kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей студентов на уроках обществоведческого цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей студентов на уроках обществоведческого цикла

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей студентов на уроках обществоведческого цикла»

Развитие творческих способностей студентов на уроках обществоведческого цикла.

В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петровича, "Технология творческого развивающего обучения" Волкова Игоря Павловича, "Теория решения изобретательских задач" Альтшуллера Генриха Сауловича и ряд других. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

Многие технологии сводятся к развитию творческого мышления, как необходимого условия для формирования интеллектуально развитой личности.

Но в процессе обучения истории, немаловажную роль играют и другие виды творчества: литературное, художественное, научное, музыкальное. Эти виды творчества помогают раскрыть индивидуально-личностные качества учащихся.

Научное творчество помогает учителю опираться на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, ставить перед ними поисковую творческую задачу, консультировать и использовать в учебном процессе её результаты.

Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования и отношения к действительности.

Литературное и музыкальное исполнительство на уроках истории проявляется в выразительном изложении мыслей, чтения наизусть, драматизации, декламации, грамотном чтении.

Применение и развитие различных видов творчества в процессе обучения истории углубляет знания учащихся, вызывает интерес к процессу учения.

Для систематизации творческих уроков, заданий необходимо учителю заранее составлять планирование уроков и заданий творческого характера по темам.

Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически. В связи с этим в своей работе я ставлю перед собой следующие задачи для развития творческих способностей учащихся на уроках истории:

1. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.

2. Создавать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.

4. Способствовать воспитанию общественно-активной, творческой

личности, способной преумножить общественную культуру.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема творческого развития весьма актуальна сегодня. ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки и техники. таким образом, актуальность проблемы творческого развития вытекает из самой жизненной ситуации.

Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческих подход в любом деле личность.

Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.

В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.

В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности.

        Предлагаю несколько вариантов использования творческих заданий на уроках истории и обществознания.

Использование литературного творчества.

Написание хайку.

1)  Я был кем-то или чем-то

Я видел кого - то или что-то.

2) Место и действие .

(где и что делал)

3) Определите как?

( примеры текстов написанные учениками)

***

Я был листом

Растущим в лесу , давая пищу

Не желая того.

***

Я был Александром

Совершал походы на Восток.

С победой.

***

Я был облаком

Плывущим над сражением

Мне было страшно.

***

Я был солдатом

Воевал за Родину

Храбро.

Написание синквейнов.

1) Одно слово существительное или местоимение,  обозначающее объект или предмет.

2) Два слова : прилагательное или причастие.

3) Три глагола , обозначающих действия объекта.

4) Фраза из четырех слов , личное отношение автора к предмету.

5) Одно слово. Суть предмета.

( синквейны написанные учениками)

***

Учитель добрый знающий

Учит, воспитывает, помогает,

Старый друг,  лучше новых

Мастер.

   

***

Иван

Грозный ,  неуравновешенный.

Убивает, пытает, казнит.

Как зверь

Беспощадный.

***

Война

Голодная, кровавая

Стреляют, убивают, разрушают.

Нет ничего ужаснее в мире.

Страх.

Использование игровых приемов на уроках , для повторения и закрепления материала.

5 класс. Исторический диктант.

А- первобытное общество

Б - Древний Египет.

Выписать в нужный столбик  цифры, которыми обозначены слова.

1-фараон, 2- дубина, 3-рубило, 4- шадуф, 5- старейшина, 6- Нил, 7- Северо- Восточная Африка, 8- гарпун, 9- племя, 10- оазис, 11- плуг, 12- мотыга.

Проверка:

А: 2, 3, 5, 8. 9, 11, 12,

Б: 1, 4, 6, 7. 10.

"Веришь ,  не веришь?"

1) Верите ли вы , что река Ганг течет в Китае?

2) Верите ли вы , что Греция расположена в Передней Азии?.

3) Верите ли вы , что Буддизм развивался в Индии, а Конфуцианство в Междуречье?

4) Верите ли вы , что железо изобрели персы?

5) Верите ли вы , что шахматы изобрели в Египте?

6) Верите ли вы , что Евфрат течет в Междуречье?

"Аукцион"

Учащимся предлагается записать в столбик слова , которые характеризуют Индию.

На работу дается пять минут времени.

Затем предлагается начальная цена : шесть слов. Кто больше?

