знания, руки;
ВТОРОЙ: – объединить усилия учителей, медиков, социальных работников, педагогов-психологов, работников культуры и, само собой разумеется, родителей в едином воспитательном процессе, когда знания, опыт, мастерство каждого будут дополнять друг друга и способствовать более успешному осуществлению воспитательного процесса подрастающего поколения.
Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека.
Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека.
Вот почему коррекция поведения не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.
Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и учителей. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека.
Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу. Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только три пути:
устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения,
заставить его.
Первый путь предпочтительнее, но и труднее.
Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого — неизвестно.
Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать его просто — реалистическим воспитанием, а можем и профессионально — сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.
Воспитание и перевоспитание трудных детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе.
Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.
Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников
К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д.
Во-первых, здесь складываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и кончая изменением Я- концепции.
Во-вторых, существенно влияние оказывает неопределенность социального положения подростков. Подросток уже не ребенок, он стремиться к взрослости, устремлен в будущее, но во многом еще остается ребенком.
В третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослых, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Именно подростки чаще всего попадают в категорию «трудных».
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
Но до сих пор в отечественной психологии отсутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответствующую социальным нормам.
Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному:
«педагогически запущенными»,
«социально запущенными»,
«социально незащищенными»,
с «отклоняющимся поведением»,
«трудновоспитуемыми»,
«дезадаптированными»,
«социально заброшенными»,
с «девиантным поведением»,
«делинквентным поведением»,
с «асоциальным поведение» и т.п..
Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но значимость семьи не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными детьми – называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др.
Девиантное поведение – это поступки не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное поведение – это девиантное поведение, выходящие за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в области противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованием новой социальной ситуации – школьного обучения, т.е. нарушение успеваемости, поведения, межличностного взаимодействия
СХЕМА АНАЛИЗА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Как правило, в случае девиантного поведения имеют место некоторые из нижеперечисленных проблем:
· духовные проблемы – отсутствие или утрата смысла жизни, несформированность нравственных ценностей, блокировка самореализации, внутренняя пустота;
· деформации в ценностно-мотивационной системе личности - извращенные ценностные ориентации, враждебное отношение к людям, внутренние конфликты;
· эмоциональные проблемы – тревога, депрессии, трудности выражения эмоций;
· проблемы саморегуляции – нарушение способности ставить цели и добиваться их, неадекватная самооценка, низкие адаптивные возможности, ограниченность позитивных ресурсов личности;
· негативный жизненный опыт – отрицательные привычки, опыты насилия (в роли агрессора или жертвы), травматические жизненные ситуации: стресс, фрустрация, кризис, конфликт.
Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становиться очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы. Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы.
Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, избирательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовлетворения от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.
Озорство- тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Одинаково в отличии от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отметить или получить выгоду для себя.
Проступок – это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных черт характера.
Детский негативизм - проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным.
Основной способ коррекции – это разумная требовательность. При запущенности применяются специальные методы.
Упрямство- поведение ребенка, близкое к негативизму. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы.
Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Иногда они обусловливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы — это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»). Главная причина возникновения капризов — неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым. Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.
Своеволие - возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства. Распространенной ошибкой учителей и родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше волю ребенка, способность к инициативным, самостоятельным действиям.
Грубость дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.
Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер.
Правонарушения - В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники становятся особенно дерзкими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ребенок – существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким оно вырастит.
Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и в семье.
Семья – первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения.
Школа – это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа – единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. Необходима интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети группы риска не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных элементов.
Если выстраивать определенную ступеньку работы с детьми, то она будет выглядеть следующим образом:
· выявление детей группы риска;
· диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
· составление определенной программы профилактики или коррекции;
Такова схема работы с ребенком или группой в упрощенном варианте.
К разрешению проблем детей возможно привлечение специалистов различного уровня и соответствующих организации.
Стоит отметить, что эффективность работы будет зависеть от ряда обстоятельств: желания самого ребенка, профессионального мастерства педагога, и комплексного подхода в решении проблемы.
Рассмотреть все нюансы работы с детьми группы риска в таком формате не представляется возможным. Были даны только тезисные аспекты работы с данной категорией детей.