kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - беседа на тему: "Семья и брак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - беседа c сопровождением мультимедиа презентации на тему "Понятие о семье и браке"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - беседа на тему: "Семья и брак"»

У Р О К - Б Е С Е Д А


Н А Т Е М У: « ПОНЯТИЕ О СЕМЬЕ И БРАКЕ».

Цели урока:

Обучающие: дать представление учащимся о семейных правоотношениях; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения брака, показать учащимся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний и социального опыта в практических ситуациях;

Воспитательные: сформировать представление о социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений, формировать у учащихся высоконравственные идеалы будущих семейных отношений, создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.

Оборудование урока: Конституция РФ( ст. 23, 38), Семейный Кодекс РФ.

Тип урока: урок с презентационным сопровождением.

Меж предметные связи: обществознание.



П Л А Н У Р О К А


1.Любовь и семья.

2.Брак и семья: общее и различное.

3.Порядок и условия заключения брака.


Х О Д У Р О К А


Вступительное слово преподавателя.

Сегодняшний урок будет посвящен сфере семейных отношений в наше непростое время.

Любовь и семья. Оба эти понятия нам кажутся неразделимы.

Любовь одна — веселье жизни хладной,
Любовь одна — мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.

А.С.Пушкин «Дубровский»

ВОПРОС: Один поэт сказал, что любовь напоминает ветер. Другой – что она напоминает море. Третий сравнивает ее с флюгером. Четвертый – с блуждающим огоньком. С чем бы ее сравнили вы?


С чего начинается любовь?
  Как правило, любовь приходит тогда, когда ты её совсем не ждёшь, будто гром и молния, средь ясного неба в тёплых, пастельных тонах. Любовь - это не просто чувство, это явление, как дождь или снег, которое всегда оставляет свой след, будто печать, каждый раз напоминающее о себе.
  Любовь приходит с волшебной палочкой в руках и преображает всё вокруг. Один взмах - хочется скакать вместе с солнечными зайчиками. Другой взмах дарует счастье, которое, словно клеем приклеивается к лицу, не имея возможности оторваться. Третий взмах - тебе так хорошо, будто весь мир расплылся в улыбке чеширского кота, которая никогда-никогда не исчезнет, и будет до конца озарять сердце ярко розово-лиловыми волосками. И так до бесконечности.

Что же можно сказать о любви, если взглянуть на нее глазами науки? Наука говорит примерно следующее: любовь – это влечение души, разума и тела. И если какие – либо из этих влечений отсутствует, то это не любовь.


ВОПРОС: Что происходит во взаимоотношениях людей, которые соединяют свои судьбы, послушавшись голоса только одного или двух влечений?


Слайд № 4.


Любовь и семья кажутся нам неразделимыми. Однако в любовных историях Ромео и Джульетты, Онегина и Татьяны никаких семей не было. Хотя к вечному единению с любимой ,наверняка, стремились все любившие. Любовь – дело исключительно личное. Никаким законом невозможно человека заставить полюбить другого.


Слайд № 5 и № 6.

Перед вами картина «Неравный брак».


ВОПРОС: Объясните, что хотел передать живописец ? Что имел ввиду

персидский поэт 13 века Саади, когда писал « Лучше молодой жене стрела в бок, чем старца под бок» ?


Итак, закономерным продолжением любви является естественное стремление людей создать семью. И все было бы хорошо, если бы любовь сама по себе обеспечивала счастливую семейную жизнь. Тогда бы и закон не нужен был. Поэтому при создании семьи необходимо знать, какие обязанности берет на себя каждый из вступающих в брак. Именно поэтому государством и был создан Семейный Кодекс.


Слайд №7.

В Семейном Кодексе нашли дальнейшее развитие и закрепление традиционные для нашего законодательства основные принципы брачно – семейных отношений. Среди них:

- равноправие супругов в семейных отношениях

- охрана семьи государством

- забота об интересах матери и ребенка

- принцип единобрачия

- свобода и добровольность заключение брака

-свобода расторжения брака под контролем государства

- осуществление родительских прав исключительно в интересах детей

- забота членов семьи друг о друге и ответственность перед семьей

- формы и порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей.


В М И Р Е И Н Т Е Р Е С Н О Г О

( Законы Ману – Индия 2 в. до н.э.)

Где женщины почитаемы, там боги радуются, но где не почитаются, там все ритуальные действия бесплодны.

Девушки должны быть почитаемы и украшаемы отцами, братьями, мужьями, желающими много благополучия.

Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья в старости.

Мужу полагается терпеть ненавидящую его жену год, но по прошествии года, отобрав дар, он может прекратить сожительство с ней.

Приверженная к пьянству, ко всему дурному, противоречащая, больная, злобная, расточительная является женой, при которой может быть всегда взята другая.

Если жена не рожает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рожает детей мертвыми – на десятом, если рожает только девочек – на одиннадцатом, но если жена строптивая – немедленно.