Побеждает тот,  кто больше назовет слов.

"Хлопни верно"

Учитель произносит слова относящиеся к определенной теме , учащимся необходимо хлопнуть в ладоши в тот момент когда произносится не верное слово , относящееся к другой теме.

Зевс, Посейдон, Хеопс, Дионис, Солон, Хаммурапи, Аид, Геракл, Гефест.

Тема: Жизнь египетского вельможи

1.        Мини-диктант.

А - первобытное общество                В - Египет

Выписать в нужный столбик цифры:

Фараон1, дубина2, старейшина5, Нил6, Северо-Восточная Африка7, гарпун8, племя9, оазис10, плуг11, мотыга12.

Проверка:

А - 2, 3, 5, 8, 9, 11, 12.

В - 1, 4, 6, 7, 10.        

2.        Какой век?

А) 113 год -     , 16 год -     , 1431 год -     , 988 год -     , 705 год -    

Б) 215 год -     , 22 год -     , 1817 год -     , 875 год -     , 1114 год -    

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1.        Вспомни слова.

ил                                фараон

оазис                        пороги

гарпун                        рубило

род                        племя

Геродот                история

2.        О чем (ком) идет речь.

А) Собрав сородичей и всех друзей

Решил он с ними поживиться.

Чужое племя он ограбил побыстрей

И с ними после боя поделился

                                   (вождь)

Б) Это предки всех слонов,

Но огромнее, лохмаче.

Для охотников, тем паче,

Нет желаннее добычи.

                                        (мамонт)

В) Он был царем,

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон,

Повелевать стал всеми… (фараон)

6 класс.

Тема "Понятие средние века"

1) Вспомни из ранее изученного , что означают эти слова?

Нил, гарпун, фараон, ил, Ра, история, Геродот, Гомер.

2) определи век.

678 год-?

1132 год - ?

876 год - ?

1567 год -?

Тема : " Образование государств во Франции, Германии, Италии"

"Оком , о чем речь?"

1) Он стал первым носителем титула король. Был высокого роста, в своей жизни совершил более пятидесяти военных походов?

( Карл Великий)

2) Это первый закон франков, в данном законе отразились традиции франков?

( Солическая Правда)

3) Как называли владельца крупного земельного надела?

( феодал)

4) Распад  некогда единого государства на более мелкие территории?

(феодальная раздробленность)

5) Война происходящая в нутрии государства ?

( междоусобная)

Русь древняя и средневековая.

Что за слово?

Кирюр ( Рюрик)

Тыйба  (Батый)

Дора ( Орда)

Зьняк (князь)

Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания  и во внеурочное время

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

 Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.  Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети - это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями.

Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем: 
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 
4. Их волнуют вопросы философского характера. 
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами. 
        Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности: 
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. 
        При работе я стараюсь учитывать все эти особенности. 

В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Никого особого рецепта по работе с одарёнными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы.  Беда в том, что не все из них об этом знают.

И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит        три        этапа: 
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему        предмету. 
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить        себя,        раскрыть        свои        таланты. 
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили  способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня. 
       Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке: 
- уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои        суждения; 
- урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; 
- урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); 
- урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов); 
- урок-конференция. 
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины. 

       На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому,  или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. 
       Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются мероприятия (викторины, конкурсы, турниры), проводимые в рамках предметной недели.  В частности, в этом году, в рамках недели  социально-гуманитарного цикла были проведены внеклассное мероприятие «Своя игра», интеллектуальный конкурс «Клуб знатоков», игра «Слабое звено». 

Одной из форм  работы является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Ежегодно я готовлю с учащимися научно- исследовательские работы.

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи: 
• стимулирование интереса детей к предмету; 
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области.

Считаю, что предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и систематической работе с одарёнными детьми. При подготовке к олимпиадам и конкурсам, как и все учителя, провожу индивидуальные занятия с детьми, направленные не только на изучение материала, но  намного опережающего школьную программу, на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.

В прошлом году  ученица 11 класса  стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории.

 Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных олимпиад, успешно поступают и учатся в ВУЗах.


Список использованной литературы и источников


1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007. 
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006. 
3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51. 
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40. 






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Право

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие творческих способностей студентов на уроках обществоведческого цикла

Автор: Этокова Юлия Михайловна

Дата: 02.08.2024

Номер свидетельства: 654615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства