kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Библиотечный открытый урок на тему "Великая Отечественная война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

2020 год объявлен Указом Президента РФ годом "Памяти и Славы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный открытый урок на тему "Великая Отечественная война"»

10


Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны».


   Цель урока:

1. Образовательная:

 - познакомить  учащихся с трагическими событиями в начале войны;

 - сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;

 - раскрыть причины неудач  Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

2. Воспитательная:

 - уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;

- охарактеризовать героизм советских людей;

- воспитывать патриотизм.

3.Развивающая:

- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать , оценивать.

Методы урока

        По источнику передачи и восприятию информации:

- словесно-наглядный;

- практический.

        По степени самостоятельности мышления:

- проблемный;

- поисковый.

Формы урока

- индивидуальная, парная, фронтальная.

Основные знания:

ход военных действий в начальный период войны, причины неудач Красной Армии, ход оборонительных сражений под Москвой.

Оборудование: 

компьютер с проектором; кадры военной кинохроники ; аудиозапись военных лет; Объем учебного времени : 45 минут.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.                         

       План.

  1. Трагическое начало.

  2. План Барбаросса.

  3. Соотношение сил.

  4. Мобилизация.

  5. Создание ГКО.

  6. Оборонительные сражения Красной Армии.

  7. Причины поражения Красной Армии.

  8. Битва за Москву.

  9. Контрнаступление советских войск под Москвой.

  10. Блокада Ленинграда.


  1. Организационный момент.  

2020-й год объявлен в России “Годом памяти и Славы”: Указ Президента РФ .

Вопросы для викторины "Великая Отечественная война и День Победы 9 мая"

9 мая - это день, в который почти на всей территории бывшего СССР отмечается победа Советского Союза над Германией в Великой Отечественной Войне. В этот день проводятся парады, возлагаются венки, а вечером гремит салют.

Из этих вопросов и ответов вы можете узнать что-то новое., да и просто проверить свои знания, которые могут пригодиться в дальнейшей учебе и в жизни

  1. С какого по какой год шла Великая Отечественная Война? 1941 г. - 1945 г.

  2. Какого числа произошло вторжение Германии в СССР? 22 июня 1941 г.

  3. Какой подвиг совершил Александр Матросов? Закрыл собой амбразуру

Родился 5 февраля 1924 г. в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск - Русский. Член ВЛКСМ. Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском режимном детском доме (Ульяновская область) В Красную Армию призван Кировским райвоенкоматом города Уфы Башкирской АССР в сентябре 1942 г. и Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирсккой добровольческой бригады имени И.В. Сталина

27 февраля 1943 г. 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области. Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемет подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемет из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемет замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

  1. Как назывался план вторжения в СССР? план «Барбаросса»

8 декабря 1940 года Адольфом Гитлером была утверждена Директива № 21. План «Барбаросса» – план военной операции по захвату европейской части СССР. Начало вторжения было намечено на 15 мая 1941 года. Предполагаемая продолжительность основных боевых действий составляла по плану 4—5 месяцев. Согласно планам Гитлера, операция должна была обеспечить быструю и безоговорочную победу фашистской Германии над СССР благодаря фактору внезапности. Однако, несмотря на подготовку в режиме секретности, план «Барбаросса» провалился, и война немцев с отечественными войсками затянулась и длилась с 1941 по 1945 год, после чего окончилась поражением Германии.

  1. Сколько продолжалась блокада Ленинграда? 872 дня

Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня (включительно с днём начала и конца).

  1. Назовите самое крупное танковое сражение в истории, имевшее место во время Великой Отечественной Войны Курская битва

Ку́рская би́тва (5 июля — 23 августа 1943 года); также известна как Битва на Курской дуге целью было сорвать крупное наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку[9]. По своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений  Великой Отечественной войны,  считается самым крупным (величайшим) танковым сражением в истории

В нём участвовали около 2 млн человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов; сражение проложило «путь к великим советским наступательным действиям 1944-45 годов».

  1. Лучший советский танк времён Великой Отечественной войны.- Танк Т-34.

  2. Как называлась операция в ходе которой Красная Армия завершила Великую Отечественную Войну? Берлинская наступательная операция

  3. Берли́нская стратегическая наступательная операция — одна из последних стратегических операций советских войск в ходе которой Красная армия заняла Берлин, что привело к безоговорочной капитуляции Германии. Операция продолжалась 23 дня — с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220 км. Ширина фронта боевых действий — 300 км.

  4. Сколько парадов прошло на Красной площади Москвы за время Великой Отечественной войны? 3

Исторический парад 7 ноября 1941 года, когда с Красной площади бойцы сразу уходили на фронт, был самым коротким /продолжался 25 минут/ и самым рискованным /фашисты находились на подступах к столице/

Парадом Победы в июне 1945 года командовал Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, принимал его Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Впервые в мировой истории парад Победы принимал не сам Верховный Главнокомандующий /Сталин/, а его заместитель. О том, что в столице состоится парад, мир узнал накануне, когда был обнародован приказ Сталина о проведении парада 24 июня.

  1. Кто принимал парад на Красной Площади 7 ноября 1941 г.? Семён Будённый

  2. Скольким городам присвоено звание "Город-герой"? 12 городов и 1 крепость-герой - Брестская

- Москва, Ленинград, Киев, Волгоград (Сталинград), Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, крепость – герой Брест.

  1. По какому озеру проходила "дорога жизни"? Ладожское «Дорога жизни» - что это?
    - Единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру (во время навигации – по воде, зимой – по льду), связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами (с сентября 1941 по март 1943). По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие.

  2. Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны?
    Ответ: Левитана Ю.Б.

  3. Как называлось здание, на крыше которого советские солдаты водрузили знамя Победы?
    Ответ: Рейхстаг

  4. Кем был Рихард Зорге, получивший посмертно звание Героя Советского Союза?
    Ответ: Советским разведчиком.

  5. Кто автор музыки и слов к песне "День Победы?" Давид Тухманов и Владимир Харитонов

Песни военных лет.

Назови песню, из которой эти строки:

  1. «Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С фашистской силой тёмною,
    С проклятою ордой!»
    "Священная война" (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова)

  2. «Выходила, песню заводила
    Про степного сизого орла.
    Про того, которого любила,
    Про того, чьи письма берегла.»
    "Катюша" (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)

  3. «Ты сейчас далеко – далеко.
    Между нами снега и снега.
    До тебя мне дойти нелегко,
    А до смерти четыре шага.»
    "В землянке" (слова А. Суркова, музыка К. Листова)

  4. «Споёмте, друзья, ведь завтра в поход –
    Уйдём в предрассветный туман.
    Споём веселей, пусть нам подпоёт
    Седой боевой капитан.»
    "Вечер на рейде" (слова А. Чуркина, музыка В. Соловьёва-Седого)

  5. «Дни и ночи у мартеновских печей
    Не смыкала наша Родина очей
    Дни и ночи битву трудную вели –
    Этот день мы приближали, как могли.»
    "День Победы" (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова)

















Причины войны:

  • стремление Германии к мировому господству

  • борьба империалистических блоков за рынки

сбыта, источники сырья, сферы приложения

капитала.

Характер войны:

  • война была империалистической со стороны всех главных капиталистических государств.

  • Для СССР – справедливой, освободительной,

Предлог агрессии

  • неминуемая угроза нападения со стороны СССР.

Цели Германии в войне :

  • Завоевание мирового господства.

Ликвидация демократических государств Западной Европы, лишение их национальной независимости и подчинение Германии.

  • Ликвидация СССР и социализма.

  • Колонизация СССР. Уничтожение 140 млн. «лишних» людей и народов.

Цели СССР определились в ходе войны. Это:

  • Защита свободы и независимости страны и социалистических идей

  • Освобождение порабощенных фашизмом народов Европы.

  • Создание демократических или социалистических правительств в соседних странах.

  • Ликвидация германского фашизма, прусского и японского милитаризма.

Периодизация войны:

Первый период :

  • От начала войны 22 июня 1941 года до ноября 1942 года, до разгрома немцев под Сталинградом

  • Это был начальный период войны, когда Красная Армия, неся огромное потери, была вынуждена оставить большие территории и вела тяжёлые оборонительные бои против гитлеровских агрессор

Второй период:

  • Второй период - от поражения фашистских войск под Сталинградом до конца 1943 года

  • В это время проходил коренной перелом в ходе войны в пользу Советского Союза

Третий период:

  • Третий период (1944 - 1945) - время решающих побед Советской Армии над фашистской Германией и милитаристской Японией

  • Вражеские войска были полностью изгнаны за пределы СССР и началось освобождение от фашистской оккупации Восточной Европы, завершившейся полным крахом Германии и ее безоговорочной капитуляцией.

Окончанием всей второй мировой войны стал разгром Японии на завершающем этапе третьего периода

Расстановка сил в начале войны:

К июню 1941 года Германией было захвачено 12 стран Европы - Австрия, Чехословакия, Албания, Польша, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Франция, Югославия и Греция

Военно-стратегические планы Германии:

план «Барбаросса» — план ведения военной кампании против СССР

Он предусматривал одновременное нанесение ударов по трем главным направлениям:

По ленинградскому (группа армий «Север»),

По московскому («Центр»)

По киевскому («Юг»).

Цель плана — выйти на линию Архангельск — Астрахань, захватить европейскую часть СССР.

Стратегия Германии заключалась в том, чтобы крупными бронетанковыми соединениями окружить советские военные соединения и при поддержке авиации, уничтожить их в «котлах».

Приказ о начале наступления через границу СССР был подписан Гитлером 17 июня 1941 г

Начало войны:

  • Немецкие войска заняли:

- Литву

- Латвию

- часть Белоруссии

- Правобережную Украину

- вышли на дальние подступы к Ленинграду

- Потери армии за первые шесть месяцев войны составили 5 млн. человек (это более 9/10 всей предвоенной численности Красной Армии).

  • В 1941 г. в плен было захвачено 3,9 млн. советских солдат и офицеров.

  • Причины неудач Красной Армии в начале войны:

  • Численное превосходство немцев.

  • Внезапность нападения Германии на СССР.

  • Личные ошибки Сталина в определении сроков начала войны и оценке планов Германии

  • Высокая техническая оснащенность немецкой армии.

  • Богатый боевой опыт Германии, накопленный за два года войны.

  • Незавершенность процесса реорганизации и перевооружения Красной Армии

  • Боеспособность армии в значительной мере была снижена сталинскими репрессиями.

К ошибкам Сталина относили репрессии, наша армия была практически обезглавлена

Мероприятия Советского государства по организации отпора врагу:

В стране было введено военное положение:

  • мобилизация всех военнообязанных,

  • введение сверхурочных работ на предприятиях,

  • отмена выходных дней и отпусков,

  • закрепление рабочих и служащих за предприятием на весь период войны.

Мероприятия Советского государства по организации отпора врагу:

  • ) Создан Государственный комитет обороны, сосредоточивший

всю полноту власти в стране. (Председателем ГКО был Сталин.)

  • ГКО:

  • объединял деятельность государственных и военных учреждений, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций

  • осуществлял государственное и хозяйственное руководство.

3) Созданы:

  • Ставка Верховного главнокомандования,

  • военные советы фронтов и армий.

Во главе вооруженных сил был поставлен Сталин.

4) Организован главный штаб партизанского движения.

5) В армии и введен институт военных комиссаров, сыгравший в

  • годы войны огромную роль в укреплении организованности и

  • дисциплины в войсках.



Мероприятия Советского государства по организации отпора врагу:

  • 6.) Осуществлена мобилизация коммунистов и комсомольцев. В первые три месяца войны на фронт ушли более одного миллиона коммунистов и более двух миллионом комсомольцев, одна треть состава ЦК партии.

  • 7.) Было введено обязательное военное обучение и всеобщая обязательная подготовка всего населения к противовоздушной обороне.

  • 8.) Создан совет эвакуаций, организовавший в 1941 году эвакуацию на восток страны более 1360-ти крупных предприятий.

  • 9.) Для систематического информирования населения о событиях на фронте и в тылу врага организовано Советское информационное бюро.

  • 10.) Сформирована антигитлеровская коалиция. 12 июля 1941 года СССР и Англия заключили соглашение «О совместных действиях в войне против Германии». 23 июля к соглашению примкнули США.

  • Всенародная помощь армии в годы Великой Отечественной войны

1941-1945 гг.

  • 110 млрд. руб. – Собрано денег

  • на 10 млн. чел. – Собрано обмундирования

  • 5.500 тыс. чел. - Сдали кровь для раненных







Фашисты о будущем завоеванной части СССР

Планы Гитлера по использованию территорий СССР (План «ОСТ»)

  • В Генеральном плане Ост от 15 июля 1941 г. разграничение новых территорий было предусмотрено в качестве основы развития на 30 лет.

Балтийский регион

На основе указаний рейхсфюрера СС политика развития территорий к востоку от Германии включала в себя в первую очередь освоение и германизацию следующих регионов:

1) Ингерманландия (Ленинградская область),

2) Мемель-Нарвская область (район Белосток и Западная Литва).

* Эти области предполагалось целенаправленно заселять путем возвращения исконных немцев ("фольксдойче").

Планировалось создать в этих трех областях как пограничных районах поселений специальные правовые условия (A 111), так как они выполняли особую задачу в качестве форпоста немецкого народа на востоке.

Чтобы теснее связать эти пограничные районы поселений с рейхом и обеспечить транспортную связь между ними, предлагалось построить вдоль главных железнодорожных линий и автомобильных дорог 36 опорных поселенческих пунктов (из них 14 в генерал-губернаторстве).

Эти пункты примыкали к имеющимся благоприятно расположенным центральным пунктам и прикрывались опорными пунктами СС и полиции.

Расстояние между опорными пунктами составляло около 100 км. Управление опорными пунктами Ингерманландии предусматривается с учетом особого значения балтийского пространства для немецких лиц по двум линиям.

Причерноморье

Планируемая Гитлером немецкая колонизация Причерноморья «восстанавливала» государство в Крыму, для чего предполагалось переименовать Симферополь в Готенбург («Город готов»), а Севастополь — в Теодериксхафен («Порт Теодориха»).

Теодорих был королем готов, но других — на Балканах и в Италии. В Крыму он никогда не был.

Но нацистское руководство это не смущало, так как имя Готенхафен («Порт готов») было уже занято польской Гдыней.

Кавказ

Кавказ — предполагаемая автономная область (рейхскомиссариат) в составе Третьего Рейха, согласно плану Ост.

Столица — Тбилиси.

Территория охватывала бы весь советский Кавказ от Турции и Ирана до рек Дон и Волга.

В составе рейхскомиссариата планировалось создать национальные образования.

Основой экономики этого края были бы добыча нефти и сельское хозяйство.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Библиотечный открытый урок на тему "Великая Отечественная война"

Автор: Черныш Виктория Геннадьевна

Дата: 27.01.2020

Номер свидетельства: 537469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы. "
    ["seo_title"] => string(68) "sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-v-ou-probliemy-i-pierspiektivy"
    ["file_id"] => string(6) "134539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416757915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства