Просмотр содержимого документа
««Героическое прошлое нашего края»»
ТЕМА: «Героическое прошлое нашего края»
Форма проведения: классный час
Цель: Воспитание гражданина Башкортостана, формирование у воспитанников активной гражданской позиции.
Задачи: Знакомить с историей родного края, с народными традициями и её героями. Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: ноутбук, герб РБ, флаг, карта, фотография президента, схема государственной власти.
Ход классного часа
1. Вступительная беседа – Вспомните, что за день сегодня 11 октября? 11 октября – День Республики Башкортостан. (Слайд -1-2).
– Республика Башкортостан суверенное независимое государство, которое является
частью Российской Федерации.
-Сегодня мы будем говорить о нашей Республике.(слайд 3)
Ай, богатый мой Урал,
Пуповина всей земли!
С древности средь этих скал
Дом башкиры обрели.
Наша республика – Башкортостан. Она находится на Урале. Урал-это наши горы. Башкортостан – четырежды орденоносная республика. Она награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции и орденом Дружбы народов.
Много у нас рек, озёр и лесов. Самая большая и красивая река – Агидель.(сла 4)
Всего лишь три буквы, короткое слово Слайд 5
Но где – то вдали его назови-
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нём зазвучит любви.
-Башкортостан многонациональный край, где проживают башкиры, русские, татары, удмурты и другие народы. Они живут дружно.
- Какой язык в РБ является государственным?
Уфа – столица Башкортостана. (6 cлайд)
– Уфа основана в 1574 году, на месте укрепления Туратау. В связи с обнесением укрепления дубовой стеной, башкиры именовали поселение Имен Кала. (Дубовый город). С1856 года Уфа становится городом. С июня 1922 года Уфа является столицей БАССР.
- Город Уфа – столица Республики Башкортостан, административно-политический, экономический, научный, культурный центр республики. Уфа расположена на берегу реки Белой, при впадении в нее рек Дема и Уфа, в Башкирском Предуралье, в пределах Прибельской равнины.(слайд 7 )
Слайд 8 Памятник основателю Уфы царскому воеводе Ногому Михаилу Александровичу
(Слайд 9 )– С чем сравнивается Башкортостан на карте? (С листом березы). (Показываю границы Башкортостана). Граничит с Пермским краем, Свердловской областью, Татарстаном, Оренбургской областью. На карте Башкортостана имеются сотни точек - это населённые пункты: города, посёлки, сёла…В этих точках проживают более 4 миллионов жителей республики. Карта разделена на 54 части – это столько районов в РБ.
- А сколько у нас городов? (21)
Каждый город имеет свой возраст. Уфа основана – 1574 году... Города Салават, Нефтекамск, Агидель, Янаул выросли за последние десятилетия. Самый молодой город – Межгорье. Он стал городом 1995году. По территории РБ проходят важнейшие железнодорожные трубопроводные и автомобильные магистрали, связывающие европейскую часть РФ с Уралом, Сибирью, Казахстаном, Северным Кавказом, Узбекистаном, Туркменистаном. (Слайд 10,11,12,13,14)
– Какое историческое событие произошло в 1557 году? (Присоединение башкирских племен к Русскому государству).
– В честь этого события в г. Уфе установлен памятник. (Слайд 15)
Это символ мира и согласия. Скульпторы: М Бабурин и Г. Левицкая. Архитекторы: Г. Гаврилов и Е. Кутырев.
– В середине XVI века башкиры присоединились к русскому государству. В те далекие времена на башкирские земли нападали кочевники. Чтобы защитить свой народ от грабительских набегов кочевников, 7 башкирских племен с письмом обратились к русскому царю Ивану Грозному с просьбой включить Башкортостан в состав Русского государства. На что Иван Грозный с радостью подписал обращение и включил Башкортостан в состав России.
– Как жили башкиры в то далекое время и чем занимались? (Разводили коней и продавали кумыс.)(Слайд 16-17)
– Правильно. Коневодство и производство кумыса было их основным занятием. Так
как они были не дружны, то на них нападали кочевники и грабили их. Поэтому, племена решили объединиться в одно сильное государство. Но у башкир было свое условие: земли должны остаться у башкирских племен, и прежняя религия – исламская, вожди должны управлять своими племенами, как и прежде. Башкиры согласны платить ясак в русскую казну.
Русь объявила свои условия: башкирские войны должны охранять новые границы Руси и принимать участие в войнах, которые будет вести русское государство.
