Методическая разработка проектно- познавательной игры «Права и обязанности ребенка»
Методическая разработка проектно- познавательной игры «Права и обязанности ребенка»
Методическая разработка проектно- познавательной игры «Права и обязанности ребенка» предназначена для учителей обществоведческих дисциплин, классных руководителей в рамках проведения месячника правовых знаний, предметных недель, внекласных мероприятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проектно- познавательной игры «Права и обязанности ребенка»»
Методическая разработка
проектно- познавательной игры «Права и обязанности ребенка»
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем внеклассное мероприятие, в форме- игры. А тему игры, вы определите сами.
У меня для вас подарок, вот такая коробка. Представьте себе, что там внутри лежит, что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя. Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету.
(Дети показывают, затем каждый раскрывает свою тайну – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями).
Учитель. Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке? А почему же вы не развернули бумагу?
(Было правило – нераскрывать коробку.)
Учитель. Назовите синоним к слову правило? (Норма, Закон).
У меня в этой коробке закон. Как вы его представляете? (Это книга).
Учитель. Как вы думаете, о чем эта книга? (О правах ребенка)
А знакомы ли вы со своими правами? Готовы ли исполнять перед государством все обязанности? Знаете ли вы, какие документы вам могут помочь с ними ознакомиться?
Учитель. Сегодня на уроке мы на все эти вопросы найдем ответ.
Учитель. Догадались ли вы, о чем пойдет речь на сегодняшней игре (Оправах ребёнка)
Действительно, ребята тема игры «Права и обязанности ребенка».
Учитель. Итак, ребята, кто мне скажет, что такое «право»?
(Право– возможность что-нибудь делать, осуществлять, по своему желанию,
но не причиняя вред ни кому)
Учитель. Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права?
(Конечно, ваши родители,семья)
Учитель. Итак, мой подарок - закон, а точнее Конвенция о правах ребенка – является очень важным документом.
Давайте ребята, поработаем со словарем, найдем определение слова «Конвенция».
(Конвенция – Международный договор по какому-нибудь определенному вопросу)
Учитель. Как вы думаете, о каком определенном вопросе идет речь в нашем случае?
(О правах ребенка)
Учитель. Но о детях заботятся не только в семье. А кто же еще проявляет заботу и защищает наши права? Послушайте.
1 ученик: После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача - защищать права человека во всем мире. В 1959 году была принята Декларация прав ребенка. Но так как Декларация - это международные рекомендации, не имеющие обязательной силы, а выполнение этих рекомендаций отследить было трудно. 2 ученик: 20 ноября 1989 года ООН принимает очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом. А так как вопросу о правах ребенка уделяется много внимания, учредили международный праздник: 20 ноября - Всемирный день прав ребёнка.
Учитель. Мы услышали прекрасный рассказ. Спасибо, ребята, молодцы.
Учитель. Да, действительно, в этом документе есть статьи, где написаны права ребенка. Сегодня я предлагаю вам создать самим детскую иллюстрированную Конвенцию о правах ребенка. Каждая группа сделает свой мини проект. Для этого вы будете работать в группах, ведь одна голова – хорошо, а две лучше. У детей есть много прав, но мы рассмотрим некоторые из них. У каждой группы на столе находятся иллюстрации и формулировки прав, которые вы должны соотнести и разместить на листе А3. В конце мероприятия у каждой группы будет свой мини- проект.
группа:
Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Дети имеют право на бесплатное образование.
Каждый имеет право на имя и гражданство.
Дети имеют право на отдых.
группа
Дети имеют право на медицинский уход.
Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
Каждый ребенок имеет право на жилье.
Дети имеют право на отдых.
Учитель. Вы должны будете озвучить, выполненную работу. Назвать право и показать иллюстрацию.
(Выступление учащихся)
Учитель. Ребята, сейчас я вам предлагаювспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Вы должны указать название сказки и право героя сказки. 1) Этот герой русской народной сказки потерял жилище, из-за одной коварной особы, потерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. («Лиса и заяц», у зайца нарушено право на жилище). 2) В какой сказке и кто путешествовала на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», воспользовалась правом на свободное передвижения). 3) В какой сказке и кто держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас – Барабас, у кукол нарушались право на свободу и свободный труд за вознаграждение).
4) Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его? («Царевна лягушка», ее право на имущество нарушено).
5) Кто из сказочных женщин жила в избушке на курьях ножках и летала на метле? (Баба Яга, пользовалась правом на свободное перемещение). 6) Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят», у козлят нарушено право на личную неприкосновенность, право на жизнь). Учитель. Конвенция о правах ребенка содержит не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни. Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: «Я лучше знаю, ведь я старше тебя». Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
В чем причины конфликтов между детьми и взрослыми? Ответить на этот вопрос нам поможет инсценировка ситуации, которая возникла в одной семье.
(Учащиеся показывают инсценировку «Насилие над личностью»)
Семья: (бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.)
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (садится за стол, начинает есть)
Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что- то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребенка. (Встает из-за стола)
Спасибо, я так наелся!
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка.(садится и смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя накажу.
Сын: Это проявление жестокости, папа.
Учитель. Вот такой знаток «Конвенции о правах ребенка»?
Скажите, ребята, нарушали ли взрослые права ребенка? (нет)
А что нарушил мальчик? (Не следит за личной гигиеной, не моет руки, не хочет выполнять свои обязанности: помогать по дому, помыть за собой посуду, отказывается сходить в аптеку, не хочет учиться, отказывается от обязанности учиться).
Учитель. Мальчик Петя хорошо запомнил права ребенка по Конвенции, но неправильно ими распоряжается (не уместно ими пользуется). Путает свои права с обязанностями.
Учитель. Когда нет конфликтов, в семье тепло и уютно. А тепло и уют только в той семье, где соблюдаются, не только права, но и обязанности всеми членами семьи. Что такое обязанность?
(Это то, что человек должен делать (непременно выполнить), независимо от своего желания)
Учитель.Верно, обязанность - круг действий обусловленных для выполнения.
Какие обязанности выполняете вы по- дому? (ответы учащихся)
А какая у вас главная обязанность? (Обязанность учиться, получить образование в школе)
Учитель. А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – топаете.
П- Каждый учащийся может взять книгу в школьной библиотеке
П - Каждый, кто заболел получает медицинскую помощь
О - Беречь школьное имущество
П– После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене
О – Соблюдать дисциплину
О – Записывать домашнее задание в дневник
П – Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу
О – Не пропускать занятия в школе без уважительной причины
Учитель. Давайте вернемся к нашим проектам. Для этого я вновь даю возможность поработать в группах.
группа: Составить Устав, по которому вы будете жить в школе. Выберите те позиции-предложения, которые приемлемы для класса и разместите их на листе, те, которые не приемлемы – отложите в сторону.
Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо
В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.
Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.
Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное - уберет дежурный
группа: Создать кодекс класса. Выбрать утверждения, с которыми вы согласны и подклеить их на лист. Можно добавить список другими правами.
Вы имеете право:
Ставить себя на первое место;
Просить о помощи и эмоциональной поддержке;
Протестовать против несправедливого обращения или критики;
Иметь свое собственное мнение или убеждения
Совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь;
Предоставлять людям право самим решать свои проблемы;
Говорить: «спасибо, нет», «извините, нет»;
Не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным;
Побыть одному, даже если другим хочется вашего общества.
Иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;
Менять свои решения или изменять образ жизни;
Добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает.
Учитель: Люди, которые соблюдают законы, пользуются уважением в обществе людей. С такими людьми легко в общении. Я предлагаю выполнить следующее задание. Вспомните качества , помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности .
Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор? (Миролюбивый)
Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности. (Ответственный)
Человек, любящий трудиться? (Трудолюбивый)
Человек, который знает о своих недостатках. (Самокритичный)
Человек, всегда готовый помочь? (Отзывчивый)
Человек, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (Порядочный)
Человек, который всегда поступает честно по отношению к другим. (Справедливый)
Учитель. О таких людях говорят, что они знают не только свои права, но и обязанности.
Зная и соблюдая свои права и обязанности, вы тоже сможете обладать всеми этими КАЧЕСТВАМИ, тогда в обществе о вас будут говорить «воспитанный человек».
Учитель. Теперь группам предстоит защитить свои проекты.