Существует много детей с разными нарушениями развития, от самых незначительных - до самых сложных. Для того, что бы развитие проходило в соответствии с возрастом, придумали специальные упражнения, задания и игры, которые помогут правильному развитию детей. Эти упражнения способствуют улучшению здоровья ребят. Так же, их могут использовать и для здоровых детей, что бы закрепить уже имеющиеся навыки. Варианты таких упражнений представлены в данной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Картотека с играми, заданиями, упражнениями»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПО.01. Педагогика
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ
ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Мешковой Елизаветы Васильевны
Картотека с играми, заданиями, упражнениями
по работе с нарушениями развития
Преподаватель педагогики:
Великановская
Людмила Анатольевна
Ейск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.: ил.
2. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
3. УМК: «Перспектива»: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.
Дети с сенсорными нарушениями
Игра: «Крупинки-придумки!»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).
Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).
Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.
Упражнение: «Найди такой же»
Цель: коррекция развития восприятия формы.
Оборудование: Пять больших кругов, пять маленьких кругов.
Ход упражнения: Взрослый показывает все круги ребенку и делает акцент на том, что они разные. Сперва показываете большие круги по одному, затем маленькие и говорит при этом - «Это круги большие, а это маленькие». После демонстрации большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую. Затем взрослый прикладывает два маленьких круга друг к другу, подчеркивая, что они одинаковые. Далее взрослый показывает круг, например большой, и спрашивает у ребенка, куда положим этот круг? И предлагает ребенку разложить оставшиеся круги. Ребенок раскладывает круги. Как варианты усложнения можно использовать квадрат и треугольник, круг и прочее.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Существует много детей с разными нарушениями развития, от самых незначительных - до самых сложных. Для того, что бы развитие проходило в соответствии с возрастом, придумали специальные упражнения, задания и игры, которые помогут правильному развитию детей. Эти упражнения способствуют улучшению здоровья ребят. Так же, их могут использовать и для здоровых детей, что бы закрепить уже имеющиеся навыки. Варианты таких упражнений представлены в данной работе.
Задание: «Найди цветок для бабочки»
Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление представлений о цвете.
Оборудование: четыре цветка большого размера, выполненных из картона, красного, синего, желтого, белого цвета, для наборного полотна; 4 плоскостные фигуры бабочек таких же цветов, как и цветы, трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей.
Х од задания: Взрослый выставляет на наборное полотно цветки четырех цветов и говорит: Дети, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на эти цветы, какого цвета этот цветок? Дети называют 4 цвета. А вот видите бабочек, они хотят найти свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы им можно было спрятаться. Надо желтую бабочку спрятать на желтый цветок. Начинают выполнять задание. После задания подводим итоги, какого цвета были бабочки? Какого цвета были цветочки?
Дети с интеллектуальными нарушениями
Игра: «Идите ко мне – бегите ко мне»
Цель: Обратить внимание детей на значение глаголов «иди» и «беги», учить их слушать и понимать речевую инструкцию.
Ход игры: Взрослый располагает малышей около одной из стен комнаты, а сам отходит к противоположной стене и говорит: «Бегите ко мне», манит их руками. Если дети бегут, обнимает их, хвалит. Если же они идут, он останавливает их, повторяет инструкцию, побуждая каждого бежать. Потом он отходит к другой стене, и игра повторяется. В третий раз инструкция меняется («идите ко мне»).
Упражнение: «Возьми, положи, брось»
Цель: Обратить внимание на значение «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инструкцию.
Оборудование: Два мяча, корзина.
Ход упражнения: Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем одному ребенку говорит: «Положи мяч» — и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выполнить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», одному ребенку указывая на корзинку, а другому — вкладывая мяч в руки.
Задание: «Покорми птичку»
Цель: Продолжать формировать не только зрительное, но и слуховое внимание детей.
Оборудование: игрушка, птичка, тарелочка сервиза.
Х од задания: Дети сидят на стульчиках полукругом перед столом педагога. На столе ничего нет. Затем слышится писк резиновой игрушки. Педагог прислушивается, спрашивает у детей: «Кто там? Слышите, пищит. Давайте еще послушаем». С писком появляется птичка. «Это птичка! Вот она!» - радостно восклицает педагог. Игрушка прыгает по столу, здоровается с детьми, потом снова пищит. «Птичка просит есть,- говорит воспитатель, достает тарелочку, ставит перед игрушкой. - Птичка ест, клюет». Затем птичка благодарит детей и улетает.
Дети с нарушением речи
Упражнение «Волшебный мешочек»
Цель: выявление уровня овладения звукоподражанием.
Оборудование: мешочек с различными фигурками животных.
Ход игры: ребенок достает из мешочка фигурку животного и показывает, как оно «говорит».
Задание:«Повтори за мной слоги, выделяя ударение»
Цель: научить детей повторять за взрослым слоги с заданным ударением.
Ход игры: Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старается повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ - са; са – са’; ла’ - ла – ла’; ла – ла - ла’
Игра: «Черепашки»
Цель: развитие умения контролировать свои движения, слушать и понимать инструкцию взрослого, сдерживать эмоциональный порыв.
Оборудование: ограничительные линии или ковер на полу.
Х од игры: Дети встают по одну сторону линии (или ковра), взрослый напротив них по другую сторону. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте запрещается! Рекомендации: систематическое проведение игры помогает детям научиться управлять скоростью движения, поведением.
Задание:«Повтори за мной слоги, выделяя ударение»
Цель: научить детей повторять за взрослым слоги с заданным ударением.
Ход игры: Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старается повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ - са; са – са’; ла’ - ла – ла’; ла – ла - ла’.
Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата
Игра: «Кто дальше?»
Цель: воспитание чувства ответственности и развитие скоростно-силовых качеств.
Оборудование: набивные мячи.
Х од игры: Две-три команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. По сигналу первые номера выполняют прыжок в длину с места, вторые выполняют прыжок с места приземления первых и т.д., пока не выполнит прыжок последний в команде.
Упражнение: «Догони обруч»
Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера
Оборудование: обручи по числу играющих.
Ход работы: Для игры обозначают стартовую линию, в 5–6 м от нес – контрольную, а в 8–9 м от стартовой – финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока – обруч. По первому сигналу стартующие делают замах обручем, по второму – выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигает контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.
Задание: Точно в цель
Цель: развитие глазомера, точности движений.
Оборудование: 10–12 кеглей, теннисные мячи.
Ход работы: На расстоянии 10 м от линии старта, где шеренгой с теннисными мячами выстраивается команда, размещаются 10–12 городков (кеглей) на расстоянии 50–80 см друг от друга. По сигналу ведущего игроки команды одновременно бросают мячи, стараясь сбить как можно больше городков. По количеству сбитых городков определяется победитель (команда).
Дети с комплексными дефектами развития
Задание: «Нос, пол, потолок»
Цель: развитие умственного восприятия, быстроты, умение понимать взрослого.
Ход работы: Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения
Игра: «Любопытный»
Цель: развитие умения слушать и понимать инструкцию.
Ход работы: Играющие садятся в круг. Водящий – «любопытный» - становится в середине и громко называет какую-нибудь букву. Ждет, пока игроки приготовятся, затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему с короткими вопросами: «Кто?» - «Куда?» - «Зачем?» Тот, к кому он обращается, должен быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы, например: К–компот, в кино, каждый день, с керосином Игрок, не сумевший ответить сразу, меняется с «любопытным» местами и объявляет другую букву.
Задание: «Нос, пол, потолок»
Цель: развитие умственного восприятия, быстроты, умение понимать взрослого.
Х од работы: Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.
Упражнение: «Солнышко»
Цель: Развитие ловкости, равновесия, быстроты
Ход работы: Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает учитель.
Утром солнышко встает- Светом озаряет.
Вечером оно заходит - Ночка наступает.
Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.
Дети с искаженным развитием
Игра: «Съедобное не съедобное»
Цель: Продолжать формировать не только зрительное, но и слуховое внимание детей.
Оборудование: мяч
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Упражнение «Где стереть?»
Цель: коррекция зрительной памяти.
Ход работы: На доске или на листочках каждый воспитанник рисует «рожицу», затем с закрытыми глазами должны стереть только то, что попросит ведущий. Например: «Сотри левый глаз, волосы, подбородок и т.д.»
Задание: Маракасы
Цель: развитие мелкой маторики и умственного восприятия.
Ход работы: В небольшие пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!