Просмотр содержимого документа
«Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних граждан "Отражение"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Базинская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Н.В. Сутягина
Приложение к ООП ООО
УТВЕРЖДЕНО приказом директора
от «29» августа 2016 № 121
ПРОГРАММА
по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
«Отражение»
Автор-разработчик:
Стешина Ю.Н.,
педагог-организатор
Р.п. Бутурлино
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.
К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон).
2. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Цель программы:
Организация профилактики безнадзорности и правонарушений в МБОУ Базинской ООШ им. Н.В. Сутягина.
Формирование у детей ценного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, профилактика алкоголизма и наркомании.
1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
3.Социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
4.Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними.
Формы, методы и приемы профилактической работы
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, кружки, секции, привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки и этапы реализации программы.
Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период с 2017 -2020 год.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (август )
Анализ состояния профилактической работы за 2016-2017 учебный год. Работа с документацией.
II. Практический (сентябрь-май)
• Реализация программы. • Отслеживание результатов. • Коррекция программы. • Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий(июнь )
• Анализ и обобщение результатов. • Соотнесение результатов с поставленными целями. • Оформление и описание результатов. • Выработка методических рекомендаций. • Описание опыта работы по реализации программы. • Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
Прогнозируемый результат внедрения
1. Воспитание законопослушного гражданина, через изучение основных законов государства.
2. Использование в воспитательном процессе программы «Отражение» должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни,о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
3. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
4. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в селе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманией и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
В компетенцию МБОУ Базинской ООШ им. Н.В. Сутягина входит:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении,при которой осуществляется:
- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;
- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;
- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает:
- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;
- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 1 число каждого месяца учебного года;
- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;
-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
- организация работы классных руководителей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);
- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;
- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;
- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;
- привлечение органов родительского самоуправления, и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;
- принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;
- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.
4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетнихпредусматривает:
- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;
- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;
- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетнихчерез:
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной газеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2017-2018учебный год
№
Практические дела
Срок исполнения
Ответственные
1
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).
В течение всего года
классные руководители, руководители кружков
2
Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.
Сентябрь
классные руководители.
социальный педагог
3
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.
Сентябрь
классные руководители
4
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.
Беседы врача нарколога и фельдшера с учащимися 7- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).
В течение всего периода
классные руководители
7
Проведение выборочного анкетирования среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.
Октябрь
классные руководители
8
Проведение анкетирования учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.
Ноябрь
социальный педагог
классные руководители
9
Классные часы, посвященные результатам анкетирования.
Ноябрь
социальный педагог
классные руководители
10
Проведение анкетирования среди учащихся 5, 7, 9 классов с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп, к здоровому образу жизни.
Ноябрь
классные руководители
11
Классные часы, посвященные результатам анкетирования.
Ноябрь
классные руководители
12
Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом.
Декабрь
классные руководители
Учитель ИЗО
13
Линейка «Наркотики: зависимость и последствия».
Декабрь
Руководитель экологического кружка
14
Выпуск стенда «Береги здоровье смолоду!»
Декабрь
Руководитель экологического кружка
15
Оформление выставки книг: , “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”.
1 полугодие
Библиотекарь
16
Оформление картотеки по теме: “Здоровый образ жизни”
1 полугодие
Библиотекарь
17
Проведение беседы с просмотром видеофильмов по темам:
“Наркомания”, “ ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”
1 полугодие
социальный педагог
18
Подбор материалов к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”.
1 полугодие
Библиотекарь
Заместитель директора
19
Проведение классных часов, родительских собраний, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.
В течение периода реализации программы
Классные руководители
20
Участие в лыжных соревнованиях,
соревнованиях по футболу.
По особому плану
учитель физической культуры
21
Учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул.
В течение года
социальный педагог
22
Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений.
1 раз в два месяца (за исключением экстренных случаев)
заместитель директора
социальный педагог
23
Проведение рейдов в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении и семьи, чьи дети состоят на различных категориях учёта
В течение года
социальный педагог
классные руководители
Инспектор ПДН
24
Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.
В течение года
классные руководители
Учитель ИЗО
25
Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.
В течение года
Руководители кружков
26
Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.
В течение года
заместитель директора
социальный педагог
Инспектор ПДН
27
Обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа жизни в школьной газете «Калейдоскоп»
В течение года
Руководители кружков
заместитель директора
28
Организация летней оздоровительной компании, посвящённой здоровому образу жизни.
заместитель директора
социальный педагог
руководитель лагеря
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2018-2019учебный год
№
Практические дела
Срок исполнения
Ответственные
1
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).
В течение всего года
социальный педагог,
классные руководители, руководители кружков
2
Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.
Сентябрь
классные руководители
социальный педагог
3
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.
Сентябрь
классные руководители
социальный педагог
4
Проведение мероприятий, в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.
Октябрь-ноябрь
социальный педагог
классные руководители,
инспектор ПДН
5
Организация и проведение Дней здоровья.
В течение года
классные руководители
учителя физической культуры
6
Беседы врача нарколога и фельдшера с учащимися 7- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).
В течение всего периода
социальный педагог
классные руководители
7
Анкетирование среди учащихся 1, 5, классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.
Октябрь
социальный педагог,
классные руководители
8
Выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.
Октябрь
классные руководители
9
Проведение анкетирования учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.
Ноябрь
социальный педагог
классные руководители
10
Проведение анкетирования с учащимися 7 – 9 классов с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.
Ноябрь
социальный педагог
классные руководители
11
Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом.
Декабрь
классные руководители,
Учитель ИЗО
12
Проведение линейки “СПИД - чума века!”.
Декабрь
Старшая вожатая
13
Выставка книг по здоровому образу жизни
1 полугодие
Библиотекарь
14
Проведение беседы с просмотром видеофильмов по теме «Вредным привычкам – нет! Здоровому образу жизни – да!
1 полугодие
социальный педагог
15
Оказание помощи классным руководителям в подборе материалов по здоровому образу жизни.
1 полугодие
Библиотекари школы,
16
Регулярное проведение классных часов, родительских собраний, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.
В течение периода реализации программы
социальный педагог
инспектор ОПДН
Работники здравоохранения
17
Участие в спортивных соревнованиях, соревнованиям по лыжам.
По особому плану
учитель физической культуры
18
Контролирование посещаемости школы детьми, состоящими на различных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул.
В течение года
социальный педагог
19
Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений.
1 раз в два месяца ( за исключением экстренных случаев)
заместитель директора
социальный педагог
20
Проведение рейда «Подросток» в семьи, состоящие на учёте.
В течение года
социальный педагог
инспектор ОПДН
классные руководители
21
Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.
В течение года
Руководители кружков
22
Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.
В течение года
классные руководители
23
Продолжать обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.
Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.
Сентябрь
социальный педагог
классные руководители
3
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.
Сентябрь
социальный педагог
классные руководители
4
Организация и проведение Дней здоровья
В течение всего периода
Старшая вожатая.
Учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ
5
Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 8- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).
В течение всего периода
социальный педагог
классные руководители
6
Участие в конкурсе рисунков (3 – 7 кл), посвященных Дню борьбы со СПИДом.
Декабрь
классные руководителиУчитель ИЗО
7
Провести беседы с просмотром видеофильма «Век глупцов».
1 полугодие
социальный педагог
8
Помощь в подборке материалов по ЗОЖ.
1 полугодие
Библиотекарь
заместитель директора
9
Регулярно проводить классные часы, родительские собрания по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.
В течение периода реализации программы
социальный педагог
инспектор ПДН
Медицинский работник
10
Участие в спортивных соревнованиях.
По особому плану
учитель физической культуры
11
Распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.
В течение года
социальный педагог
12
В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми, состоящими на различных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул.
В течение года
социальный педагог
13
Проведение заседания Совета профилактики и правонарушений.
1 раз в два месяца (за исключением экстренных случаев)
заместитель директора
социальный педагог
14
Проведение рейда «Подросток» в семьи.
В течение года
социальный педагог
инспектор ПДН,
классные руководители
15
Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.
В течение года
классные руководители
руководители кружков
16
Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.
В течение года
Руководители кружков,
классные руководители
17
Выпуск уголка «Береги здоровье смолоду!»
В течении года
заместитель директора
18
Организация летней оздоровительной компании.
заместитель директора
руководитель лагеря
П Л А Н основных мероприятий по формированию толерантного сознания и профилактикеэкстремизма
В МБОУ Базинской ООШ им.Н.В.Сутягина
на 2017-2018 учебный год
№ п/п
Наименование мероприятий
Срок исполнения
Ответственный
1
Организация и проведение родительских собраний по темам: «Роль родителей в формировании толерантной личности», «Профилактика правонарушений и проявлений экстремистского характера среди несовершеннолетних»
в течение года
социальный педагог
классные руководители
2
Организация и проведение мероприятий, посвященных международному Дню толерантности.
ноябрь
классные руководители
3
Осуществление комплекса мероприятий по выявлению и пресечению деятельности религиозных сект, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность
в течение года
заместитель директора
социальный педагог
4
Принятие мер по профилактике вовлечения несовершеннолетних и молодежи в экстремистские акции и групповые нарушения общественного порядка, а также имеющие непосредственное отношение к пропаганде идей экстремизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни среди молодежи
в течение года
социальный педагог
классные руководители
5
Работа с фондами библиотек по исключению экстремистских материалов
постоянно
социальный педагог заместитель директора
6
Осуществление контроля за контентной фильтрацией для исключения доступа обучающихся к Интернет - ресурсам, несоответствующим задачам воспитания и образования
постоянно
заместитель директора
учитель информатики
7
Проведение рейдов в места массового скопления подростков и молодежи с целью профилактики асоциальных, противоэкстремистских явлений в молодежной среде.
постоянно
социальный педагог классные руководители
8
Организация работы кружков и спортивных секций
постоянно
заместитель директора
9
Организация информационного сопровождения мероприятий (выпуск информационных буклетов, методических рекомендаций)
в течение года
социальный педагог
классные руководители
10
Проведение мероприятий.
III - IV четверть
классные руководители
11
Проведение дней, недель, месячников правовых знаний, бесед, лекций, дискуссий с подростками и молодежью.
III - IV четверть
социальный педагог
классные руководители
12
Подготовка материалов по тематике толерантности и экстремизма
в течение года
заместитель директора
социальный педагог
13
Организация и проведение в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием работы по формированию у несовершеннолетних толерантного сознания и поведения и профилактике экстремизма