Это событие произошло в 1557 году. С тех пор башкиры научили добывать русских крестьян мед, русские учили башкир выращивать пшеницу и рожь.
– 18 декабря 1917 года провозглашена советская власть и Советская автономия Башкирии.
-11 октября 1990 года Верховный Совет провозгласил Декларацию о государственном суверенитете. Декларация подтвердила статус Республики как демократического правового государства. В феврале 1992 года принято название нашего государства: Республика Башкортостан.
Дом правительства 31 марта 1992 года подписан Федеративный договор об отношениях РБ и РФ.(18 слайд)
(слайд 19) Власть: Законодательная - Государственное собрание -Курултай
Исполнительная: Правительство РБ Кабинет министров
Власть судебная: Конституционный Суд РБ Верховный суд РБ
– Кто управляет нашей Республикой? (Слайд 20)
– Кто является президентом РБ? (Хамитов Рустем Закиевич)
5 июля 2010 года Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Р.З.Хамитов был назначен временно исполняющим обязанности Президента Республики Башкортостан. 19 июля 2010 года депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан одобрили предложенную Президентом Российской Федерации кандидатуру Р.З.Хамитова и наделили его полномочиями Президента Республики Башкортостан. Р.З.Хамитов - доктор технических наук по проблемам автоматизированных систем управлений. Автор более 100 научных публикаций. Награжден Почетной грамотой Республики Башкортостан (1999), Почетной грамотой Правительства Российской Федерации (2004), Благодарностью Президента Российской Федерации (2008).
– Назовите первого президента Республики Башкортостан? (Муртаза Губайдуллович Рахимов)(21 слайд)
– Какие реки протекают по нашему краю? (Белая, Кама, Агидель и др.)
– Какую роль в жизни населения республики играют эти реки? (Ответы учащихся)
– Река Белая составляет часть водной транспортной системы России, обеспечивает доступ РБ к портам Каспийского, Балтийского и Черного морей.
– Назовите по картинкам достопримечательности Г. Уфы.
(Слайд 22. Гостиный двор. Театр оперы и балета. Дом – музей С.Т. Аксакова. Конгресс – Холл).23,24,25,26
– Назовите символы государства. (Флаг и герб).(27 слайд)
– Расскажите, какой флаг в Башкортостане. Что мы знаем о флаге?– Флаг белый, синий, зеленый. Белый цвет флага обозначает чистоту воды, синий цвет обозначает чистоту воздуха, зеленый – чистоту Земли. Семь лепестков курая обозначают 7 башкирских племен, которые выступили за вступление Башкортостана в состав России. Автор Государственного Герба РБ – Фазлетдин Фаррахович Ислахов
– Что изображено на гербе Башкортостана?(Сообщение ученика).(Слайд 28)
– Это официальная эмблема государства. Герб утвержден в 1993 году. Памятник Салавату Юлаеву и орнамент золотистого цвета, цветок курая – зеленого, восходящее солнце – светло-золотистого, лучи солнца – желтого, фон между памятником и орнаментом – белого, внутренняя и наружная окружности – темно – золотистого цветов.
– Какой национальный инструмент вы знаете? (курай) Звучит мелодия курая. (Слайд 20)
– Какие дополнительные сведения о Салавате вам известны? (Слайд 30)
– Салават Юлаев родился в 1752 году в семье старшины Шайтан – Кудейского юрта Юлая Азналина. Он обладал необыкновенной силой, умел владеть оружием, конем.
К 14-ти годам стал богатырем. Салават был грамотным: он умел писать на языке тюрки. Он принял участие в войне против крепостного права. За что царь объявил его злодем, бунтовщиком, изменником. 29 марта 1775 года он вместе с отцом был сослан на вечную каторгу в Рогервик в Эстонию. Башкиры увековечили память о нем и установили ему памятник “Всадник над кручей Агидели”. (Слайд 20).
Именем Салавата назван город, Салават, учреждена премия имени Салавата Юлаева в области литературы и искусства. С П.Злобин написал роман “Салават Юлаев”, композитор З. Исмагилов и поэт Б. Бикбай создали оперу “Салават Юлаев”. (Слайд 30)
(Слайд 31) ГИМН
6. Итог.
– Вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили. (Пролистываю слайды дети рассказывают, о чем говорили на уроке)
– Назовите занятия башкир. (Коневодство, сбор меда, производство кумыса).