Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему: "Историческая карта"»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта урока на тему:
«Историческая карта»
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Пыдык Ксения
Ейск, 2022 г.
Цель: познакомить детей исторической картой, историческими источниками.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие «историческая карта» «археолог», познакомить с видами исторических карт, формировать знания, умения и навыки, необходимые для чтения карт; показать отличие исторической карты от географической.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания; развивать умения работать с исторической картой.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, патриотизм у учащихся.
Оборудование: учебник, карта, презентация
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Николаевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Дети: Приветствуют учителя.
Учитель: Ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие по разным эпохам, нашим спутником будет то, что вы отгадаете с помощью ребуса.
Дети: ответы
Учитель: Да , все верно! прежде чем отправится в путешествие мы должны познакомится с понятиями "историческое время" и "историческая карта". Вы уже знакомились с понятием историческое время в 3 классе, кто может рассказать?(Историческое время можно представить в виде реки или ленты, которая убегает далеко назад, в глубину времен. Промежутки времени на ней могут быть и совсем маленькими: несколько десятилетий, лет или даже дней. Такая лента может служить для описания жизни человека, семьи, класса)
Дети: ответы
Учитель: Совершенно верно! А кто-то может знает что такое историческая карта?
Дети: ответы детей
Учитель: (Историческая карта - это карта по истории разных народов, государства, рассказ о событиях в прошлом.)
Учитель: А теперь давайте познакомимся с видами исторических карт.
Виды исторических карт:
- по охвату территории (мировые, материковые, карты государств, административных единиц);
- по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические);
- по масштабу (крупномасштабные, средне - и мелкомасштабные);
- по пространственному охвату различают исторические карты мира, отдельных регионов, государств, исторических областей, городов и т. д.,
- по хронологии – карты первобытного общества, Древнего мира, Ср. веков, Нового и новейшего времени.
А также карты археологические, историко-этнографические, историко-политические, военно-исторические, историко-экономические, историко-культурные, истории географических открытий и др.
Учитель: Давайте посмотрим на нашу карту. На ней есть условные обозначения. Кто - то может назвать их? (учитель показывает детям карту)
Дети: ответы.
Учитель: (Линии и цвета могут показывать границы государства; кружки и домики- города; несколько нарисованных всадников- войско; скрещенные мечи, корабли, пушки- места сражений; направление торговых путей и перемещения войск обозначают стрелками)
Учитель: Карта всегда отражает или определенный этап в развитии государства, или конкретное событие. Уметь "читать" карту важно каждому, кто приступает к изучению истории.
Учитель: Откроем учебники и у вас на обложке есть карта, это карта того, что вы узнаете нового из этого учебника, какие темы вам придется изучить. Давайте прочитаем их.
Учитель: Изучая страницы истории, мы невольно задаем вопрос: " Как ученые узнают о том или ином событии, которое произошло много веков назад?" Об этом рассказывают находки археологов: остатки поселений, городов, старые деревянные и каменные дома, захоронения, оружие, монеты, осколки глиняной посуды, а также древние книги. А кто знает, кто такой археолог? (это ученый, который изучает человеческую историю по вещественным источникам).
Все, что хранит память о прошлом, ученые называют историческими источниками. Историки разделили их на следующие группы: вещественные, письменные и устные.
Педагог: (рассказывает про вещественные, письменные и устные исторические источники)
Дополнение к рассказу:
1)Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой.
2) Хроника- историческое описание событий в хронологическом порядке.
Физминутка.
Раз-согнулись, разогнулись
Два-присесть и потянулись
Три-в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка
На четыре –руки шире (рывки руками)
Пять -повернёмся мы опять (повороты туловища в стороны)
Шесть -тихо сесть.
Учитель: -Ребята, давайте теперь рассмотрим памятку. Как «читать» историческую карту».
АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ:
-прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
-ознакомься с легендой карты;
-чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
б) определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
в) определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути).
Подведение итогов:
1) Что же такое "историческая карта"?
2) Что относится к вещественным источникам? Письменным? Устным?