Взаимную верность надо сохранять до старости.


2. Познакомились юноша и девушка. Стали встречаться. Понравились друг другу и решились жить вместе. Родились дети. Все живут счастливо. Но их отношения государством не зарегистрированы.


ВОПРОС: Можно ли считать эту группу семьей?

( можно)


Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.


ВОПРОС: Какую роль в создании семьи играет заключение брака?


Слайд №8.


Работа в малых группах учащихся.


1 группа. Почему только зарегистрированный брак признается и защищается государством?

2 группа. В чем заключается цель и смысл регистрации брака?

3 группа. Какие преимущества дает супругам регистрация брака?

4 группа. В чем недостатки зарегистрированного брака по сравнению с браком фактическим?


Дело в том, что браком принято считать семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Таким образом, регистрация брака необходима для того, чтобы при нарушении прав субъектов семейных правоотношений государство имело возможность восстановить нарушенное право без необходимости каждый раз устанавливать характер взаимоотношений между супругами (в этом случае наличие семейных отношений считается установленным), а также для введения упрощенного порядка признания отцовства ребенка, родившегося от женщины, состоящей в зарегистрированном браке.


3. Как и в России, государственная регистрация брака требуется в большинстве современных государств. В некоторых государствах официально признается только церковный брак ( Египет, Иран, Ливия). В других государствах законным считается как гражданский, так и церковный брак. Форму заключения брака выбирают по своему желанию лица, сочетающие браком (Великобритания, Дания, Финляндия ).


В М И Р Е И Н Т Е Р Е СН О Г О

(свадебные традиции народов мира)

В Болгарии есть традиция: когда невеста и жених покидают праздник, вместо риса или пшеницы их осыпают плодами инжира.

Немецкие свадебные традиции включают следующий ритуал: вечером накануне свадьбы друзья невесты приходят к двери ее дома и разбивают о порог блюда и тарелки. Считается, что осколки приносят удачу невесте. После этого девушка традиционно приглашает пришедших на бокал вина или чашку чая с пирогом, чтобы отблагодарить их. На следующий день, во время церемонии, невеста должна иметь при себе в кармане хлеб и соль, что символизирует изобилие в семейной жизни.

На греческих свадьбах много танцуют. Существует даже специальный «танец денег», во время которого гости, танцуя и с невестой, и с женихом, прикрепляют деньги к их одежде.

В Индии по окончании свадебной церемонии жениха и невесту осыпают лепестками цветов, чтобы отвратить от новой семьи все плохое.

В Китае во время свадебной церемонии невеста и жених пьют вино и мед из кубков, связанных вместе красной тесьмой. Дело в том , что красный цвет символизирует любовь и радость.

В Шотландии жених после произнесения клятв накидывает на плечи невесты платок из клетчатой материи с цветами его клана и закалывает его серебряными булавками. Этим обрядом он принимает девушку в свою семью.


Итак, в России брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГС.

Для вступления в брак необходимо подать заявление в органы ЗАГС. По истечения месяца проводится заключение брака в личном присутствии вступающих в брак.


ВОПРОС: Какие документы нужны для подачи заявления?


Документ, удостоверяющий личность, и документ о прекращении предыдущего брака, если он был. Это может быть свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти одного из супругов или решение суда о признании брака недействительным.

Учащиеся знакомятся с текстом статей Семейного Кодекса и заполняют таблицу, используя при этом свой социальный опыт.



Условия, необходимые для вступления в брак

Условия, необходимые для регистрации брака

Условия, препятствующие вступлению в брак

1……

2…..

…….

1…..

2……

……

1…..

2…..

…….



Для проверки используются слайды №9 и №10.


ВОПРОС: Как вы думаете, почему законом запрещены браки между близкими родственниками?


В случае, если ЗАГС отказался регистрировать брак, граждане имеют право обратиться в суд.


Люди создают семью, руководствуясь очень многими причинами. Главная – любовь. Именно она подталкивает людей к ЗАГС. Ведь самое прекрасное состояние души хочется продлить до конца дней. Но не каждый может пронести свою любовь через всю жизнь. Встречаются и другие причины вступления в брак. Помните пушкинскую «Сказку о царе Салтане»? Трех девиц, которые «под окном пряли поздно вечерком»? Каждая мечтала о том, что она сделала бы, став царицей. Царь, конечно, выбрал ту, которая бы «для батюшки царя родила богатыря». А объявив ей о своем решении, поставил условие: «И роди богатыря мне к исходу сентября!». Ну, чем не брачный договор!

Не только в сказках, но и в реальной жизни вступление в брак зачастую связано с рядом условий, которые ставят друг другу будущие супруги.


ВОПРОС: Чем можно объяснить появление в Семейном Кодексе понятия «Брачный договор»?


Слайд № 11.

Слайд № 12.


Брачный договор заключается в письменной форме и удостоверяется нотариусом. Он может быть заключен до регистрации брака и в период брака, причем не только в отношении имеющегося, но и будущего имущества супругов. Если договор был заключен до регистрации брака, он вступает в силу с момента регистрации брака. Основное достоинство брачного договора – возможность для супругов установить в нем, какой режим собственности будет использоваться для всего имущества или для его части – совместный, долевой или раздельный.

Совместная собственность – это право собственности, при котором все имущество поступает в общую собственность супругов без определения долей каждого.

Долевая собственность напоминает совместную, однако доли супругами определяются изначально. Для отчуждения (продажа, дарение…) имущества, находящегося в долевой собственности, необходимо согласие второго супруга.

Может быть установлен режим раздельной собственности на все или на раздельные виды имущества.


В М И Р Е И Н Т Е Р Е С Н О Г О

( история брачного законодательства )

Брачный договор уходит своими корнями в далекое средневековье. Очень долгое время церковь относилась к браку противоречиво и, на современный взгляд, странно. Только в начале 9 века брачные союзы стали освящать таинством венчания. Главное, что требовалось от женщины в браке, - рождение детей. Дочери и жены долгое время вообще не имели никаких прав на наследование супружеского и родительского имущества. Если дочь не удалось выдать замуж , ее отправляли в монастырь, туда же шла и вдова. Только к 12 веку жены и единственные дочери приобрели право наследования, но и тогда они были ограничены в возможностях составлять завещания и фактически являлись собственность мужей. Совершеннолетним возрастом, позволяющим вступать в брак, считалось 14 –летие для мальчиков и 12 –летие для девочек. При таком положении вещей выбор супруга и подписание брачного договора целиком зависел от родительской воли. Брачный договор –наш древний спутник. Вплоть до Октябрьской революции он широко применялся практически во всех сословных кругах и был обычной составляющей любой церемонии венчания.


ВОПРОС: На основе статей Семейного Кодекса укажите , какие вопросы между супругами не может регулировать брачный договор?


Брачный договор не может:

- ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право

на обращение в суд за защитой своих интересов

- регулировать личные неимущественные отношения между супругами

- предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного

нуждающегося супруга на получение содержания от своего супруга

- содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне

неблагоприятное положение

- содержать условия, противоречащие основным началам (принципам)

семейного законодательства.


Нарушение любого из перечисленных запретов является основанием для признания брачного договора недействительным полностью или частично.


Положительные черты брачного договора

Отрицательные черты брачного договора.




ВОПРОС: Правильно ли то, что семейное право уделяет большое внимание регулированию имущественных отношений между супругами, а не личных? Как вы думаете: достаток в семье – это главное, или важнее крепкие духовные узы?


То, что мы видим вокруг мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака. «Счастливые браки редко бывают результатом случайности: они являются следствием сознательного творчества – в том смысле, что разумно и обдуманно планируются» - писал доктор Баттерфил.

Сократ, на вопрос, что по его мнению лучше – взять жену или ее не брать, - ответил следующим образом: «Что бы ты не выбрал, все равно придется раскаиваться». Человек человеку или бог или волк. Для прочного брака необходимо сочетание очень многих качеств.


Слайд № 13.


Англичане говорят: «Мой дом – моя крепость». В разных странах любящих называют «армией двоих», спиной к спине стоит это маленькое войско против всевозможных тревог и напастей. Ничего не страшно, когда позади прочный тыл, когда уверен, что избитого, израненного не бросят, унесут в укрытие, которое называется домом.


Слайд № 14

Слайд № 15

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Рефлексия.

Сопоставьте право людей на создание семьи с другими правами человека: на труд, отдых, достойный уровень жизни, образование, свободу совести, религии и др. Какие из них родственны первому?


Домашнее задание: Составить синквейн со словом «семья».


Правила написания синквейна (доводятся до учащихся):

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола).

  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строчка – это синоним одного слова, которое повторяет суть темы.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок - беседа на тему: "Семья и брак"

Автор: Вашкевич Ирина Георгиевна

Дата: 05.09.2018

Номер свидетельства: 477183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "конспект урока на тему:"Семья – ячейка общества" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-siem-ia-iachieika-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "140618"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417973411"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) "Брак и семья "
    ["seo_title"] => string(14) "brak-i-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "139605"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417763370"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по обществознанию "Семейное право" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-siemieinoie-pravo-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104049"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402661402"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Тема: «Психолого-педагогические предпосылки   создания   благополучной   семьи». "
    ["seo_title"] => string(84) "tiema-psikhologho-piedaghoghichieskiie-priedposylki-sozdaniia-blaghopoluchnoi-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "139570"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417757669"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация к уроку "Вероятность гипотезы и генетика" "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-vieroiatnost-ghipotiezy-i-ghienietika"
    ["file_id"] => string(6) "237790"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444396498"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства